Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:54, доклад
До недавнего времени термин «особо охраняемые природные территории не употреблялся ни в специальной литературе, ни в законодательстве. Обычно использовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегда адекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызывая споры среди специалистов. Поэтому введение в научный оборот и отчасти в законодательство термина «особо охраняемые природные территории» было по существу попыткой объединить под этим наименованием все категории природных комплексов и объектов, взятых под особую охрану государства (далеко не всегда умещавшихся в традиционно понимаемую формулу заповедности).1 Б.В. Ерофеев раскрывает понятие правового режима земель особо охраняемых природных территорий как систему, состоящую из объектов природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли.
В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями лесной фонд делится на три группы лесов — первую, вторую, третью, а леса первой группы — на категории защитности.
К лесам
первой группы относятся леса, основным
назначением которых является выполнение
водоохранных, защитных, санитарно-гитиенических,
оздоровительных, иных функций, а также
леса особо охраняемых территорий.
Леса первой группы подразделяются на
следующие категории защитности:
К лесам
второй группы относятся леса в регионах
с высокой плотностью населения и развитой
сетью наземных транспортных путей, леса,
выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические,
оздоровительные и иные функции, имеющие
ограниченное эксплуатационное значение,
а также леса в регионах с недостаточными
лесные ресурсами, для сохранения которых
требуется ограничение режима лесопользования.
К лесам третьей группы относятся леса
многолесных регионов, имеющие преимущественно
эксплуатационное значение. Однако и здесь
при заготовке древесины должно обеспечиваться
сохранение экологических функций этих
лесов. Леса этой группы разделяются на
освоенные и резервные. Кретерии отнесения
лесов этой группы к резервным определяются
федеральным органом управления лесным
хозяйством.
Порядок такого перевода лесных земель в нелесные определен статьей 63 ЛК РФ. Перевод лесных земель в нелесные в указанных случаях и их изъятие осуществляется:
При
таких переводах лесных земель в нелесные
с граждан и юридических лиц, в интересах
которых осуществляется такой перевод
или изъятие, взимается плата, размер которой
устанавливается органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
на основании кадастровой оценки переводимого
или изымаемого участка лесного фонда.
Эта плата направляется лесхозу федерального
органа управления лесным хозяйством
и расходуется на возмещение потерь лесного
хозяйства.
Иной порядок установлен для перевода
лесных земель в нелесные для использования
их в целях, связанных с ведением лесного
хозяйства и пользованием лесным фондом.
Перевод в этих случаях осуществляется
соответствующим лесхозом федерального
органа управления лесным хозяйством
с разрешения территориального органа
федерального органа управления лесным
хозяйством в субъекте РФ. В таком разрешении
должно быть указано место нахождения
участка лесного фонда, его площадь, цель
и срок, на который осуществляется перевод,
перечень разрешенных к выполнению работ
на данном участке, мероприятия по рекультивации
этого участка после истечения срока перевода.
Мониторинг лесов — это система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и повышения их экологических функций. Порядок ведения мониторинга лесов устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
Для
осуществления рационального
Лесоустройство —
это система мероприятий по обеспечению
рационального использования лесного
фонда, повышению эффективности ведения
лесного хозяйства и осуществлению единой
научно-технической политики в лесном
хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются:
выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка их проведении
Лесным кодексом РФ (ст. 80) предусмотрены следующие виды лесопользований:
Государственный
контроль за осуществлением указанных
функций осуществляется органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
федеральным органом управления лесным
хозяйством и его территориальными органами,
специально уполномоченными государственными
органами в области охраны окружающей
природной среды, другими органами исполнительной
власти в пределах их компетенции.
Положением о Федеральной службе лесного
хозяйства России, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от
10 февраля 1998 г. № 173, определены структура
и компетенция Федеральной службы лесного
хозяйства, являющейся федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
исполнительные, контрольные, разрешительные,
регулирующие функции в области использования,
охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства
лесов и ведения лесного хозяйства. Она
является федеральным органом управления
лесным хозяйством и специально уполномоченным
государственным органом в следующих областях
государственного управления:
Федеральная служба лесного хозяйства России осуществляет возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Последние включают в себя органы управления лесным хозяйством этой Службы в субъектах Российской Федерации и лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы
Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному хозяйству и не входящим в него лесам, а также защите от вредителей и болезней леса.
Правительство
РФ, органы государственной власти
субъектов РФ, федеральный орган управления
лесным хозяйством и его территориальные
органы обеспечивают осуществление мероприятий
по охране и защите лесов, борьбе с вредителями
и болезнями леса и лесными пожарами.
Лесопользователи обязаны разрабатывать
и утверждать по согласованию с лесхозами
федерального органа управления лесным
хозяйством планы противопожарных мероприятий,
а также проводить их в установленные сроки.
Перечень противопожарных мероприятий
и требования к планам этих мероприятий
определяются федеральным органом управления
лесным хозяйством.
Граждане и юридические лица в местах проведения
на территории лесного фонда работ, культурно-массовых
и других мероприятий обязаны иметь средства
пожаротушения в соответствии с утвержденными
нормами, а также содержать указанные средства
в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей
их немедленное использование.
Особо урегулирована Лесным кодексом РФ защита лесного фонда и не входящих в него лесов от вредителей и болезней леса. Такая защита обеспечивается систематическим слежением за состоянием лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, своевременным выявлением очагов вредителей и болезней леса, мерами по профилактике возникновения таких очагов, их локализации и ликвидации.
Защита лесов от болезней и вредителей включает следующие мероприятия:
По состоянию на 1 января 2001 года в лесном фонде области числится 133,6 тыс. га насаждений, поврежденных промышленными выбросами предприятий цветной металлургии, из которых 7,5 тыс. га полностью погибшие, 14,3 тыс. га представлены гарями и 7,5 тыс. га песчаными пустынями (песками), которые расположены в основном на побережье Белого моря в Терском районе.
Повреждение и уничтожение лесов, по всем вышеперечисленным факторам, является результатом интенсивного антропогенного воздействия на окружающую среду.
Гибель и повреждение насаждений влекут за собой серьезные экологические последствия, такие как нарушение кислородного баланса, снижение адсорбционной способности насаждений, нарушение водного режима, развитие эрозионных процессов, снижение рекреационных функций лесной среды.
В результате дифляции и перемещения песков изменился гидрологический режим одной из важнейших лососевых рек Европейского Севера - Варзуги. На ряде участков реки образовались заморные ямы, уменьшение глубин в приливно-отливной зоне привело к появлению зашугованных участков, где наблюдается постоянная гибель рыбы в период льдообразования.
Для восстановления
лесов на месте погибших от промвыбросов
насаждений и на песках Терского берега
требуется продолжение научно-