Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции. Задачи и полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 06:49, реферат

Описание работы

Существовала и другая концепция подхода к природе, дающая право беспредельного господства над ней. Ф. Энегельс считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «человек…заставляет ее служить своим целям, господствует над ней». В 1950-х гг. родился широко известный в нашей стране мичуринско-лысенковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Вместе с тем мысль о господстве над природой Ф. Энегьса разъясняется так: «все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории гуманизм Ф. Энгельса как мыслителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции…………………………………………………………………………..5
1.1. Государственные органы общей компетенции…………………....7
1.2. Государственные органы специальной компетенции……………...11
2. Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы…………………………………….14
Заключение……………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………..….20

Работа содержит 1 файл

сделанное зо вар.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1. Органы управления, контроля и  надзора по охране природы,  их функции…………………………………………………………………………..5

     1.1. Государственные органы общей  компетенции…………………....7

     1.2. Государственные органы специальной  компетенции……………...11

     2.   Задачи и полномочия органов  управления Российской Федерации  и ее субъектов в области  охраны природы…………………………………….14

     Заключение……………………………………………………………….19

     Список  использованной литературы………………………………..….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще философы древности. Например, древнегреческий философ-материалист Эпикур еще в IV в. До н. э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей…», который не утратил своей актуальности и в настоящее время.1

     Существовала  и другая концепция подхода к  природе, дающая право беспредельного господства над ней. Ф. Энегельс считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «человек…заставляет ее служить своим целям, господствует над ней». В 1950-х гг. родился  широко известный в нашей стране мичуринско-лысенковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Вместе с тем мысль о господстве над природой Ф. Энегьса разъясняется так: «все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории гуманизм Ф. Энгельса как мыслителя.

     В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащие юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

     Но  есть и другие способы защиты среды. Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России.

     Так же свою роль в нарушении экологического баланса Земли играет каждый человек. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться в деятельности как государственных специальных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.

     Именно  этот вопрос хотелось бы рассмотреть  в данной контрольной работе. Целью работы является описание деятельности органов управления, контроля и надзора по охране природы. В работе поставлены следующие задачи: представление общей  характеристики, описание полномочий и задач органов управления по охране окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Органы управления, контроля и надзора  по охране природы,  их функции. 

     Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области  охраны окружающей природной среды России.

     Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматривается  две категории2:

     Особенность управления природопользованием и  охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается  в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.3

     1.Органы общей  компетенции.

     К государственным органам общей  компетенции относятся: Президент,

     Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти Субъектов Федерации, муниципальные органы.

     2.Органы специальной компетенции.

     К этим органам относятся те, которые предназначены выполнять природоохранные функции.

     В соответствии с постановлением Правительства  РФ № 279 от 5апреля 1993 г. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ отводились как природоохранные функции, так и функции рационального использования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны. Однако последние функции были чисто символическими. Названное министерство не имело практических и юридических прав для их реализации. Все сводилось к таинственному слову «координация», правовое содержание которого в России не зафиксировано ни в одном документе. Этот термин обретает конкретный смысл только через расшифровывающие его документы, но их не было в положении о Минприроды России. Не было, соответственно, и подразделений, осуществляющих данную функцию. Фактически координация выполнялась правительственной комиссией по охране окружающей среды и природопользованию.4

     В октябре 1996 г. была утверждена новая структура органов управления и контроля за охраной окружающей природной среды на федеральном уровне. Природоохранные функции были распределены между двумя органами:

     1.Государственным  комитетом РФ по  охране окружающей  среды (Госкомэкология).

     2.Министерством  природных ресурсов.

     Эти органы созданы на основе упраздненного Минприроды. Все природоохранные функции перешли к Госкомэкологии. На Министерство природных ресурсов возлагается осуществление функций рационального использования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике России.

     В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2002 г. № 867 Госкомэкологии, Минприроды и Федеральная служба лесного хозяйства России были объединены в единый государственный орган – Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

     Основные  направления экологической политики России следующие:

  • последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;
  • последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;
  • восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях) генетического фонда животного и растительного мира;
  • рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.5
 
    1. Государственные органы общей компетенции.
 

     Особенность  органов  общей  компетенции  заключается  в  том,  что  они  осуществляют деятельность по охране окружающей среды  наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции и не имеющих  прямого отношения к экологии, – развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.6

     По  книге Бринчука Н.Н. «Экологическое право России» природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

     Управление  охраной окружающей среды и природопользованием  осуществляется как непосредственно  Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальными структурами в администрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.

     Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами — как общими, так и экологическими. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ:

     –  обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

     –  осуществляет управление федеральной  собственностью на природные ресурсы;

     –  проводит меры по  обеспечению  законности,  осуществлению  экологических прав граждан и др.

     Более подробно полномочия Правительства  РФ регламентированы в Законе «Об  охране окружающей среды», иных актах  законодательства об окружающей среде.

     Деятельность  органов общей компетенции в  области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

     Полномочия  органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены Федеральным законом от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельными актами экологического законодательства. Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Это — наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.7

     К вопросам местного значения отнесены:

     –  владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в  муниципальной собственности;

     –  обеспечение санитарного благополучия населения;

     –  регулирование планировки и застройки  территорий муниципальных образований;

     –  контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

     –  регулирование  использования  водных  объектов  местного  значения,  месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; 

     –  благоустройство и озеленение территории муниципального образования и др.

     Местное самоуправление есть выражение власти народа, представляет собой признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность  деятельность населения по решению  непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. К органам местного самоуправления относятся как выборные, так и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

     В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

     С учетом того, что организация государственного управления на федеральном уровне отнесена в соответствии с Конституцией РФ к компетенции Президента России и в законодательстве, как правило, не называются конкретные органы как адресаты норм, для органов общей компетенции важнейшей является функция координации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Она реализуется, во-первых, посредством создания оптимальной системы органов исполнительной власти. И, во-вторых, путем определения конкретных органов как головных и наделенных координационной функцией.

     При характеристике деятельности органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды важно подчеркнуть, что эти органы как самостоятельно, так и совместно со специально уполномоченными органами в данной сфере, по их предложениям решают задачи по выработке и реализации государственной экологической политики, разработке государственных экологических программ. Органы общей компетенции определяют порядок осуществления некоторых функций государственного управления в природопользовании и охране окружающей среды. Так, Правительство РФ определяет порядок осуществления некоторых функций управления, например, экологического нормирования, государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, определения платы за природопользование. При этом подготовка и принятие управленческих решений по нормированию, государственной экологической экспертизе, определению платы за природопользование и загрязнение окружающей среды не относится к компетенции органов общей компетенции. Важно то, что этим заняты органы специальной компетенции. И органы общей компетенции не вправе вмешиваться в этот процесс. Что касается такой природоохранной меры, как предоставление лицензий на природопользование, то эти лицензии выдаются в соответствии с законодательством и Правительством РФ, и уполномоченными природоохранными органами.8 

Информация о работе Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции. Задачи и полномочия