Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:16, реферат
Основными составляющими природной окружающей среды являются почва (литосфера), солнечная радиация и другие космические факторы, воздушная (атмосфера) и водная (гидросфера) оболочки. Их исходные физические и химические свойства, характер и уровень загрязнения формируют экологические условия жизни и деятельности человека. Физические, химические, биологические факторы окружающей среды, их влияние на здоровье. Возможности использования полезных их свойств и предупреждения воздействия неблагоприятных.
Введение 3
Глава 1. Управление в области гигиены окружающей среды 7
1.1. Системы информации по гигиене окружающей среды 7
1.2. Оценка риска вредных для здоровья факторов окружающей среды 8
1.3. Службы гигиены окружающей среды 9
Глава 2. Конкретные вредные факторы окружающей среды 15
2.1. Вода 15
Одним из действенных инструментов, оказывающих влияние на повышение качества и достоверности проводимых исследований лабораторными подразделениями учреждений госсанэпидслужбы России, является их аккредитация. В санитарно-эпидемиологической службе аккредитованы и прошли регистрацию в Государственном Реестре 527 испытательных лабораторных центров и испытательных лабораторий, а также 13 зарубежных лабораторий.
В
Российской Федерации кроме
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет): организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, снежного покрова, осадков, их загрязнения (включая радиоактивное), околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация деятельности ведомственных подсистем мониторинга загрязнения окружающей природной среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды; прогнозирование состояния погоды, в том числе ее элементов, отражающихся на самочувствии и здоровье людей; мониторинг озоносферы, включая оценку влияния УФ-радиации на здоровье человека;
Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России): координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной флоры и фауны (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании. На основании Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическую экспертизу проектов проводят органы государственной экологической экспертизы МПР России; мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), агрохимслужба: проведение единой государственной политики в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; контроль за количеством токсических остатков средств защиты растений и нитратов в сельскохозяйственной продукции, почве, воде и других объектах окружающей среды; предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от проникновения из зарубежных стран болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов;
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России): координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома России);
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России): обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России): проведение единой государственной политики по охране труда, профилактике и учету несчастных случаев, в том числе при производстве и применении химических веществ; паспортизация производств;
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России): мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.
Взаимодействие
этих органов осуществляется на
основании заключенных
В
России регулирование качества питьевой
воды и защита населения от воздействия
загрязняющих веществ регламентируются
Федеральным законом "О санитарно-
В 1998 г. Правительством Российской
Федерации утверждена
Государственной
Думой принят закон "О питьевой
воде и питьевом водоснабжении",
в настоящее время проводится
работа по его согласованию с Советом
Федерации. Законопроект устанавливает
впервые в России государственные
правовые гарантии обеспечения населения
питьевой водой в целях охраны
его здоровья и регулирует отношения
в области питьевого
Государственный
надзор за качеством питьевой воды
осуществляет государственная санитарно-
В 1996 г. в России принят новый нормативный документ СанПиН 2.1.4.559-96 “Санитарные правила и нормы. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества” и Методические указания по внедрению и применению этого документа. Новые санитарные правила и нормы регламентируют качество питьевой воды с учетом рекомендаций ВОЗ. Методическими указаниями по внедрению этих правил устанавливается порядок и правила выбора показателей, характеризующих качество питьевой воды на конкретных водопроводах, определение приоритетных показателей, даны рекомендации по выбору методов контроля за содержанием загрязняющих веществ и другие организационные вопросы.
В общем количестве воды, подаваемой населению России, 68% составляют воды из поверхностных источников и 32% - из подземных.
Проблема
обеспечения населения России питьевой
водой нормативного качества во многих
регионах страны является одной из
главных социально-
Промышленность
в России сокращает водопотребление,
но процент экономии воды за счет использования
оборотных и повторно-
По данным Госкомстата России, централизованные системы водоснабжения имеют 1078 городов (99% общего количества городов) и 1686 поселков городского типа (83 %).
Из 145 тыс. сельских населенных пунктов России, в которых проживает 37,1 млн. человек, систему централизованного водоснабжения имеют 68 тыс. населенных пунктов с численностью населения 25,4 млн. человек.
Серьезной
проблемой остается крайне неудовлетворительное
техническое состояние
Существенный вклад в загрязнение водных объектов вносит смыв загрязняющих веществ с площади водосборов и их поступление при авариях.
Органы
и учреждения госсанэпидслужбы осуществляют
надзор и лабораторный контроль в
установленных пунктах
Сеть
режимных наблюдений Федеральной службы
России по гидрометеорологии и
Наиболее
распространенными
В
целом по Российской Федерации за
последние четыре года качество воды
хозяйственно-питьевого
Качество воды в источниках питьевого водоснабжения не соответствует гигиеническим требованиям в 29 % случаев и по микробиологическим показателям - в 9-11 % (рис. 1). В 5 % проб воды коли-индекс составляет 20 и более, что свидетельствует о повышенной вероятности нахождения в ней патогенной микрофлоры. В 0,07 % исследованных проб воды выделены возбудители патогенной и условно-патогенной флоры.
Рисунок 1.
Микробиологические показатели воды
из источников централизованного водоснабжения,
не отвечающих гигиеническим нормативам.
Наибольшую тревогу вызывает увеличение количества случаев несоблюдения санитарных норм и правил на объектах водоснабжения в городах и поселках городского типа, что может способствовать в ближайшие годы росту числа проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам (рис. 2).
Рисунок 2. Удельный вес (%) источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам из-за отсутствия зон санитарной охраны.
В
результате интенсивного применения пестицидов
в воде некоторых рек регистрируются
повышенные содержания пестицидов. В
районах поверхностных
Вследствие
повышенного загрязнения
Наиболее
распространенным показателем
С повышенным содержанием
Высокоминерализованную воду с повышенным уровнем жесткости получает население Ростовской и Тюменской областей, Республики Татарстан и др. С повышенным содержанием алюминия подается вода в Мурманской, Ярославской, Кировской и Калининградской областях. В питьевой воде Республики Мордовия, Тамбовской и Тверской областей концентрация фтора превышает предельно допустимую.
Информация о работе Основные вредные факторы окружающей среды