Основные вредные факторы окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:16, реферат

Описание работы

Основными составляющими природной окружающей среды являются почва (литосфера), солнечная радиация и другие космические факторы, воздушная (атмосфера) и водная (гидросфера) оболочки. Их исходные физические и химические свойства, характер и уровень загрязнения формируют экологические условия жизни и деятельности человека. Физические, химические, биологические факторы окружающей среды, их влияние на здоровье. Возможности использования полезных их свойств и предупреждения воздействия неблагоприятных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Управление в области гигиены окружающей среды 7
1.1. Системы информации по гигиене окружающей среды 7
1.2. Оценка риска вредных для здоровья факторов окружающей среды 8
1.3. Службы гигиены окружающей среды 9
Глава 2. Конкретные вредные факторы окружающей среды 15
2.1. Вода 15

Работа содержит 1 файл

вредные факторы окр.среды.docx

— 69.57 Кб (Скачать)

      Одним из действенных инструментов, оказывающих  влияние на повышение качества и  достоверности проводимых исследований лабораторными подразделениями  учреждений госсанэпидслужбы России, является их аккредитация. В санитарно-эпидемиологической службе аккредитованы и прошли регистрацию в Государственном Реестре 527 испытательных лабораторных центров и испытательных лабораторий, а также 13 зарубежных лабораторий.

      В Российской Федерации кроме государственной  санитарно-эпидемиологической службы деятельность в области гигиены  окружающей среды осуществляют следующие  министерства и ведомства:

      Федеральная служба России по гидрометеорологии  и мониторингу  окружающей среды (Росгидромет): организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, снежного покрова, осадков, их загрязнения (включая радиоактивное), околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация деятельности ведомственных подсистем мониторинга загрязнения окружающей природной среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды; прогнозирование состояния погоды, в том числе ее элементов, отражающихся на самочувствии и здоровье людей; мониторинг озоносферы, включая оценку влияния УФ-радиации на здоровье человека;

       Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России): координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной флоры и фауны (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании. На основании Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическую экспертизу проектов проводят органы государственной экологической экспертизы МПР России; мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса  сточных вод;

      Министерство  сельского хозяйства  Российской Федерации (Минсельхоз России), агрохимслужба: проведение единой государственной политики в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; контроль за количеством токсических остатков средств защиты растений и нитратов в сельскохозяйственной продукции, почве, воде и других объектах окружающей среды; предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от проникновения из зарубежных стран болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов;

      Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор  России): координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома России);

      Министерство  Российской Федерации  по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий (МЧС России): обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

      Министерство  труда и социального  развития Российской Федерации (Минтруд  России): проведение единой государственной политики по охране труда, профилактике и учету несчастных случаев, в том числе при производстве и применении химических веществ; паспортизация производств;

      Министерство  обороны Российской Федерации (Минобороны России): мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.

      Взаимодействие  этих органов осуществляется  на основании заключенных соглашений о совместной деятельности, однако из-за нечетко установленной в  законодательных  актах России функции  этих органов по многим разделам надзора  и управления в области гигиены  окружающей среды еще имеют место  дублирование работ, нечеткая координация  и расплывчатость ответственности. 

Глава 2. Конкретные вредные факторы окружающей среды

2.1. Вода

      В России регулирование качества питьевой воды и защита населения от воздействия  загрязняющих веществ регламентируются Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1999).

        В 1998 г. Правительством Российской  Федерации утверждена Концепция  федеральной целевой программы  "Обеспечение населения России  питьевой водой", предусматривающая  поэтапное комплексное решение  проблемы питьевого водоснабжения.

      Государственной Думой принят закон "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", в настоящее время проводится работа по его согласованию с Советом  Федерации. Законопроект устанавливает  впервые в России государственные  правовые гарантии обеспечения населения  питьевой водой в целях охраны его здоровья и регулирует отношения  в области питьевого водоснабжения. Учитывая большую актуальность этих проблем для России, целесообразно  ускорить принятие закона.

      Государственный надзор за качеством питьевой воды осуществляет государственная санитарно-эпидемиологическая служба.

      В 1996 г. в России принят новый нормативный  документ СанПиН  2.1.4.559-96 “Санитарные правила и нормы. Питьевая вода.  Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества” и Методические указания  по внедрению и применению  этого документа. Новые санитарные правила и нормы регламентируют качество питьевой воды с учетом рекомендаций ВОЗ. Методическими указаниями по внедрению этих правил устанавливается порядок и правила выбора показателей, характеризующих качество питьевой воды на конкретных водопроводах, определение приоритетных показателей, даны рекомендации по выбору методов контроля за содержанием загрязняющих веществ и другие организационные вопросы.

      В общем количестве воды,  подаваемой населению России, 68% составляют воды из поверхностных источников и 32% - из подземных.

      Проблема  обеспечения  населения России питьевой водой нормативного качества во многих регионах страны является одной из главных социально-гигиенических  проблем. В технологической цепочке  источник - водоподготовка - водопроводная  сеть происходит изменение качества воды, которое обусловлено составом природных вод, соблюдением необходимых  технологий при подготовке воды и  наличием загрязняющих веществ, техническим  состоянием водопроводных сетей  и уровнем санитарного благоустройства  населенных пунктов.

      Промышленность  в России сокращает водопотребление, но процент экономии воды за счет использования  оборотных и повторно-последовательных систем водоснабжения остается неизменным в течение последних лет.

    По  данным Госкомстата России, централизованные системы водоснабжения имеют 1078 городов (99% общего количества городов)  и 1686 поселков городского типа (83 %). 

    Из 145 тыс. сельских населенных пунктов  России, в которых проживает 37,1 млн. человек, систему централизованного  водоснабжения имеют 68 тыс. населенных пунктов с численностью населения 25,4 млн. человек.

      Серьезной проблемой остается крайне неудовлетворительное техническое состояние действующих  систем водоснабжения и канализации, более 40% которых исчерпали свой ресурс и требуют замены. Поэтому  на водопроводных и канализационных  сетях происходят прорывы, отключения и аварии, что вызывает не только потери воды и перебои в водоснабжении, но и может привести к загрязнению  природной среды и нарушению  санитарного благополучия населения.

    Существенный  вклад в загрязнение водных  объектов вносит смыв загрязняющих веществ с площади водосборов и их поступление при авариях.

    Органы  и учреждения госсанэпидслужбы осуществляют надзор и лабораторный контроль в  установленных пунктах наблюдения на открытых водоемах, используемых в  качестве источников питьевого водоснабжения, для рекреационных целей и  на территории городов и других объектах.

    Сеть  режимных наблюдений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды за загрязнением поверхностных  вод состоит из 1788 пунктов, 2454 створов, расположенных на 1132 водных объектах. Качество воды большинства водных объектов не отвечает нормативным требованиям.

    Наиболее  распространенными загрязняющими  веществами поверхностных вод России остаются нефтепродукты, фенолы, легко  окисляемые органические вещества (по БПК5), соединения металлов, аммонийный и нитритный азот, а также специфические загрязняющие вещества - лигнин, ксантогенаты, формальдегид и др., основной источник которых - сточные воды различных видов производств, предприятий сельского и коммунального хозяйств, поверхностный сток. Существенное  влияние на содержание загрязняющих веществ в поверхностных водах оказывали вторичные процессы.

    В целом по Российской Федерации за последние четыре года качество воды хозяйственно-питьевого водоснабжения  не претерпело каких-либо существенных изменений как по микробиологическим, так и по санитарно-химическим показателям, но по отдельным регионам удельный вес образцов воды, не соответствующих нормативам по содержанию химических веществ и по микробиологическим показателям, несколько увеличился.

    Качество  воды в источниках питьевого водоснабжения  не соответствует гигиеническим  требованиям в 29 % случаев и по микробиологическим показателям - в 9-11 %  (рис. 1). В 5 % проб воды коли-индекс составляет 20 и более, что свидетельствует о повышенной вероятности нахождения в ней патогенной микрофлоры. В 0,07 % исследованных проб воды выделены возбудители патогенной  и условно-патогенной флоры.

    

Рисунок 1. Микробиологические показатели воды  из  источников централизованного водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам. 

    Наибольшую  тревогу вызывает увеличение количества случаев несоблюдения санитарных норм и правил на объектах  водоснабжения  в городах и поселках городского типа, что может способствовать в  ближайшие годы росту  числа проб воды, не отвечающих гигиеническим  нормативам (рис. 2).

     

Рисунок 2. Удельный вес (%) источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам из-за отсутствия зон санитарной охраны.

    В результате интенсивного применения пестицидов  в воде некоторых рек регистрируются повышенные содержания пестицидов. В  районах поверхностных источников питьевого водоснабжения, а также в водоемах, используемых для рекреационных  целей, повышенное содержание пестицидов обнаружено в 1 % проб.

    Вследствие  повышенного загрязнения открытых водоемов - источников питьевого водоснабжения - нефтепродуктами, тяжелыми металлами  и другими вредными примесями  применяемые технологии водоподготовки в некоторых случаях недостаточно эффективны. Несоответствие качества питьевой воды нормативным требованиям  обуславливается, главным образом, отсутствием полного комплекса  сооружений по очистке и обеззараживанию  воды. В ряде населенных пунктов  старые водораспределительные системы, неэффективные системы хлорирования воды создают реальную угрозу возникновения  инфекционных заболеваний.

    Наиболее  распространенным показателем неудовлетворительного  качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения является повышенное содержание железа и марганца, которые  обусловливают и повышенные уровни цветности и мутности,  что  вызывает обоснованные жалобы населения. Присутствующее железо (часто вместе с марганцем) природного происхождения  наиболее характерно для подземных  вод, широко используемых в южной  и центральной частях России, а также в Сибирском регионе. Кроме того, повышенные концентрации железа имеют место при использовании стальных и чугунных водопроводных труб в результате их коррозии. В частности, от этого страдает почти все населения г. Санкт-Петербурга, так как коррозию труб усиливает мягкая невская вода, имеющая низкий уровень жесткости.

      С повышенным содержанием железа  питьевая вода подается в Ивановской  области, а также большей части  населения таких областей, как  Калужская, Орловская, Тульская, Ярославская, Тамбовская, Тюменская,  Читинская, Калининградская, республик  Татарстан и Мордовия. Много железа  и марганца в питьевой воде  Республики Коми, Кировской, Воронежской  и Новосибирской областей, Ямало-Ненецкого  и Ханты-Мансийского автономных  округов, Приморского края.

    Высокоминерализованную  воду с повышенным уровнем жесткости  получает население Ростовской и  Тюменской областей, Республики Татарстан  и др. С повышенным содержанием  алюминия подается вода в Мурманской, Ярославской, Кировской и Калининградской  областях. В питьевой воде Республики Мордовия, Тамбовской и Тверской областей концентрация фтора превышает предельно допустимую.

Информация о работе Основные вредные факторы окружающей среды