Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:14, реферат
Задача архитектурно-ландшафтной организации загородных магистралей дорог заключается в создании информационно насыщенной среды, способствующей активному восприятию прилегающей территории, безопасности движения, быстрой и точной пространственно-временной ориентации и выбору рационального скоростного режима движения. Сеть специализированных парковых дорог в отечественной практике пока не получила широкого развития, и их функции выполняют загородные магистрали. Современная магистраль обладает богатой познавательной и эстетической информацией. Изыскания новых дорог сводятся к поиску в любом ландшафте наиболее пригодных для езды линий.
1 Введение 2
2 Благоустройство загородных магистралей 3
2.1 Архитектурно-планировочные элементы дорог 3
2.2 Элементы оборудования дорог 6
2.3 Роль зеленых насаждений в функционировании дорог 9
2.4 Организация ландшафта автомобильных дорог 10
2.5 Композиция зеленых насаждений 13
3 Заключение 16
Федеральное агентство по образованию и науке
Южно – Уральский
Архитектурно-Строительный факультет
Кафедра
«Градостроительство»
Реферат на тему:
«Озеленение
автомобильных дорог»
Выполнил студент:
Федорина Наталья
Группа:
АС-331
Проверил:
Челябинск,
2012г.
Оглавление
1 Введение 2
2 Благоустройство загородных магистралей 3
2.1 Архитектурно-планировочные элементы дорог 3
2.2 Элементы оборудования дорог 6
2.3 Роль зеленых насаждений в функционировании дорог 9
2.4 Организация ландшафта автомобильных дорог 10
2.5 Композиция зеленых насаждений 13
3 Заключение 16
4
Библиографический
список 17
Задача
архитектурно-ландшафтной
Эстетическое восприятие дороги неразрывно связано с четкостью ее функций, благоустройством элементов и рациональностью использования дорожного полотна.
Разделительные полосы без устройства покрытий устраиваются для раздела многополосных дорог. На них укладывают грунтовые валы или формируют полосы растительности. Посадка деревьев уменьшает встречное ослепление, шум и влияние отработанных газов, но толщина ствола не должна превышать 15 см для предотвращения сильных ударов автомобилей об него в случае аварии .
Широкая
промежуточная полоса между встречными
путями движения может быть переменной
величины и включать участки ландшафта
— рощи, пруды, поселки, фруктовые сады.
Независимое расположение встречных полос
с включением природных элементов повышает
интерес к дороге, делает поездку более
комфортабельной и меньше нарушает естественный
ландшафт
благодаря узким полосам движения. Таким
образом, раздельное трассирование (или
устройство разделительной полосы переменной
ширины) является одним из лучших средств
вписывания дороги в ландшафт и применяется
для:
Придорожная
полоса. Учитывая значение дорог как
объектов туризма и отдыха, прилегающие
к дороге менее ценные для сельского хозяйства
земли по берегам рек, около достопримечательных
мест передаются под контроль дорожных
организаций для сохранения и улучшения
методами ландшафтной архитектуры. Охраняемая
часть придорожного пространства включает
всю видимую зону, для которой при
проектировании дороги разрабатывается
схема функционального зонирования и
ландшафтной организации с детальной
проработкой объемно-пространственного
решения основных узлов трассы — участков
размещения памятников архитектуры,
примечательных объектов природы, мемориальных
участков, мест кратковременного отдыха
у дороги, транспортных развязок. Примыкающее
к дороге пространство разграничивают
на две зоны — ближнюю и дальнюю. В ближней,
кроме полотна дороги, размещают придорожные
сооружения — станции технического обслуживания,
автостоянки и павильоны остановок, информационные
знаки, элементы благоустройства, малые
архитектурные формы, декоративные и защитные
зеленые насаждения. В дальней зоне, помимо
местного пейзажа, могут просматриваться
памятники архитектуры, мемориалы, панорамы
населенных мест, сельскохозяйственные
и промышленные объекты.
Полоса остановочных
площадок. Ее ширина — от 3 до 8 м в зависимости
от класса дороги. Служит для размещения
павильонов, телефонных будок, туалетов,
дорожных буфетов. Не всегда является
частью дорожного полотна, но иногда тянется
вдоль него на сотни метров. Располагается
обычно в одном уровне с проезжей частью
и по окраске контрастирует с полосами
дороги (например, цветной асфальтобетон),
Полоса безопасности.
Это — препятствие для попадания на дорогу
велосипедистов, детей и животных. Ширина
ее определяется местными условиями, окраска
и форма поверхности должны обеспечивать
хорошую видимость с
большого расстояния, отпугивать животных
необычностью (например, плиточным покрытием).
Пешеходные тропы
устраивают в таком отдалении от дороги,
чтобы уровень звукового давления свыше
70 дБ полностью глушился природными экранами
(холмами, грядами, откосами выемок, хвойной
растительностью). Ширина от 0,75 до 1,5 м.
Сопутствующие тропы и дорожки (пешеходные, велосипедные, для мотоциклистов) располагаются в придорожной полосе обычно не строго параллельно существующей дороге, что обеспечивает безопасность движения по ним. Для устройства сопутствующих дорожек широко используются старые аллеи и просеки в лесу. Это особенно важно в гористой местности исходя из условий безопасности.
Велосипедные дорожки по возможности не должны совмещаться с пешеходной тропой. Ширина их принимается 1—2 м, уклон не более 20 °/о Прогулочные велосипедные дорожки на отдельных коротких участках могут иметь уклон до 50 %.
Остановочные площадки. По размерам и расположению могут быть разнообразными. Памятники старины и мемориальные зоны, расположенные вблизи дороги, обеспечиваются удобными подъездами и выездами.
Элементы оборудования дорог делятся на обязательные (общесоюзные и международные) и местные. К обязательным относятся: дорожные знаки; разметка дорог, освещенность; санитарные пункты, почта, телефон, телеграф; станции обслуживания, бензозаправочные; туалеты, души и др.
Местные элементы оборудования определяются особенностями среды, региональными особенностями архитектуры и деталей благоустройства; к ним относятся пункты питания, места отдыха, ожидания.
Средства ландшафтной архитектуры имеют важное значение при формировании благоприятной среды мест отдыха, которые подразделяются на несколько типов. Основные из них: для кратковременного отдыха в пути водителей и пассажиров; видовые, в местах, откуда открываются живописные панорамы; около памятных мест, связанных с историческими событиями и выдающимися людьми. Располагаются на расстоянии друг от друга, в зависимости от расчетной скорости движения V (км/ч) следующим образом: площадки длительной стоянки, туалеты — 0,2 V; кафе, закусочные, души — 0,4 V; мотели, кемпинги — 1,0 V.
На туристских дорогах эти расстояния могут быть меньшими. Для предотвращения загрязнения среды площадки оборудуют туалетами, мусоросборниками, кострищами.
Количество стояночных мест зависит от часовой интенсивности движения N (авт/ч) и примерно составляет, шт.: стоянки для автомобилей — 10 + 0,01 N; душевые кабины — 2 + 0,01 N; туалетные места — 2 + 0,005 N.
Основные принципы устройства площадок отдыха: размещение в достопримечательных и живописных местах; удаление от дороги и
защита деревьями и кустарниками; планировочные параметры двух
типов - вытянутый вдоль дороги и тупиковый.
При зонировании площадок отдыха выделяются следующие участки (зоны):разделительный островок шириной 5—20 м, отделяющий площадку от магистрали; полоса сквозного проезда, по которой автомобили въезжают на площадку отдыха, шириной 1—1,5 ширины полосы движения (примыкание к основной дороге под углом 7—20°); место стоянки с дорожной одеждой, рассчитанной на тяжелые автомобили; площадки отдыха на лугу или под деревьями недалеко от автомобиля; зона отдыха, по которой проезд не разрешен, иногда ее отделяют от площадки отдыха живой изгородью.
Площадки отдыха в местах с красивыми видами. Там, где с дороги открываются красивые виды (например, на горных перевалах) устраивают площадки для обзора, чаще всего — небольшие, ввиду непродолжительности остановки, путем уширения дорожного полотна. В США в местах с красивыми видами резервируют полосы шириной, м:
в
равнинной или
у основания холмов, используемых как пастбища .... 15—30
вдоль рек и ручьев 150—180
Для этой цели обычно используются участки старых дорог, оставшиеся после спрямления или увеличения радиуса кривых. При малых дальностях поездок площадки отдыха могут быть простейшего типа.
Пункты общественного питания. Количество мест в кафе при расположении их на расстоянии 0,4 V принимают равным 15 + 0,04 N
(N — интенсивность движения, авт/ч).
Мотели — придорожные гостиницы для ночного отдыха — и кемпинги — стояночные площадки для летнего и зимнего туризма. Простейшие кемпинги — это, практически, пикниковые площадки в лесу, размещенные на просеках, отделенных густой растительностью от дороги. Пляжные кемпинги — с палаточными и ротелевыми городками (спальные автобусы, снабженные необходимыми удобствами), где обеспечивается прокат палаток.
Павильоны на автобусных остановках устанавливаются на всех дорогах, по которым проходит пассажирское движение, на придорожной полосе. Архитектура и материалы определяются местными условиями.
Зеленые насаждения дорог выполняют различные функции, и при выборе их типа учитывается несколько факторов.
Специфика озеленения дорог заключается в противоречивости влияния насаждений на состояние дороги и безопасность движения. Поэтому при проектировании обязательно учитывают все особенности каждого типа посадок в данных конкретных условиях.
Исходя из условий безопасности движения для «обеспечения видимости и зрительного ориентирования водителей посадки сгущаются с внешней стороны кривых и сильно разрежаются или вовсе не производятся — с внутренней. На залесенных участках устраивается срезка для обеспечения видимости. При обсадке дорог пирамидальными деревьями (тополями, кипарисами) возникает так называемый «зебра»-эффект — крайне утомительное мелькание теней на дороге в вечерние и утренние часы. То же наблюдается и на дорогах, проложенных через высокоствольный лес. В таких случаях между деревьями подсаживают густой кустарник.
Для правильной оценки глубины пространства обычно бывают нужны опорные точки, позволяющие зрительно оценивать расстояние. Отсюда возникает необходимость в членении пространства для восприятия его глубины и создании в поле зрения у дороги «точек отсчета» в виде групповых посадок, дорожных знаков и указателей .
Как инженерное сооружение дорога является
очень активным композиционным элементом
ландшафта. Поэтому основная цель озеленения
— не только украсить ее, но и усилить
связь с окружающим ландшафтом.
Это достигается подчеркиванием красивых
мест, разграничением ландшафтных бассейнов,
использованием динамичности зеленых
насаждений по возрасту и временам года,
архитектурной выразительностью и оригинальностью
сооружений и участков, находящихся в
зоне зрительного восприятия .
Приемы формирования ландшафта автомобильных дорог:
а — сохранение групп или отдельных деревьев;
б — подсадка контрастных окружению насаждений;
в — пробивка визиров и создание открытых
пространств;
г — создание просветов в аллейных посадках;
д — организация благоустроенных мест отдыха;
е—организация автобусных остановок;