Основные вредные факторы окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:16, реферат

Описание работы

Основными составляющими природной окружающей среды являются почва (литосфера), солнечная радиация и другие космические факторы, воздушная (атмосфера) и водная (гидросфера) оболочки. Их исходные физические и химические свойства, характер и уровень загрязнения формируют экологические условия жизни и деятельности человека. Физические, химические, биологические факторы окружающей среды, их влияние на здоровье. Возможности использования полезных их свойств и предупреждения воздействия неблагоприятных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Управление в области гигиены окружающей среды 7
1.1. Системы информации по гигиене окружающей среды 7
1.2. Оценка риска вредных для здоровья факторов окружающей среды 8
1.3. Службы гигиены окружающей среды 9
Глава 2. Конкретные вредные факторы окружающей среды 15
2.1. Вода 15

Работа содержит 1 файл

вредные факторы окр.среды.docx

— 69.57 Кб (Скачать)

     Российский  радиационно-эпидемиологический регистр  включает сведения о 370 тыс. граждан  России, подвергшихся облучению в  результате Чернобыльской катастрофы.

     Информационно-поисковые  системы по токсикологии химических и биологических веществ, использующие базы данных Международного регистра потенциально опасных токсичных  веществ ЮНЕП, созданы в Московской  медицинской академии им. И.М. Сеченова и Российском регистре потенциально опасных химических и биологических  веществ.

     Существующие  информационные системы о качестве окружающей среды и здоровье населения  обладают рядом существенных недостатков, которые не позволяют в полной степени использовать данные этих систем для задач гигиены окружающей среды.

     Например,  система мониторинга  качества  атмосферного воздуха в населенных пунктах ориентирована  на получение  данных о соответствии качества  действующим санитарно-гигиеническим  нормативам и не в полной степени  может использоваться для  установления степени влияния атмосферного загрязнения  на здоровье населения. Методы мониторинга, отбора и анализа ориентированы  на получение достоверной информации о загрязнении на уровне ПДК. Отсутствие  установленных нормативов для мелкодисперсной  пыли, приземного озона и др. сдерживает организацию необходимых наблюдений за этими параметрами. Существующая система контроля не позволяет определять среднесуточные концентрации. Полученные данные могут быть использованы только для грубых поперечных сравнений  или для анализа временных  рядов и трендов на отдельных  станциях контроля.

     Из-за отсутствия  межведомственных документов, регламентирующих участие различных  ведомств в реализации задач социально-гигиенического мониторинга, недостаточно доступны первичные  данные о загрязнении атмосферного воздуха и поверхностных вод, выбросов и сбросов специфических  загрязняющих веществ, в том числе  свинца от автотранспорта, и др.

     Информационные  потоки о заболеваемости поступают  в Главный вычислительный центр  Минздрава России, однако систематический  контроль качества информации, поступающей  от организаций  здравоохранения  на районный, городской  и на областной  уровень, отсутствует. Обобщение данных при их передаче с местного, регионального уровней до федерального приводит к потере важной информации. 

     В начальной стадии организации находятся  регистры онкологических заболеваний  и врожденных пороков развития.

1.2. Оценка риска вредных  для здоровья факторов  окружающей среды

    В Декларации Второй европейской конференции по окружающей среде и охране здоровья (Хельсинки, 1994) "О действиях по охране окружающей среды и здоровья в Европе" подчеркнута необходимость улучшения деятельности служб в области гигиены окружающей среды, в том числе систем оценки и борьбы с факторами риска. Население должно быть информировано относительно опасности, которую представляет деятельность промышленных предприятий. Признано необходимым укреплять национальные и  международные системы информации по обеспечению безопасности, сделав их доступными как для работников и работодателей, так и для национальных и международных инвесторов. Подтверждена важность экономических механизмов, способных эффективно улучшать здоровье и окружающую среду, определять приоритеты по снижению риска путем оценки экономической эффективности таких мер. 

    В России  в 1997 г. принято постановление  Главного государственного санитарного  врача Российской Федерации и  Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы "Об использовании методологии  оценки риска для управления качеством  окружающей среды и здоровья населения  в Российской Федерации". В Рекомендациях  Парламентских слушаний "О статусе  зон экологического неблагополучия и регулировании хозяйственной  и иной деятельности на их территории"  Правительству Российской Федерации  предложено создать Межведомственную комиссию по оценке и управлению риском загрязнения окружающей среды для  здоровья населения.

    Для разработки методологии оценки риска  здоровью, адаптированной для российских условий, при Минздраве России создана  Рабочая группа. В настоящее время  в рамках осуществления различных  международных проектов, грантов  с участием специалистов и организаций  г. Москвы, Свердловской, Пермской областей, разработаны и готовятся для  утверждения следующие нормативно-правовые и методические  документы:

  • "Положение об аккредитации органов по оценке риска";
  • "Положение о порядке взаимодействия различных министерств, ведомств, организаций и общественности в практической деятельности по оценке и управлению экологическим риском для здоровья населения";
  • "Методические указания по идентификации опасности и оценке реальных экспозиций за счет загрязнения атмосферного воздуха и питьевой воды";
  • "Временное положение по проведению оценки риска".

1.3. Службы гигиены окружающей среды

      Отношения, возникающие в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных  Конституцией Российской Федерации  прав граждан на охрану здоровья и  благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения “(1999).

      Введено Положение о государственной  санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, объединяющей на функциональной основе санитарные службы различных ведомств (МВД России, ФСБ России, МПС России и др.). Определены права, обязанности и ответственность  должностных лиц, осуществляющих государственный  санитарно-эпидемиологический надзор, полномочия главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации. Устанавливается ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение санитарного законодательства.

      Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации разрабатывает  гигиенические нормативы, санитарно-эпидемиологические нормы и правила, обязательные для  выполнения всеми юридическими и  физическими лицами, осуществляет контроль за их выполнением, проводит экспертизу и выдает заключение о безопасности для здоровья населения продукции (товаров, услуг), ведет социально-гигиенический мониторинг.

      В систему государственной  санитарно-эпидемиологической службы входят:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;
  • органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие госсанэпиднадзор в субъектах Российской  Федерации, городах, районах, регионах на транспорте (водном, воздушном);
  • структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие госсанэпиднадзор на подконтрольных объектах;
  • государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения госсанэпиднадзора.

    Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава России представлена 2518 санитарно-эпидемиологическими  учреждениями, в том числе 89 центрами госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, 518 - в городах и районных центрах и 1708 - в административных районах. В этих учреждениях работает более 109 тыс. человек, в том числе более 28 тыс. врачей.

    После принятия Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991) в соответствии с целевой комплексной программой развития Госсанэпидслужбы России было проведено совершенствование ее структуры, приняты меры по рациональному  использованию научного и кадрового  потенциала, развитию правовой и нормативной  базы.

    В центрах госсанэпиднадзора созданы новые отделы (отделения) по изучению состояния здоровья населения в связи с влиянием факторов среды обитания, отделы АСУ.

    Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением специальных мероприятий, основными из которых являются:

  • профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
  • разработка и реализация федеральных целевых, региональных целевых, научных и научно-технических программ в данной области;
  • государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • выполнение профилактических мероприятий, обязательное выполнение всеми гражданами, хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, санитарных правил;
  • лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию  Российской Федерации отдельных видов продукции;
  • ведение социально-гигиенического мониторинга  и другие мероприятия.

    Особое  внимание в деятельности учреждений госсанэпидслужбы уделяется государственному санитарно-эпидемиологическому надзору  как наиболее эффективному методу предупреждения неблагоприятного влияния среды  обитания на здоровье человека.

    Под надзором госсанэпидслужбы в субъектах  Российской Федерации находится  более 1,5 млн.  коммунальных, промышленных, пищевых, детских, подростковых и других объектов.

    Ежегодно  санитарно-эпидемиологической службой  выдается более 80 тыс. гигиенических  заключений по выбору земельных участков под строительство, проводится гигиеническая  экспертиза более 60 тыс. проектов строительства  и реконструкции,  более 13 тыс. проектов нормативной документации и 11 тыс. технологий производства.

    Сеть  учреждений санитарной охраны территории страны от заноса и распространения  инфекционных болезней и токсических  веществ, включающая 99 санитарно-карантинных  отделов и пунктов, обеспечивает проведение необходимых профилактических мероприятий по заносу и распространению  карантинных заболеваний на территории Российской Федерации, а также поступлению  недоброкачественной импортной  продукции.

      В работе лабораторий госсанэпидслужбы применяются современные инструментальные, физико-химические (газовая жидкостная хроматография, хромато-масс-спектрометрия, атомно-абсорбционная спектрометрия) и микробиологические (в том числе с применением импедантных и ДНК-технологий) методы исследования.

      Ежегодно  санитарно-эпидемиологическими лабораториями  центров госсанэпиднадзора проводится более 15-17 млн. санитарно-гигиенических исследований, из них около 50% с применением современных физико-химических методов.

      Микробиологические  исследования проводятся в 2 250 лабораториях. Ежегодно выполняется до 59 млн. исследований, из них 22,7 млн. – бактериологические, 34, 6 млн. – санитарно-бактериологические и 1,9 млн.  – серологические. В объектах окружающей природной среды проводятся наблюдения за циркуляцией вирусов, возбудителей особо опасных, природно-очаговых заболеваний. Общий объем лабораторной работы по контролю и диагностике паразитарных заболеваний составляет более 21 млн. исследований.

      Санитарно-токсикологический  контроль ведется за качеством продуктов  питания, косметической продукцией, продукцией для детей. Ежегодно проводится до  87 тыс.  исследований образцов продукции по санитарно-химическим показателям и 14 тыс. - по токсикологическим  показателям.

      Все возрастающие требования к выпускаемой  и ввозимой продукции по показателям  радиационной безопасности потребовали  от лабораторий радиологических  отделов внедрения более современных  методов исследований, таких как  альфа-спектрометрия, бета-спектрометрия, радонометрия, что позволило оперативно принимать необходимые меры при выявлении нестандартных ситуаций. Госсанэпидслужбой проводится определение содержания радиоактивных веществ в продуктах питания и продовольственном сырье, однако в настоящее время не в полном объеме налажен радиационный контроль за ввозимой в страну продукцией (стройматериалы, ряд пищевых продуктов), нет таможенных документов, регламентирующих гигиенические исследования ввозимой продукции по радиационному признаку, нет также единой методической базы для измерения радона, лома черного и цветного металлов.

Информация о работе Основные вредные факторы окружающей среды