Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 06:49, реферат
Существовала и другая концепция подхода к природе, дающая право беспредельного господства над ней. Ф. Энегельс считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «человек…заставляет ее служить своим целям, господствует над ней». В 1950-х гг. родился широко известный в нашей стране мичуринско-лысенковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Вместе с тем мысль о господстве над природой Ф. Энегьса разъясняется так: «все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории гуманизм Ф. Энгельса как мыслителя.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции…………………………………………………………………………..5
1.1. Государственные органы общей компетенции…………………....7
1.2. Государственные органы специальной компетенции……………...11
2. Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы…………………………………….14
Заключение……………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………..….20
Содержание:
Введение……………………………………………
1.
Органы управления, контроля и
надзора по охране природы,
их функции……………………………………………………
1.1. Государственные органы общей компетенции…………………....7
1.2.
Государственные органы
2.
Задачи и полномочия органов
управления Российской
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы………………………………..….20
Введение
Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще философы древности. Например, древнегреческий философ-материалист Эпикур еще в IV в. До н. э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей…», который не утратил своей актуальности и в настоящее время.1
Существовала и другая концепция подхода к природе, дающая право беспредельного господства над ней. Ф. Энегельс считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «человек…заставляет ее служить своим целям, господствует над ней». В 1950-х гг. родился широко известный в нашей стране мичуринско-лысенковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Вместе с тем мысль о господстве над природой Ф. Энегьса разъясняется так: «все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории гуманизм Ф. Энгельса как мыслителя.
В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащие юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.
Но есть и другие способы защиты среды. Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России.
Так же свою роль в нарушении экологического баланса Земли играет каждый человек. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться в деятельности как государственных специальных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.
Именно
этот вопрос хотелось бы рассмотреть
в данной контрольной работе. Целью
работы является описание деятельности
органов управления, контроля и надзора
по охране природы. В работе поставлены
следующие задачи: представление общей
характеристики, описание полномочий
и задач органов управления по охране
окружающей среды.
1.
Органы управления,
контроля и надзора
по охране природы,
их функции.
Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России.
Действующей
структурой органов управления охраны
окружающей природной среды
Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.3
1.Органы общей компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся: Президент,
Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти Субъектов Федерации, муниципальные органы.
2.Органы специальной компетенции.
К этим органам относятся те, которые предназначены выполнять природоохранные функции.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 279 от 5апреля 1993 г. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ отводились как природоохранные функции, так и функции рационального использования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны. Однако последние функции были чисто символическими. Названное министерство не имело практических и юридических прав для их реализации. Все сводилось к таинственному слову «координация», правовое содержание которого в России не зафиксировано ни в одном документе. Этот термин обретает конкретный смысл только через расшифровывающие его документы, но их не было в положении о Минприроды России. Не было, соответственно, и подразделений, осуществляющих данную функцию. Фактически координация выполнялась правительственной комиссией по охране окружающей среды и природопользованию.4
В октябре 1996 г. была утверждена новая структура органов управления и контроля за охраной окружающей природной среды на федеральном уровне. Природоохранные функции были распределены между двумя органами:
1.Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология).
2.Министерством природных ресурсов.
Эти органы созданы на основе упраздненного Минприроды. Все природоохранные функции перешли к Госкомэкологии. На Министерство природных ресурсов возлагается осуществление функций рационального использования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике России.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2002 г. № 867 Госкомэкологии, Минприроды и Федеральная служба лесного хозяйства России были объединены в единый государственный орган – Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Основные направления экологической политики России следующие:
Особенность органов общей компетенции заключается в том, что они осуществляют деятельность по охране окружающей среды наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции и не имеющих прямого отношения к экологии, – развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.6
По книге Бринчука Н.Н. «Экологическое право России» природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальными структурами в администрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.
Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами — как общими, так и экологическими. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ:
– обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
– осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
– проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.
Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей среды», иных актах законодательства об окружающей среде.
Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.
Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены Федеральным законом от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельными актами экологического законодательства. Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Это — наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.7
К вопросам местного значения отнесены:
– владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
–
обеспечение санитарного
– регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
– контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
– регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
– благоустройство и озеленение территории муниципального образования и др.
Местное
самоуправление есть выражение власти
народа, представляет собой признаваемую
и гарантируемую Конституцией РФ
самостоятельную и под свою ответственность
деятельность населения по решению
непосредственно или через
В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
С
учетом того, что организация
При
характеристике деятельности органов
общей компетенции в области природопользования
и охраны окружающей среды важно подчеркнуть,
что эти органы как самостоятельно, так
и совместно со специально уполномоченными
органами в данной сфере, по их предложениям
решают задачи по выработке и реализации
государственной экологической политики,
разработке государственных экологических
программ. Органы общей компетенции определяют
порядок осуществления некоторых функций
государственного управления в природопользовании
и охране окружающей среды. Так, Правительство
РФ определяет порядок осуществления
некоторых функций управления, например,
экологического нормирования, государственной
экологической экспертизы, экологического
лицензирования, определения платы за
природопользование. При этом подготовка
и принятие управленческих решений по
нормированию, государственной экологической
экспертизе, определению платы за природопользование
и загрязнение окружающей среды не относится
к компетенции органов общей компетенции.
Важно то, что этим заняты органы специальной
компетенции. И органы общей компетенции
не вправе вмешиваться в этот процесс.
Что касается такой природоохранной меры,
как предоставление лицензий на природопользование,
то эти лицензии выдаются в соответствии
с законодательством и Правительством
РФ, и уполномоченными природоохранными
органами.8