Окружающая среда ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:07, научная работа

Описание работы

Физическая среда - это все то, с чем входит в контакт организм человека.

Работа содержит 1 файл

Окружающая среда ребенка.docx

— 707.17 Кб (Скачать)

2) В процессе развития ребенка кожа подвергается значительным изменениям, которые затрагивают ее барьерные свойства. Поглощение через кожу особенно важно дня жирорастворимых соединений, так как кожа человека во многом состоит из этих компонентов. Наружный слой кожи эмбриона характеризуется недостатком барьерного, кератинсодержащего, внешнего слоя дермы. Образование кератина начинается на 3-5-е сут после рождения, поэтому кожа новорожденного характеризуется особыми свойствами, и проникновение ксенобиотиков через кожу — причина многих заболеваний новорожденных. Дополнительный фактор в проникновении ксенобиотиков через кожу новорожденных по сравнению со старшими детьми и взрослыми — большее отношение поверхности тела к объему организма. Это означает, что для одной и той же действующей поверхности кожи ребенок инкорпорирует в несколько раз больше токсических веществ, чем взрослый.

3) Во время пренатального развития зародыш совершает дыхательные движения. Некоторые ксенобиотики, находящиеся в амниотической жидкости, могут контактировать с дыхательным трактом. От рождения до юности легкие продолжают развиваться, увеличивается количество альвеол, возрастает размер активной поверхности. Таким образом, некоторые химические соединения могут в большем количестве попадать внутрь организма.

4) Желудочно-кишечный тракт на всех стадиях развития ребенка подвержен воздействию токсинов окружающей среды. Плод, как было указано выше, активно заглатывает амниотическую жидкость и те чужеродные химические соединения, которые находятся в ней, например некоторые пестициды, а также компоненты табачного дыма.

Социальная  среда

      Социальная  среда включает условия проживания в семье, положение ее в обществе,  также законы и инструкции, которые затрагивают жизнь человека.

      Социальная  адаптация является непременным  условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как  известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и  сознания. В сфере деятельности у  ребенка происходит расширение видов  деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение  соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения  происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом. В сфере сознания –  формирование образа «собственного  Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки. Таким образом, в процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация, которая включает в себя социальную адаптацию. Если же этого не происходит, наблюдается другое явление – дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.

Семья как часть социальной среды

      Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.  Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания . Когда говорят о понятии семейной среды, то подразумевают довольно широкий класс явлений. Это и физическая структура, и размер жилищного пространства, и специфика организации социального пространства, характеризующего особенности взаимоотношений между членами конкретной семьи. Определенный психологический «след» в индивидуальном развитии ребенка может оставлять даже ландшафт местности, в которой он живет, архитектура и дизайн его дома или квартиры, специфика организации жилой среды с точки зрения степени открытости влияниям из внешнего мира. Существенное воспитательное влияние может оказывать количество и расположение комнат в доме (квартире), а также возможность со стороны ребенка иметь в доме свою личную и контролируемую только им территорию. Еще более драматичным выглядит процесс освоения ребенком пространства социального, реализующегося главным образом в ходе опыта его межличностных контактов с родителями и воспитателями.  Известен факт, что дефицит общения с родителями, недостаток близких в пространственном отношении (физическом и психологическом) тактильных и эмоционально насыщенных контактов с ними является непосредственной причиной задержек физического и психического развития ребенка, деструкции в ходе созревания психофизических функций и процессов, обусловливает раннее формирование негативных личностных образований (страхов, невротических и психопатологических комплексов, психологических защит и коммуникативных барьеров, общих деструктивных тенденций и т. п.). Все это не может не влиять самым негативным образом на характер всего дальнейшего жизненного пути человека и общий стиль (скорее всего защитный) его социоэкологической адаптации и жизнеобеспечения

Значение семейной воспитательной среды - определение первых контуров складывающегося у ребенка образа мира, формирование соответствующего образа жизни. Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.

Ребенок – часть социума

      Усвоение  различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

К позитивным ролям следует отнести, прежде всего, роль члена семьи. В семье ребенок усваивает несколько таких ролей: сына или дочери, брата или сестры, племянника, внука.

Следующая важная роль – это член коллектива. В детском саду и школе в общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена коллектива, товарища, друга, ученика, лидера и многие другие.

Каждый человек  выступает в роли потребителя. Понимание  этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которые предоставляет  человеку общество, ребенок должен освоить с раннего детства.

Важная социальная роль – быть гражданином своего отечества, любить свою родину, гордиться  ею, быть патриотом своей родины. Могут быть и другие социальные роли, которые осваивает ребенок, например, роль специалиста, которую может  получить учащийся в стенах школы, лицея, гимназии или же в учебных заведениях начального профессионального образования.

К негативным ролям относятся такие, как бродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети.

Таким образом, для успешной социализации личности ребенка рекомендуется, например,  посещение ребёнком детского сада. Естественно, в ходе такого непростого процесса как социализация нередко возникают проблемы –ребёнок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации и т.д. Родители должны ему помочь, приняв ряд мер:

  • Приглашать детей из группы/класса к себе домой;
  • Совместный досуг с детьми из коллектива;
  • Общие интересы;
  • Посещение кружков и спортивных секций.
 

Дети  с ограниченными  возможностями и  их окружающая среда

Дети  с ограниченными  возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Такие дети нуждаются в особом уходе, заботе, в особых условиях среды их развития. Здоровый психологический климат служит гарантией его гармоничного развития и позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности. Во многом это зависит от принятия родителями информации о заболевании ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, адекватного восприятия заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи, а также условия его проживания, питания.

Особенности построение предметно-развивающей  среды для детей  с ограниченными  возможностями             

 Благодаря многим  исследованиям, было принято,  что общие принципы построения  развивающей среды для детей  с ограниченными возможностями  остаются такими же, как и для  детей с нормальным развитием.  Но меняются педагогические условия,  которые обеспечивали бы поступательное  развитие детей с ограниченными  возможностями. Следовательно, социальная  среда таких детей должна отличаться.  Эти условия  можно обобщить  в следующих принципах:

1. Педагогический оптимизм.

2. Ранняя педагогическая помощь.

Предполагает единство ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической коррекции. Учитывает сензитивные периоды раннего и дошкольного возраста. Важные для последующего развития ребенка.

3. Коррекционно-компенсирующая направленность образования.

Создает возможность  для компенсации утраченных или  неполноценных функций организма.

4. Социально-адаптирующая направленность образования.

5.Деятельный подход.

Учитывает ведущую  для каждого возрастного периода  деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.

6. Дифференцированный и индивидуальный подходы.

Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности  детей с нарушениями развития. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизиологического развития ребенка.

        Таким образом, особую значимость  приобретает социокультурная среда, которая будет окружать ребенка. Общим для детей с ограниченными возможностями здоровья является замедленный темп развития, задержка развития эмоциональной регуляции, отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности: в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, к социальным явлениям – пассивное отношение к сверстникам, окружающим взрослым. Большинство таких  детей имеют нарушение соматического характера, вследствие чего снижается работоспособность, внимание рассеивается, дети быстро утомляются.

Физическая  среда (например, условия проживания) должна подбираться индивидуально для каждого ребенка в зависимости от типа его проблем. Предложена некая общая модель структура среды.

      1.      Это пространственно-временные отношения

  • Среда сенсорно насыщенная (большое количество разнообразных предметов) или сенсорно обедненная (когда убирается все лишнее для большей концентрации внимания)
 
  • С точки зрения пространственных отношений среда  может иметь различную степень  структурированности (или зонирования)
 

      2.      Эмоциональные отношения ребенка со взрослыми и с другими детьми.

      Среда может  быть эмоционально насыщенной (вызывать эмоции или усиливать их) или, наоборот, эмоционально обедненной – при неустойчивом внимании ребенка. 

     Таким образом, пространственно-предметный компонент среды, как и социальный, характеризует не столько совокупность, «коллекцию» тех или иных предметов, сколько способ их функционирования в данной образовательной среде. К детям с нарушениями различного характера необходим индивидуальный подход с целью дальнейшего его  развития. Окружающая среда последних  будет отличаться от среды здоровых детей. Изменения будут касаться  трех составляющих компонентов: биологической, физической и социальной среды.   

Заключение

 
 Дети наиболее подвержены влиянию  окружающей среды, которая, в свою очередь, включает компоненты биологической, социальной и физической сред. Все эти факторы  взаимосвязаны, междисциплинарны и образуют окружающую среду ребёнка. Здоровье населения и особенно детей становится не только серьезной социально-экономической и медицинской проблемой, а в значительной степени является фактором, определяющим устойчивое развитие любого государства. Здоровье ребенка - забота не только медиков, но также семьи и общества в целом. Ни прививки, ни профилактические осмотры не дают ребенку того, что он должен получать от окружающих. Дети – цветы жизни.

Информация о работе Окружающая среда ребенка