Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:54, доклад
До недавнего времени термин «особо охраняемые природные территории не употреблялся ни в специальной литературе, ни в законодательстве. Обычно использовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегда адекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызывая споры среди специалистов. Поэтому введение в научный оборот и отчасти в законодательство термина «особо охраняемые природные территории» было по существу попыткой объединить под этим наименованием все категории природных комплексов и объектов, взятых под особую охрану государства (далеко не всегда умещавшихся в традиционно понимаемую формулу заповедности).1 Б.В. Ерофеев раскрывает понятие правового режима земель особо охраняемых природных территорий как систему, состоящую из объектов природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли.
Особенность заповедной формы природных объектов и комплексов. Состояние лесного фонда. Охрана защита лесного фонда и восстановление лесов.
До недавнего времени термин «особо охраняемые природные территории не употреблялся ни в специальной литературе, ни в законодательстве. Обычно использовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегда адекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызывая споры среди специалистов. Поэтому введение в научный оборот и отчасти в законодательство термина «особо охраняемые природные территории» было по существу попыткой объединить под этим наименованием все категории природных комплексов и объектов, взятых под особую охрану государства (далеко не всегда умещавшихся в традиционно понимаемую формулу заповедности).1 Б.В. Ерофеев раскрывает понятие правового режима земель особо охраняемых природных территорий как систему, состоящую из объектов природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли.2 Наиболее точное и в большей степени юридическое раскрытие термина «особо охраняемые территории» предлагает В.В. Петров, выводя элементы системы «особо охраняемых территорий» непосредственно из Земельного Кодекса РСФСР и Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и подводит итог, говоря, что сейчас все земли, связанные с особой охраной территории, получают название – особо охраняемые земли.3 В разделе VI Земельного Кодекса РСФСР говорится о землях природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В ст. ст. 89-93 Земельного Кодекса даются общие положения касательно каждого из видов особо охраняемых территорий. Однако наибольшую конкретизацию особо охраняемые территории получили в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г. и Законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 г. В преамбуле последнего акта прямо дается определение особо охраняемых природных территорий. На основании ст. ст. 60 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (далее – Закона) к особо охраняемым территориям относится природно-заповедный фонд РФ, состоящий из государственных природных заповедников, включая биосферные заповедники, заказников, национальных природных парков, памятников природы.
В соответствии со ст. 61 Закона государственные природные заповедники – это изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных.
В ст. 62 Закона дается дефиниция государственного заказника, под которым понимается природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов. «В отличие от заповедников, где охраняется весь природный комплекс, в заказниках временно или постоянно охраняются отдельные элементы природного комплекса».4
Под
национальными парками
Памятниками природы на основании ст. 64 Закона признаются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.
Перечень особо охраняемых природных территорий, данный в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» не является исчерпывающим, с появлением в феврале 1995 г. Закона «Об особо охраняемых природных территориях» этот список пополнился природными парками, дендрологическими и ботаническими садами. Это явление вполне объяснимо: «нынешний этап характеризуется рождением большого числа разнообразных категорий природных комплексов и объектов как естественного, так и искусственного происхождения, требующих особой охраны со стороны государства. … В дальнейшем изучение социальных аспектов природоохранной деятельности убедило в том, что обществу необходимы весьма различные особо охраняемые объекты. Об этом свидетельствует практика: выделяются особо охраняемые объекты культурно-исторического и рекреационного характера и т.д.».5
И
в заключение данной части курсовой
работы я хотела бы обозначить общие
черты особо охраняемых территорий,
то есть общие признаки, по которым
происходило объединение в
Лес —
это одна из основных составных частей
растительного мира. По действующему законодательству
лесами считается всякая лесная растительность,
за исключением древесно-кустарниковой,
на землях сельскохозяйственного назначения,
транспорта, поселений и т. п.
Лесным фондом являются все леса, за исключением
лесов, расположенных на землях обороны
и землях населенных пунктов, а также земли
этого фонда, не покрытые лесной растительностью, —
лесные земли и нелесные.
Лесными землями считаются земли, покрытые
лесной растительностью и не покрытые
ею, но предназначенные для ее восстановления
(вырубки, гари, погибшие
древостои, редины, пустыри
и др.).
Нелесными землями считаются земли, предназначенные
для нужд лесного хозяйства (земли,
занятые просеками,
дорогами, сельскохозяйственными
угодьями и др.), а также иные земли, расположенные
в границах лесного фонда (земли,
занятые болотами, каменистыми
россыпями, и другие
неудобные для использования
земли).
В лесной фонд и в леса, не входящие в него
(леса на землях обороны
и городские леса), не включается древесно-кустарниковая
растительность, расположенная на:
Лесное
законодательство состоит из Лесного
кодекса Российской Федерации, других
федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации,
а также законов и иных нормативных правовых
актов субъектов РФ. Государственные органы
управления лесным хозяйством вправе
издавать акты, содержащие нормы лесного
права, в случаях и пределах, установленных
законодательством Российской Федерации.
Цели и задачи лесного законодательства
состоят в обеспечении рационального и неистощительного
использования лесов, их охране, защите
и воспроизводстве исходя из принципов
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.
Формы
собственности на леса, расположенные
на землях городских поселений, устанавливаются
федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность
на земельных участках, находящихся в собственности
граждан или юридических лиц, является
их собственностью, если иное не установлено
федеральным законом. Владение, пользование
и распоряжение такой растительностью
осуществляется собственником в соответствии
с требованиями лесного законодательства
Российской Федерации и законодательства
РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая
растительность, появившаяся в результате
хозяйственной деятельности или естественным
образом на земельном участке после передачи
его в собственность гражданину или юридическому
лицу, является его собственностью, которой
он владеет, пользуется и распоряжается
по своему усмотрению.
Лесной
сервитут — это право ограниченного
пользования лесным фондом и лесами, не
входящими в него, в случаях и порядке, установленных
лесным законодательством.
Согласно статье 21 ЛК РФ граждане имеют
право свободно пребывать в лесном фонде
и в не входящих в него лесах, если иное
не предусмотрено законодательством РФ
(публичный лесной
сервитут). Такие права граждан и юридических
лиц могут быть ограничены в пользу иных
заинтересованных лиц на основании договоров,
актов государственных органов и органов
местного самоуправления, а также судебных
решений (частный лесной
сервитут).
Участки лесного фонда могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в пользование на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования
Основаниями
возникновения права
Права пользования участками лесного фонда (за исключением публичного лесного сервитута) возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком и договора концессии; подписания протокола о результатах лесного аукциона, получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него, прекращаются:
Принудительное прекращение права пользования участком лесного фонда и участком леса, не входящим в него, может быть только случаях:
Указанные
права прекращаются в результате расторжения
договора аренды участка лесного фонда,
договора безвозмездного пользования
таковым, договора концессии, аннулирования
лесорубочного билета, ордера, лесного
билета. При отказе лесопользователя от
прав пользования участком лесного фонда
такое право прекращается на основании
письменного заявления лесопользователя.
Принудительное прекращение прав пользования
участками лесного фонда осуществляется
территориальными органами федерального
органа управления лесным хозяйством
с уведомлением об этом в письменной форме
лесопользователя и органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Порядок прекращения прав пользования
участками лесов, не входящими
в лесной фонд, определяется законодательством
Российской Федерации.