Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции. Задачи и полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 06:49, реферат

Описание работы

Существовала и другая концепция подхода к природе, дающая право беспредельного господства над ней. Ф. Энегельс считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «человек…заставляет ее служить своим целям, господствует над ней». В 1950-х гг. родился широко известный в нашей стране мичуринско-лысенковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Вместе с тем мысль о господстве над природой Ф. Энегьса разъясняется так: «все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории гуманизм Ф. Энгельса как мыслителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции…………………………………………………………………………..5
1.1. Государственные органы общей компетенции…………………....7
1.2. Государственные органы специальной компетенции……………...11
2. Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы…………………………………….14
Заключение……………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………..….20

Работа содержит 1 файл

сделанное зо вар.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     1.2. Государственные  органы специальной  компетенции. 

     В решении задач обеспечения рационального  природопользования и охраны природы  велика роль специализированных органов  управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

     К специализированным относятся органы, созданные исключительно для  решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на всё отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными органами.

     Автор книги «Экологическое право России»  Бринчук Н.Н. говорит, что в последние годы система центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования

     До  марта 2004  года  основным  специально  уполномоченным  органом  являлось Министерство  природных  ресурсов  РФ,  полномочия  которого  были  определены  в Положении  о Министерстве  природных  ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 г. № 726. МПР было органом, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства,  охраны  природных  ресурсов (в  том  числе  и  земельных)  и  окружающей природной  среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.9

     Помимо  Министерства  природных  ресурсов  РФ,  специально  уполномоченными  государственными органами (в той  или иной степени) являлись Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная  служба земельного кадастра России (Росземкадастр), Государственный комитет по рыболовству и др. Однако в связи с изданием Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены или преобразованы некоторые из этих органов, а также образованы новые федеральные органы исполнительной власти. В соответствии  с Указом, в систему федеральных  органов  исполнительной  власти  входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

     В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 06.04.2004 г. № 160 «Вопросы Министерства  природных  ресурсов  Российской  Федерации», МПР  России  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики  и  нормативно-правовому  регулированию  в  сфере  природопользования,  охраны  окружающей  среды и  обеспечения  экологической  безопасности,  а также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, Федерального агентства  водных  ресурсов, Федерального  агентства  лесного  хозяйства  и Федерального агентства по недропользованию.10

     Специально  уполномоченными федеральными органами государственной власти, осуществляющими  в  той или иной  степени  экологическое  управление,  являются  также Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральное агентство по рыболовству и ряд других органов.11

     Министерство  природных ресурсов РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам: 

     - геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр; 

     - использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов; 

     - использование и охрана водных объектов; 

     - эксплуатация  водохранилищ и  водохозяйственных  систем комплексного назначения,  защитных  и  других  гидротехнических  сооружений (за  исключением  судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности; 

     - охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания; 

     - особо охраняемые природные территории; 

     - охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; 

     - охрана атмосферного воздуха; 

     - обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных); 

     -  совершенствование экономического  механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.   

2.   Задачи и полномочия  органов управления  Российской Федерации  и ее субъектов  в области охраны  природы. 

     Высшие  федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», призваны определять основные направления государственной природоохранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределах своей компетенции).

     По  книге Нецветаев А.Г. «Экологическое право» на Правительство возложены задачи реализации экологической политики и выполнения программ, координации деятельности всех органов в области охраны окружающей среды (ООС), образования, использования внебюджетного экологического фонда, установления порядка за природопользование, обеспечения населения экологической информацией (примером такой информации являются первые в России государственные доклады (отчеты) о состоянии окружающей природной среды РФ в 1994, 1995, 1996 гг.).

     По  конституции РФ природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию  Федерации и субъектов Федерации. Вопросы, входящие в компетенцию  названных органов, можно подразделять на семь комплексных групп. ( по книге Арустамов Э.А. «Природопользование»)

     1.Определение  основных направлений экологической  политики, утверждение экологических  программ, установление правовых  и экономических основ регулирования  охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

     2.Планирование, финансирование и материально-техническое  обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.

     3.Учет  и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.

     4.Утверждение  нормативов вредных воздействий,  платежей за использование природных  ресурсов, за выбросы, сбросы вредных  веществ, захоронение отходов.  Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.

     5.Государственный  экологический контроль, государственная  экологическая экспертиза, решение  об ограничениях, приостановлении,  прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление иска в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителям.

     6.Организация  заповедного дела, охрана памятников  природы, ведение Красной книги,  экологическое воспитание и образование.

     7.Международное  сотрудничество.

     Указанные в перечне вопросы и задачи призваны решать все управленческие структуры. Разграничение сферы деятельности их идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому.

     Согласно  пространственному, представительные и исполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах, представляемых ими административно-территориальных образований (области, краев и т.д.). Так, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, оценка, мониторинг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое воспитание и образование являются предметом деятельности государственных органов и их уровней.

     Однако, в рамках одного и того территориального пространства могут находиться ресурсы  разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительную федеральную собственность. Это определяет объем представленных полномочий.

     Согласно  данному порядку, разрешение на использование  земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсов, выдается исполнительным органам Федерации. Такие же права принадлежат областным, краевым органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их владении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности.

     Существует  также разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды между представительными и исполнительными органами управления. Оно построено на конституционном разделении властей.

     Представительные  органы решают общие вопросы, не требующие исполнительно-распределительных действий. Так, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», всего пять вопросов относится к исключительной компетенции высшего представительного органа:12

  • определение основных направлений экологической политики;
  • утверждение государственной экологической программы;
  • определение правовых основ регулирования природных отношений;
  • определение полномочий в области охраны окружающей природной среды и порядка организации деятельности органов управления в данной области;
  • установление режима в зонах чрезвычайно экологических ситуаций и в зонах экологического бедствия.

     Также определяется компетенция представительных органов республик в составе РФ. К их ведению относятся следующие:

  • утверждение программ по рациональному использованию и ООС;
  • создание экологических фондов и определение порядка предоставления земельных участков;
  • объявление на своей территории природных объектов памятниками природы;
  • принятие решение об образовании и деятельности природоохранных инспекций.
  • В соответствии с Законом о местном самоуправлении городские и районные представительные органы власти имеют следующие полномочия:
  • разрабатывают порядок охраны и использования природных ресурсов;
  • запрещают проведение на подведомственной им территории мероприятий, которые могут быть неблагоприятными по своим экологическим последствиям;
  • выносят решения о прекращении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных или строительных норм;
  • объявляют природные объекты местного назначения памятниками природы и определяют режим их ораны.

     Некоторые полномочия в области ООС принадлежат  сельским и поселковым представительным органам:13

  • установление на подведомственной территории порядка и условий размещения предприятий, которые не являются муниципальной собственностью;
  • остановка строительства или прекращение эксплуатации объектов, если выявлены нарушения санитарных и экологических норм;
  • запрещение на подведомственной территории проведение мероприятий, ведущих к неблагоприятным экологическим последствия. При этом последние меры могут осуществляться на основании заключения или комитета по охране окружающей природной среды.
 

Заключение 

     Существенную  роль в нарушении экологического баланса Земли играет каждое государство, каждый человек. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться в деятельности как государственных специальных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.

Информация о работе Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции. Задачи и полномочия