Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:30, реферат

Описание работы

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение. 3
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4
Функциональные резервы организма. 5
От чего зависит здоровье. 7
Составляющие здорового образа жизни студента. 7
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.. 7
Профилактика вредных привычек. 9
Режим питания. 11
Двигательная активность. 13
Закаливание. 14
Здоровье и окружающая среда. 16
Наследственность. 17
Психологическая саморегуляция. 17
Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19
Физическое самовоспитание. 21
Заключение. 22
Список используемой литературы. 23

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.docx

— 37.07 Кб (Скачать)

 

 

Реферат на тему:

 

«Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья».

 

 

Выполнил: студентка группы Э-91

 

                                                                              Будченко Е. А.

 

                                                         Проверил: Строганов К. С. 

 

Новосибирск, 2000.

План.

 

План. 2

 

Введение. 3

 

Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4

 

Функциональные резервы  организма. 5

 

От чего зависит здоровье. 7

 

Составляющие здорового  образа жизни студента. 7

 

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.. 7

 

Профилактика вредных  привычек. 9

 

Режим питания. 11

 

Двигательная активность. 13

 

Закаливание. 14

 

Здоровье и окружающая среда. 16

 

Наследственность. 17

 

Психологическая саморегуляция. 17

 

Ориентация на здоровье у  лиц отнесённых к интерналам и  экстерналам. 19

 

Физическое самовоспитание. 21

 

Заключение. 22

 

Список используемой литературы. 23

 

Введение.

 

Здоровье - бесценное достояние  не только каждого человека, но и  всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие  и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять  наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно  сохраняемое и укрепляемое самим  человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

 

Научные данные свидетельствуют  о то, что у большинства людей  при соблюдении ими гигиенических  правил есть возможность жить до 100 лет и более.

 

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное  старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых  – сахарного диабета. Третьи не умеют  отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в  конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению  и алкоголю, активно укорачивают  свою жизнь.

 

Здоровье - это первая и  важнейшая потребность человека, определяющая способность его к  труду и обеспечивающая гармоничное  развитие личности. Оно является важнейшей  предпосылкой к познанию окружающего  мира, к самоутверждению и счастью  человека. Активная долгая жизнь - это  важное слагаемое человеческого  фактора.

 

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах  нравственности. Он должен быть рационально  организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных  воздействий окружающей среды, позволять  до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

 

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность  каждого, человек  не вправе перекладывать  ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам  доводит себя до катастрофического  состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

 

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам  творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

 

Существует много определений  этого понятия, смысл которых  определяется профессиональной точкой зрения авторов.   По определению  Всемирной Организации Здравоохранения  принятому в 1948 г.:  «здоровье - это  состояние физического, духовного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов».

 

С физиологической точки  зрения определяющими являются следующие  формулировки:

 

- индивидуальное здоровье  человека - естественное состояние  организма на фоне отсутствия  патологических сдвигов, оптимальной  связи со средой, согласованности  всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

 

- здоровье представляет  собой гармоничную совокупность  структурно-функциональных данных  организма, адекватных окружающей  среде и обеспечивающих организму  оптимальную жизнедеятельность,  а также полноценную трудовую  жизнедеятельность; 

 

- индивидуальное здоровье  человека - это гармоническое единство  всевозможных обменных процессов  в организме, что создает условия  для оптимальной жизнедеятельности  всех систем и подсистем организма  (А. Д. Адо);

 

- здоровье - это процесс  сохранения и развития биологических,  физиологических, психологических  функций, трудоспособности и социальной  активности человека при максимальной  продолжительности его активной  жизни (В. П. Казначеев).

 

Вообще, можно говорить о  трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

 

·     Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием  всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система  саморегулирующаяся) правильно функционирует  и развивается.

 

·     Психическое  здоровье зависит от состояния головного  мозга, оно характеризуется уровнем  и качеством мышления, развитием  внимания и памяти, степенью эмоциональной  устойчивости, развитием волевых  качеств.

 

·     Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой  социальной жизни человека, т.е. жизни  в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного  здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

 

 

 

Здоровый и духовно  развитый человек счастлив - он отлично  себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей  молодости духа и внутренней красоты.

Функциональные резервы  организма.

 

 

 

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи  и взаимодействии психических и  физических сил организма. Гармония психофизических сил организма  повышает резервы здоровья, создает  условия для творческого самовыражения  в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго  сохраняет молодость, продолжает созидательную  деятельность, не позволяет «душе  лениться». Академик Н. М. Амосов предложил  ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения  меры резервов организма.

 

Скажем, у человека в спокойном  состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые  высоко тренированные спортсмены могут  произвольно в течение 10-11 минут  ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением  нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра  в минуту, а при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит,  резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных  проб.

 

Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

 

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

 

1. Биохимические резервы  (реакции обмена).

 

2. Физиологические резервы  (на уровне клеток, органов, систем  органов).

 

3. Психические резервы.

 

Возьмем, к примеру, физиологические  резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат  существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько  десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения  по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и  расслабления мышц.

От чего зависит здоровье.

 

Здоровье человека - результат  сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных  влияний в состояние здоровья следующий:

наследственность - 20%;

окружающая среда - 20%;

уровень медицинской помощи - 10%;

образ жизни - 50%.

 

В развернутом варианте эти  цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

 

·  человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое  здоровье - 15%);

 

·  экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

 

·  социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

 

·  медицинский фактор - 10%.

Составляющие здорового  образа жизни студента.

 

Здоровый образ жизни  включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда  и отдыха, искоренение вредных  привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

 

Рациональный режим труда  и отдыха - необходимый элемент  здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом  режиме вырабатывается четкий и необходимый  ритм функционирования организма, что  создает оптимальные условия  для работы и отдыха и тем самым  способствует укреплению здоровья.

 

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие  операции протекают непрерывно, без  срывов и без необходимости «включения»  дополнительных импульсов.

 

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно  в течение 10 минут  планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше  справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого  часа никто и ничто не может  помешать. Таким образом,  студент  получает время – возможно, самое  важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно  на отдых, на самообразование, хобби  либо для внезапных или чрезвычайных дел.

 

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить  в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после  звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет  неуважение к преподавателю.

 

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй  такие условия и в комнате  общежития. В период занятий не рекомендуется  включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует  и укрепляет волю. Не позволяет  откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня  на завтра и вообще в долгий ящик.

 

Свет электролампочки  не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью  от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

 

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс  умственного труда чрезвычайно  благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет  наше тело. Долго живет тот, кто  много и хорошо работает в течение  всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры,  нарушению  обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

 

 Студент должен правильно  чередовать труд и отдых. После  занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить  на отдых. Отдых после работы  вовсе не означает состояния  полного покоя. Лишь при очень  большом утомлении может идти  речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был  противоположен характеру работы  человека («контрастный» принцип  построения отдыха). Вечернюю работу  проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через  каждые 50 минут сосредоточенного  труда отдыхать 10 минут (сделать  легкую гимнастику, проветрить комнату,  пройтись по коридору, не мешая  работать другим).

 

Необходимо избегать переутомления  и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или  графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и  умственных нагрузок полезно для  здоровья. Человек, много времени  проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить  на свежем воздухе. Городским жителям  желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых  участках и т. п.

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья