Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..стр. 2
1. Планирование (прогнозирование) природопользования и
охраны окружающей среды ……………………………………………………….. стр. 3-8
2. Платежи за природопользование и загрязнение окружающей
среды …………………………………………………………………….………….. стр. 9 - 13
Задача 1 ……………………………………………………………………………....стр. 14
Задача 2 …………………………………………………………………………..…. стр. 15-16
Заключение …………………………………………………………….……….……стр. 17
Список использованной литературы ……………………………….………………стр. 18
Введение

Работа содержит 1 файл

контрольная экология.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

В соответствии с Государственным докладом о состоянии окружающей природной среды РФ в 1995 г. в разных стадиях разработки и частичной реализации насчитывалось свыше 70 региональных программ.

Интересный опыт в рассматриваемой сфере накоплен в Москве. Комплексная экологическая программа Москвы утверждена постановлением правительства Москвы от 27 сентября 1994 г. Она определила содержание и цель мероприятий и работ, сроки реализации, объемы необходимых ассигнований, ответственных за реализацию.

В целях повышения эффективности реализации программ и проектов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов Правительством России предусмотрено создание Государственного центра экологических программ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (постановление от 7 июня 1996 г.). В качестве его основных задач определены:

• участие в реализации программ и проектов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

• привлечение внебюджетных средств для реализации программ и проектов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

• организация научно-исследовательских работ в рамках программ и проектов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

• научно-техническое и финансовое содействие в создании системы экологической безопасности и экологического контроля в России;

• участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий экологических аварий и катастроф.

Последовательная реализация планов и программ в области природопользования и охраны окружающей среды, наряду с другими факторами, предопределяется финансированием.

 

 

 

 

 

 

 

2. Платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды

После проведения экономического эксперимента в России в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. № 13, повсеместно была введена плата за загрязнение окружающей среды.

Плата взималась за:

                   выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

                   сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через системы коммунальной канализации;

                   размещение отходов.

Устанавливались базовые нормативы платы за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду и их превышение. Указанные нормативы платы устанавливались по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени опасности его для окружающей среды и здоровья человека.

Указанная плата по утвержденным временным нормативам взималась из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и направлялась в фонды охраны природы, используемые на природоохранные цели. В случае необходимости размер платежей корректировался в сторону снижения с учетом экологических условий, экономического состояния предприятия, а также освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление их в счет платежей.

С учетом накопленного опыта взимания платежей, Правительством Российской Федерации издано постановление от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия». Согласно данному порядку общая методология определения платежей осталась прежней, но были внесены некоторые изменения в порядок их определения и взимания.

В настоящее время базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников охватывают 217 ингредиентов загрязнения, за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и водные объекты — 198 ингредиентов загрязнения. Однако, как показывает мировой опыт и отечественная практика, установление платы по такому чрезмерно детальному охвату ингредиентов не вполне оправдано. Тем более, что отсутствуют достаточно эффективные методы и надежные средства контроля отдельных ингредиентов выбросов. По нашему мнению, целесообразно ограничить количество ингредиентов выбросов загрязняющих веществ, по которым устанавливается плата, до 20— 30. Среди ингредиентов, которые являются наиболее существенными по объему выбросов в атмосферу, можно рассматривать твердые частицы пыли, NOx, SO2, СО (СО2) и некоторые другие. С другой стороны, имеются такие ингредиенты загрязнения, например, ртуть, тяжелые металлы и др., разрешение на выброс которых из-за их высокой токсичности не должно выдаваться, как это практикуется за рубежом.

Базовые нормативы платы за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей среды и на коэффициенты индексации платы.

Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

Для расчета платежей принимались следующие величины удельного экономического ущерба (в ценах 1990 г.):

1) от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита (временно согласованного выброса) — 3,3 руб. /усл. т;

2) от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива сброса и лимита (временно согласованного сброса) — 443,5 руб. /усл. т;

3) от размещения:

                   нетоксичных отходов добывающей промышленности — 0,1 руб./т;

                   нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности — 4,6 руб./м3;

                   токсичных отходов — 80 руб./т.

Базовые нормативы платы за размещение отходов устанавливаются дифференцированно в зависимости от класса опасности.

Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд существенных недостатков. Главный из них — низкий уровень платежей. Плата за загрязнение сейчас настолько мала, что предприятиям стало гораздо выгоднее загрязнять окружающую среду, вносить за это плату в экологические фонды и не осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты, соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии. Кроме того, по сравнению с 1991 г. произошло относительное снижение их в результате несоответствия индексации базовых ставок платежей уровню инфляции.

Ожидаемые изменения по платности природопользования связаны с введением нового Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно проекту данного Кодекса, вместо платежей за загрязнение окружающей среды, вводится экологический налог.

Новая система платежей (налогов) должна включать плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ:

                   в пределах стандарта (норматива);

                   в пределах между стандартом и лимитом;

                   сверх установленного лимита.

В идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) — в пределах между стандартом и лимитом и сверх установленного лимита. Экологический налог должен представлять собой своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории, взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества.

Следует помнить, что в условиях рыночной экономики движущим мотивом и определяющей целью производства при прочих равных условиях является извлечение максимальной прибыли. Этой цели в конечном счете практически подчиняются все хозяйственные решения. Следовательно, если мы не создадим экономический механизм, который бы адекватно отражал ущерб от загрязнения окружающей среды в хозяйственной деятельности предприятий, то рыночные отношения будут способствовать разрушению природной среды. Поэтому налог и платежи за загрязнение окружающей среды должны постепенно повышаться до оптимального уровня при одновременном уменьшении других видов налогов.

Дальнейшее совершенствование экономического регулирования природопользования предполагает введение платы за загрязняющие вещества, оказывающие влияние на глобальное изменение климата (СО2), разрушающие озоновый слой Земли и др. На указанные вещества следует установить специальный экологический налог. Определение размера данного налога (или платежа) может осуществляться:исходя из удельных общественно необходимых затрат на подавление этих веществ или их замену (последнее касается озоноразрушающих веществ);на основе установленного мировым сообществом согласованного норматива.

Очевидно, что в перспективе мировое сообщество перейдет к квотированию выбросов загрязняющих веществ на душу населения и оказывающих влияние на глобальные изменения в биосфере и установлению налога на эти вещества.

Что касается методологии установления платежей за размещение отходов, то она также требует совершенствования. Токсичные и опасные отходы должны храниться, перерабатываться или уничтожаться только специализированными, имеющими на это право, предприятиями. Плата за их размещение должна быть такой, чтобы возместить затраты указанных предприятий, обеспечить необходимый уровень прибыли и экологическую безопасность процесса.

При этом экономические нормативы платы за размещение отходов в пределах лимита могут разрабатываться на основе затрат:

                   на размещение (захоронение, хранение) отходов предприятий и региона в целом;

                   на использование отходов;

                   на разработку и создание малоотходных технологий.

Одновременно следует совершенствовать налоговую политику в отношении предоставления льгот предприятиям, использующим отходы. В этой связи заслуживает внимания опыт ФРГ и других стран, где установлена плата (налог) за упаковку как форма борьбы с образованием отходов.

Действующая в настоящее время в России система платежей должна дополняться платой за другие виды вредного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, тепловое загрязнение, радиационные воздействия, бактериологическое загрязнение и др.). Такая плата применяется в отдельных регионах России (например, плата за шумовое и бактериологическое загрязнение — в Нижегородской области) и по мере отработки методических подходов к ее применению будет внедряться на всей территории страны.

Таким образом в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 16) выделены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду, которое является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

                   выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

                   сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

                   загрязнение недр, почв;

                   размещение отходов производства и потребления;

                   загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

                   иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Важно отметить, что внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 1

По многолетним наблюдениям, урожайность сельскохозяйственных культур на земельных угодьях сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских хозяйств, расположенных в зоне действия выбросов металлургического комбината, на 25 % ниже, чем в других хозяйствах данного района.

Опираясь на эти данные, местная администрация вынесла решение об ограничении экологически вредной деятельности завода (закрытии участка литейного цеха). Завод отказался выполнить это решение, пояснив, что выброс вредных веществ в атмосферу им осуществляется в пределах, установленных ему органами охраны окружающей среды.

Какие меры защиты интересов природопользователей предусмотрены законодательством?

 

РЕШЕНИЕ:

В соответствии со стст. 7,10 ФЗ «Об охране окружающей среды» РФ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и имеют право принимать решения об ограничении или приостановлении работы отдельных производств, цехов и иных объектов, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства РФ об охране окружающей среды. Поэтому местная администрация была вправе вынести решение об ограничении экологически вредной деятельности завода (закрытии участка литейного цеха) и завод обязан был выполнить это решение. Вместе с тем, завод имел право в установленном законодательством РФ порядке обжаловать решение местной администрации. Согласно ст. 76 Закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды