Основы экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:47, курс лекций

Описание работы

В настоящее время общепризнана необходимость экологизации знаний, экологи¬ческого стиля мышления, освобождения мышления студента от одностороннего, техноло¬гически экономократического понимания мира. Антропогенный пресс на биосферу уже привёл к нарушению равновесия в природных системах, оказал негативное влияние на здоровье человека. Учитывая сложность биологической материи и её организации, спо¬собность к самовосстановлению, есть надежда, что человечество выработает стратегию сохранения природы и своего выживания на планете.

Работа содержит 12 файлов

1.1-1.3.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

2-2.4.doc

— 122.00 Кб (Открыть, Скачать)

3 - 3.3.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

4 - 4.3.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

5 - 5.4.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Глава  5

 

Основные  аспекты и качество окружающей среды 

      5.1 Основные аспекты  проблемы охраны  окружающей среды 

      Окружающей  средой называют среду обитания и  производственной деятельности человека. Основные составляющие окружающей среды - воздушная и водная среда, животный и растительный мир, почвы, недра,  климатическая и акустическая среда. В настоящее время в среду обитания и производственной деятельности входит околоземное космическое пространство. Антропогенная деятельность, в основном, негативно влияет на состояние окружающей среды, ухудшая условия обитания как самих людей, так и других организмов. Сложившаяся ситуация в природной среде затрагивает многие проблемы развития общества. Поэтому охрана окружающей среды является задачей целого комплекса естественных и общественных наук. К основным составляющим проблемы охраны окружающей среды относятся следующие аспекты: социально-политические, правовые, социально-гигиенические, технико-технологические и эколого-экономические [16].

      Социально-политический аспект проблемы охраны окружающей среды связан с решением проблемы охраны природы в масштабах всего человечества независимо от наличия разных политических систем. Проведение в глобальном масштабе природоохранных мер по предотвращению истощения ресурсов и загрязнению среды обусловлено объективными факторами. Во-первых, в связи с неделимостью  биосферы загрязнение природной среды невозможно удержать в территориальных границах страны, в которой это происходит. Во-вторых, каким бы мощным экономическим и научно-техническим потенциалом ни обладала отдельная страна, она не может полностью решить такую сложную проблему. Россия по проблемам охраны окружающей среды сотрудничает как со странами ближнего зарубежья, так и с США, Англией, Францией, Швецией. Она активно участвует в осуществлении программы ООН по окружающей среде.

      Правовой  аспект устанавливает правовую основу охраны окружающей среды, т.е. установленную законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств. К основным принципам правовой основы охраны природы в России относятся следующие: природные ресурсы, которые  составляют государственную собственность и предоставляются только в пользование; охране подлежат все объекты природы - как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые; контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы; ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы и др.

      Социально-гигиенический  аспект охраны окружающей среды отражает принципы приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения. Мероприятия по оздоровлению окружающей среды предполагают разработку количественных санитарно-гигиенических показателей состояния качества окружающей среды, критериев безвредности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности человека, учет адаптационных возможностей живых организмов к изменениям окружающей среды.

      Важным  моментом данного аспекта является социально-гигиенический прогноз будущего состояния преобразованной окружающей среды с целью сохранения здоровья населения.

      Технико-технологический  аспект охраны природы предполагает организацию производства по принципу безотходности. Современная технико-технологическая база промышленности не позволяет осуществить на промпредприятиях глубокую очистку воздуха и воды ввиду исключительной дороговизны этих мероприятий. Поэтому в настоящий момент сразу перейти к безотходной технологии невозможно. Реальный путь экологизации технологии - это постепенный переход сначала к малоотходным, а затем к безотходным замкнутым циклам.

      Эколого-экономический  аспект охраны окружающей среды стал формироваться недавно и обусловлен бурным ростом производства и научно-технической революцией. Первоначально охрана природы развивалась, в основном, как биологическая область знания, преследующая цель «охранять живую природу». В период НТР, когда масштабы антропогенной деятельности неизмеримо возросли, изменения природного равновесия стали сильно отражаться на развитии народного хозяйства, и проблема охраны окружающей среды приобрела также большое экономическое значение, особенно в связи с ограниченностью природных ресурсов. В то же время само экономическое развитие внутренне противоречиво: с одной стороны, оно порождает ряд острых экологических проблем, с другой - в самом экономическом развитии заложена основа для решения этой проблемы. Оптимальным вариантом было бы такое положение - когда экономический рост и повышение благосостояния людей сочетались бы не только с сохранением, но и непрерывным улучшением всей окружающей среды. 

5.2 Понятие о качестве  и нормировании  качества окружающей  среды 

      Под качеством окружающей среды понимают такое состояние ее системы при  котором обмен веществ и энергии между природой и человеком не изменяет нормального воспроизведения жизни. В естественных условиях качество обеспечивается самой природой путем саморегуляции и самоочищения от вредных для нее веществ. Негативные последствия антропогенной деятельности вызвали необходимость нормирования качества окружающей среды. Нормирование качества природной среды означает установление показателей (нормативов) предельно допустимых воздействий на нее, т.е. установление предельно допустимых норм воздействия на природную среду различных видов антропогенной деятельности.

      Соблюдение  установленных норм обеспечивает экологическую  безопасность населения, сохранение генетического фонда (человека, животных, растений), рациональное использование и воспроизводство природных условий для устойчивого развития хозяйственной деятельности человека.

      В основу нормативов качества положены три показателя:

    • медицинский (учитывающий уровень угрозы здоровью человека);
    • технологический (учитывающий способность технически и экономически обеспечить выполнение установленных нормативов);

    -  научно-технический (учитывающий  наличие и возможности средств  контроля установленных норм).

      Чем меньше величина нормативов, тем выше требования к качеству окружающей среды. В нашей стране (бывшем СССР) всегда были самые низкие нормативы, но на практике они не выдерживались, и поэтому качество природной среды было не лучше, а часто хуже, чем в тех странах, где нормативы были более приближены к жизни. Дело в том, что выполнение более высоких требований к качеству среды требует, соответственно, больших затрат, эффективных технологий, высокочувствительных средств контроля, действенной законодательной службы по охране окружающей среды. Поэтому по мере подъема экономического уровня общества наблюдается тенденция ужесточения нормативов качества природной среды. 
 

5.3  Деление нормативов  качества по назначению  и направленности

      Нормативы качества по назначению и направленности можно разделить на три группы: первая группа - предельно допустимая концентрация (ПДК) - количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном (или временном) контакте за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и состояние его потомства. В последнее время при определении ПДК учитывают не только воздействие на человека, но и на биоту в целом. ПДК не являются раз и навсегда установленными нормативами. По мере развития общества количество нормативных веществ увеличивается, а значения их ПДК уточняются. Например, первые нормы ПДК в воде для хозяйственно-питьевых целей в нашей стране утверждены в 1939 г. в количестве 28 показателей, к 1991 г. их число достигло 1925. ПДК по атмосфере впервые введены в 1951 г. для 10 вредных веществ, а к 1991 г. их стало 479. Нормы ПДК для вредных веществ в почвах начали вводить с 1980 г., и к 1992 г. их стало 130. И если первоначальное значение ПДК гексохлорана (широко применяемый инсектицид) составляла 1 мг/кг почвы, то в 1990 г. - 0,1 мг/кг. ПДК для воздуха определяется в мг/м3, в воде - мг/л, почве - мг/кг.

      Вторая  группа экологических нормативов - предельно допустимые выбросы (ПДВ) и предельно допустимые сбросы (ПДС). Эти нормативы призваны установить источник вредного воздействия и регулировать его интенсивность. Под выбросом понимают поступление загрязнений от соответствующего источника в атмосферу, а под сбросом - проникновение веществ из сточных вод в водоем.

      Проекты нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ разрабатывают предприятия  с учетом состояния окружающей среды  в данной местности и согласовывают  с органами Минприроды РФ. Отдельным предприятиям, имеющим в производстве особо вредные вещества, экологиче-ские нормативы устанавливаются службой Минприроды (химические вещества) или Госкомэпиднадзора (биологические вещества, микроорганизмы, радиация).

      Если  выбросы или сбросы имеют трансграничный перенос загрязнений (межобластной, межреспубликанский, межгосударственный), то нормативы в этом случае утверждает Минприроды РФ.

      Третья  группа - временно согласованные выбросы (ВСВ) и сбросы (ВСС). Их устанавливают в том случае, если по экономическим и техническим причинам невозможно обеспечить выполнение нормативов ПДВ (ПДС).

      Возможны  случаи, когда источники выбросов и сбросов не превышают нормативов и ПДК загрязняющих веществ в  окружающей среде находятся в  установленных пределах, но в целом экологическая обстановка оценивается как критическая. Это происходит в случае усиления эффекта токсического влияния  при взаимодействии веществ, имеющих индивидуальные значения концентраций на уровне предельно допустимых и ниже. Это так называемый эффект суммации (аддитивности), или синергизма, т.е. когда комбинированное действие нескольких веществ превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности.

      Вопросы аддитивности и синергизма очень  важны, а в вопросах защиты окружающей среды еще мало изучены. (Поэтому, например, не рекомендуется применять совместно некоторые лекарства или алкоголь в период применения лекарств).

      В блок экологических нормативов входят также так называемые  предельно допустимые нагрузки на природную среду (ПДН), определяющие размеры антропогенного воздействия на природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для установления ПДН требуются определения емкости природной среды, т.е. потенциальные способности принять антропогенную нагрузку без нарушения экологической функции.

      Нормы ПДН разрабатывают и утверждают отраслевые и региональные экологические  организации (например, для охоты, рекреации, застройки населенных мест и т. д.). Пренебрежение этими требованиями приводит к тяжелым экологическим последствиям. Классическим примером стало исчезновение на наших глазах Аральского моря.

      Кроме названных разработаны вспомогательные  экологические нормативы. Это нормативы, утверждающие терминологию, организационные  и правовые нормативы.

      Система стандартов в области  охраны природы  и улучшения использования природных  ресурсов. Основные положения (ГОСТ 17.0.0.01-76) насчитывает 52 составляющих и включает подсистемы:  охрану гидросферы - 22 ГОСТа; охрану атмосферного воздуха - 12; охрану почв - 9; охрану земель - 9. К организационно-техническим нормативам, обеспечивающим воплощение и проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, относятся Строительные нормы и правила, свыше 40 глав которых имеют соответствующие природоохранные разделы и параграфы. Список законов и нормативно-правовых актов федерального уровня (без учета отраслевых регламентов) превышает 70 единиц. 

5.4  Мониторинг, цели  и виды мониторинга 

      Мониторинг - это интегральная оценка качества окружающей среды, полученная на основе создания системы слежения (наблюдения) за ее состоянием, а также разработка рекомендаций по регулированию качества среды и предупреждению о критических ситуациях, опасных для здоровья людей и других живых организмов. Объектами мониторинга являются все средь биосферы: воздух, вода, литосфера и биота (животный и растительный мир). Мониторинг подразделяют на глобальный, базовый (фоновый), региональный и импактный. Глобальный мониторинг - это система наблюдения за общебиосферными явлениями всей планеты. Базовый мониторинг - это слежение  в основном за природными явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий.

      Региональный  мониторинг включает контроль за процессами и явлениями в пределах региона, где имеются отличия параметров состояния окружающей среды от базового фона в результате антропогенных воздействий.

      Импактный мониторинг - наблюдение за региональными  и локальными антропогенными воздействиями  в особо опасных местах и зонах.

6-6.3.doc

— 76.50 Кб (Открыть, Скачать)

7.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Выход.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титульный.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

Экология.doc

— 95.50 Кб (Открыть, Скачать)

экошпора.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

экошпора_редакция_2.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Основы экологии