Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:32, реферат
До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п
1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 2
ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ. 2
ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 3
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 5
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВОВ 5
ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ. 7
3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. 11
ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. 13
КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее защите.
Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.
В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.
Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства и т. д.
Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной ответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения в должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.
Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области и т. д.
Необходимо отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда (не путайте с фактической зарплатой, получаемой работником, которая всегда значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышают одного-двух реальных месячных окладов этих должностных лиц, так как речь идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых граждан штраф не превышает десятикратного размера минимальной оплаты труда.
Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.
И Обычно за год по всей стране рассматривается не более двух десятков дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.
Другими
причинами слабого
Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием материально возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в достаточно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.
Международно-правовая
охрана окружающей среды - совокупность
принципов и норм международного
права, составляющих специфическую
отрасль этой системы права и
регулирующих действия его субъектов
(в первую очередь государств) по
предотвращению, ограничению и устранению
ущерба окружающей среде из различных
источников, а также по рациональному,
экологически обоснованному использованию
природных ресурсов.
Понятие "окружающая среда" охватывает
широкий круг элементов, связанных с условиями
существования человека. Они распределяются
по трем группам объектов: объекты естественной
(живой) среды (флора, фауна); объекты неживой
среды (морские и пресноводные бассейны
- гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера),
почва (литосфера), околоземное космическое
пространство; объекты "искусственной"
среды, созданной человеком в процессе
его взаимодействия с природой. В совокупности
все это составляет систему окружающей
среды, которая в зависимости от территориальной
сферы может быть подразделена на глобальную,
региональную и национальную. Таким образом,
защита (охрана) окружающей среды не адекватна
защите (охране) природы. Возникнув в начале
50-х годов как охрана природы и ее ресурсов
от истощения и преследуя не столько охранные,
сколько экономические цели, в 70-е годы
эта задача под воздействием объективных
факторов трансформировалась в защиту
окружающей человека среды, более точно
отражающую сложившуюся комплексную гло
бальную проблему.
Понятие
"окружающая среда" неравнозначно
по содержанию и понятию "экология",
так как последнее обозначает
науку об отношениях живых организмов
и образуемых ими сообществ между
собой и окружающей средой.
Несмотря на то что основополагающее значение
природного, естественного фактора в процессе
общественного развития было обозначено
почти два века назад, до середины 60-х годов
нынешнего столетия защита окружающей
среды не выдвигалась как самостоятельная
политическая проблема, а ее научное обоснование
в качестве многоотраслевой, комплексной,
глобальной проблемы не было достаточно
разработано. Только динамичное развитие
в 70 - 80-е годы научных основ глобальных
проблем в зарубежной и отечественной
научной литературе позволило неоспоримо
выделить правовые нормы, относящиеся
к защите окружающей среды, в особую группу.
Международно-правовая
защита окружающей среды четко выделилась
в настоящее время в системе
общего международного права как
самостоятельная, специфическая сфера
регулирования. Возникновение все
новых видов и областей взаимодействия
человека с окружающей его средой
расширяет предмет международно
правового регулирования по защите
окружающей среды. На современном этапе
главными и устоявшимися можно считать:
предотвращение, сокращение и устранение
ущерба окружающей среде из различных
источников (в первую очередь посредством
загрязнения); обеспечение экологически
обоснованного режима рационального
использования природных
Система
международно-правового
Однако
структурное формирование МПОС пока
не завершено. Свидетельство тому -
сохраняющееся тяготение
Окончательному
завершению формирования МПОС как самостоятельной
отрасли международного права в
значительной степени способствовала
бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно
выдвигался в рамках Программы ООН
по окружающей среде (ЮНЕП). Универсальный
кодификационный акт по аналогии
с другими отраслями
Основные принципы. Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.
Специальные принципы. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МПОС. Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.
Недопустимость
нанесения трансграничного
Экологически обоснованное рациональное использование при родных ресурсов было провозглашено в качестве политического требования в данной Декларации ООН и на протяжении последующих лет внедрялось в международно-правовую практику. Но несмотря на достаточно широкое договорное применение, этот принцип обладает пока слишком общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании. Его характеризуют следующие элементы: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, то есть уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.
Принцип
недопустимости радиоактивного заражения
окружающей среды охватывает как
военную, так и мирную область
использования ядерной
Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного рай она в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права. Наиболее полно этот принцип отражен в