Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:07, научная работа
Физическая среда - это все то, с чем входит в контакт организм человека.
Белорусский
Государственный Медицинский
«Окружающая среда ребенка»
Минск 2011
Окружающая среда ребенка: типы, понятия
Человек с момента своего зарождения
попадает, как известно, в определенную
жизненную среду и находится
с ней в постоянном взаимодействии;
здесь он развивается, обучается
и воспитывается, здесь формируется
его неповторимый личностный склад,
определяющий возможности уже
Жизненная среда включает в себя довольно
широкий спектр параметров, влияющих на
развитие и функционирование человека.
Большое значение имеют 3 основные среды:
биологическая, физическая и социальная.
Факторы данных сред, окружающих ребенка
в процессе развития, а также некоторые
другие факторы в совокупности с генетически
унаследованными образованиями и конкретно-историческими
социокультурными условиями воспитания
имеют принципиальное значение для развития
индивида. Окружающая среда ребенка - это
не только воздух, вода, природные явления,
неодушевленные предметы или микроорганизмы.
Это также люди, роль которых не менее
важна, чем роль здоровой пищи и занятий
спортом.
Физическая среда
Физическая среда - это все то, с чем входит в контакт организм человека. Она может включать, в частности, специфическое физическое окружение, в котором живет конкретный индивид, будь то сельская местность или городские условия, большой или маленький город с характерной для него архитектурой, горный ландшафт или равнинная территория, наконец, живет ли данный индивид в собственном доме или в маленькой комнатушке, живет ли постоянно и на одном месте или часто переезжает и т. п. Все это не может не сказываться на индивидуальном развитии ребенка. Сюда также относятся размер помещений, действие климатических условий, воздействие вредных веществ и токсинов, излучения, питание и др.
Физическая среда в развитии играет ведущую роль. Известен факт, что более трех миллионов детей в возрасте до пяти лет ежегодно умирает от причин и условий, связанных с окружающей средой (в данном случае - физической). Поэтому, окружающая среда является одним из главных факторов, ежегодно приводящих к смерти более чем 10 миллионов детей.
Вредные и опасные факторы физической среды
Загрязненный
воздух как внутри, так и снаружи
помещений, загрязненная вода, неадекватные
санитарные условия, опасности интоксикации,
переносчики болезней, ультрафиолетовое
излучение и ухудшающиеся экосистемы
- все это является существенными
экологическими факторами риска
для здоровья детей, а во многих случаях
и для здоровья их матерей. Экологические
опасности и загрязнение
Основные причины смертности детей в возрасте до пяти лет, связанные с окружающей средой
Ребенок
может подвергаться экологическим
рискам, оказывающим вредное
Деятельность ВОЗ
Всеми́рная организа́ция здравоохране́ния (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) — специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира.
Программы и инициативы ВОЗ в
области таких проблем, как вода
и санитарные условия, трансмиссивные
болезни, загрязнение воздуха внутри
помещений, химическая безопасность, транспорт,
ультрафиолетовое излучение, питание,
гигиена труда, безопасность пищевых
продуктов и профилактика травм
регулируют вопросы, связанные с
воздействием окружающей среды на здоровье
и благополучие детей. Эти программы
содействуют повышению
ВОЗ также координирует два межведомственных партнерства, которые занимаются проблемами воздействия окружающей среды на здоровье детей. Партнерства включают Альянс "Здоровая окружающая среда для детей" (HECA), основанный в 2002 г., целью которого является повышение осведомленности и поддержка деятельности директивных органов и общин по решению проблем детей, здоровья и окружающей среды. В настоящее время HECA поддерживает проекты на уровне отдельных стран, которые направлены на сокращение многочисленных рисков в домашних и школьных условиях при использовании интегрированного и межсекторального подхода.
В 2002г. была также образована Инициатива "Показатели воздействия окружающей среды на здоровье детей" (CEHI), которая направлена на улучшение оценки воздействия окружающей среды на здоровье детей на уровне отдельных стран с помощью совершенствования мониторинга основных показателей воздействия окружающей среды на здоровье детей и соответствующей отчетности. Эта инициатива тесно связана с подготовкой национальных профилей по влиянию экологических факторов на состояние здоровья детей, что позволит странам произвести быструю оценку ситуации в этой области и имеющихся ресурсов для принятия необходимых мер.
Биологическая среда
Биологическая среда – среда, в которой живут клетки нашего организма. Для каждого живого организма нужны определённые условия, чтобы он мог существовать. Как правило, здоровый ребенок рождается с нейтральной биологической средой. В детском организме много отрицательно заряженных ионов водорода, которые нейтрализуют вредные радикалы и способствуют нормальным биологическим реакциям. С материнским молоком ребёнок получает антитела и полезные бактерии, которые укрепляют иммунную систему в детском организме.
Что же меняет биологическую среду ребенка?
Первым делом, нездоровая рафинированная пища, загрязненная окружающая среда, стресс. Уровень биологической среды рН становится кислее, и такая среда становится раем для «вредных микробов». Во-вторых, в организме образуется много вредных радикалов, их образованию способствует солнечная радиация, физическая нагрузка, курение, стресс, химические вещества в пище и воде, антибиотики, продукты питания, содержащие много животных жиров, пассивное курение и засоренный воздух. Каждый день наши клетки выдерживают миллиарды нападений свободных радикалов. Свободные радикалы это нестабильные молекулы, у которых не хватает одного или нескольких электронов. Перемещаясь в организме, они стараются вернуть недостающие электроны, повреждая клеточные мембраны.
Ксенобиотики - чужеродные для организмов химические вещества, естественно не входящие в биотический круговорот и прямо или косвенно порожденные хозяйственной деятельностью человека. Попадая в среду жизни, ксенобиотики могут:
Вредные химические соединения
Организм ребенка особо подвержен влиянию ксенобиотиков. Так, известно, что химические соединения, обладающие иммунотоксическим эффектом, в малых концентрациях могут задержать развитие иммунной системы плода и ребенка. Для беременных представляют факторы высокого риска такие вещества, как свинец, ртуть, пары бензина, фенола, формальдегида, соединения кадмия, марганца, фтора, мышьяка, пестициды. При воздействии ртути на организм беременной у ее новорожденного возникают детские церебральные параличи и недоразвитие головного мозга. Поэтому контакт с этими веществами во время беременности должен быть максимально ограничен. Известно, что свинец, независимо от того, попадет ли он в пищеварительный тракт в виде солей или вдыхается с воздухом в виде окиси свинца, может вызвать нарушение развития головного мозга у ребенка и умственную отсталость. Однако сегодня учёные доказали, что переизбыток свинца в среде обитания ребёнка влияет не только на физическое, но и на эмоциональное и даже интеллектуальное развитие малыша. Более всего негативному действию свинца подвержены дети до трёх лет. Поскольку для них основной способ познания мира – это вкусовые и тактильные рецепторы, то таким образом – через рот – в организм малыша и попадает значительное количество свинца.
Токсическое действие ксенобиотика будет зависеть от ряда механизмов. К ним относятся:
• поглощение ксенобиотика;
• распределение его внутри организма;
• метаболизм ксенобиотика;
• органная восприимчивость.
На каждый из этих этапов влияет та стадия, на которой находится развитие ребенка. Инкорпорация ксенобиотиков у ребенка происходит известными четырьмя способами: через плаценту, кожу, органы дыхания или пищеварительный тракт.
1) В течение эмбриональной стадии плацента - главный путь поступления необходимых, а также чужеродных дня плода веществ. Некоторые соединения свободно проникают через плаценту. Сюда относятся соединения с низкой молекулярной массой, жирорастворимые компоненты и специфические соединения типа кальция.