Охрана окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п

Содержание

1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 2

ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ. 2

ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 3

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 5

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВОВ 5

ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ. 7

3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. 11

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. 13

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

охрана окружающей среды.docx

— 48.46 Кб (Скачать)

     Он  гласит, что каждый гражданин имеет  право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее защите.

     Вместе  с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень  своих знаний о природе, экологическую  культуру, соблюдать требования природоохранительного  законодательства и установленные  нормативы качества окружающей природной  среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая  подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.

     В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.

     Однако  чаще применяется административная ответственность в виде наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства и т. д.

     Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной ответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения в должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.

     Кроме того, выплата штрафа не освобождает  от материальной гражданско-правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.

     Кроме декларации прав и обязанностей граждан  и установления ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области и т. д.

     Необходимо  отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда (не путайте с фактической зарплатой, получаемой работником, которая всегда значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышают одного-двух реальных месячных окладов этих должностных лиц, так как речь идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых граждан штраф не превышает десятикратного размера минимальной оплаты труда.

     Уголовная ответственность и возмещение нанесенного  ущерба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.

     И Обычно за год по всей стране рассматривается  не более двух десятков дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.

     Другими причинами слабого регулирующего  действия природоохранительного законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий техническими средствами для эффективной очистки сточных вод и загрязненных газов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнением окружающей среды.

     Наконец, большое значение имеет низкая экологическая  культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное  отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием материально возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в достаточно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.

     3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ  ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ.

 

     Международно-правовая охрана окружающей среды - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую  отрасль этой системы права и  регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных  источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию  природных ресурсов. 
Понятие "окружающая среда" охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты "искусственной" среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную. Таким образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей человека среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную гло бальную проблему.

     Понятие "окружающая среда" неравнозначно  по содержанию и понятию "экология", так как последнее обозначает науку об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между  собой и окружающей средой. 
Несмотря на то что основополагающее значение природного, естественного фактора в процессе общественного развития было обозначено почти два века назад, до середины 60-х годов нынешнего столетия защита окружающей среды не выдвигалась как самостоятельная политическая проблема, а ее научное обоснование в качестве многоотраслевой, комплексной, глобальной проблемы не было достаточно разработано. Только динамичное развитие в 70 - 80-е годы научных основ глобальных проблем в зарубежной и отечественной научной литературе позволило неоспоримо выделить правовые нормы, относящиеся к защите окружающей среды, в особую группу.

     Международно-правовая защита окружающей среды четко выделилась в настоящее время в системе  общего международного права как  самостоятельная, специфическая сфера  регулирования. Возникновение все  новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой расширяет предмет международно правового регулирования по защите окружающей среды. На современном этапе  главными и устоявшимися можно считать: предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей среде из различных  источников (в первую очередь посредством  загрязнения); обеспечение экологически обоснованного режима рационального  использования природных ресурсов; обеспечение комплексного режима охраны исторических памятников и природных  резерватов; научно-техническое сотрудничество государств в связи с защитой окружающей среды.

     Система международно-правового регулирования  защиты окружающей среды обладает внутренней структурой, достаточно устойчивыми  взаимосвязями, а также собственной  нормативной основой и источниками. В отечественной правовой науке  высказывалось авторитетное мнение, что она обладает и собственными институтами. Практически устоялся термин "международное право окружающей среды" (МПОС).

     Однако  структурное формирование МПОС пока не завершено. Свидетельство тому - сохраняющееся тяготение некоторых  принципов и норм, касающихся защиты окружающей среды, к другим отраслям международного права, особенно к морскому и воздушному. Речь идет о тех тесно связанных с ресурсопользованием отраслях и институтах международного права, в рамках которых начинало формироваться МПОС. Кроме этого формирующиеся специальные принципы и нормы по защите окружающей среды недостаточно конкретны.

     Окончательному  завершению формирования МПОС как самостоятельной  отрасли международного права в  значительной степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН  по окружающей среде (ЮНЕП). Универсальный  кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать  сложившиеся в данной сфере принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного  сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

      
ПРИНЦИПЫ  МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

 

     Основные  принципы. Каждое государство, осуществляя  право на проведение в отношении  национальной системы окружающей среды  необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

     Специальные принципы. Защита окружающей среды  на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МПОС. Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

     Недопустимость  нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип запрещает такие  действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Вытекая из фундаментального принципа уважения государственного суверенитета, этот специальный принцип МПОС налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования. Впервые этот принцип был сформулирован в стокгольмской Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 года. В последующем он был широко подтвержден международной практикой и получил практически универсальное признание.

     Экологически  обоснованное рациональное использование  при родных ресурсов было провозглашено  в качестве политического требования в данной Декларации ООН и на протяжении последующих лет внедрялось в международно-правовую практику. Но несмотря на достаточно широкое договорное применение, этот принцип обладает пока слишком общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании. Его характеризуют следующие элементы: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, то есть уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

     Принцип недопустимости радиоактивного заражения  окружающей среды охватывает как  военную, так и мирную область  использования ядерной энергетики. Формирование и утверждение этого  специального принципа МПОС идет как  договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами  существующей международной практики. В этой связи в отечественной  правовой литературе обоснованно подчеркивалось, что одной из сторон процесса становления  в современном международном  праве принципа недопустимости радиоактивного заражения планеты является соблюдение правила, исключающего "мирное" вредоносное  заражение биосферы отходами атомной  промышленности, транспорта и т.д. Элементы принципа недопустимости радиоактивно го заражения окружающей среды (например, действующая норма о запрещении радиоактивного заражения атмосферы, космического пространства и дна Мирового океана в результате испытательных ядерных взрывов, а также некоторые еще формируюшиеся нормы) должны составить одно из важнейших звеньев механизма защиты окружающей среды.

     Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать  все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем  загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или  опасность загрязнения из одного рай она в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией  или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде  путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права. Наиболее полно этот принцип отражен в

Информация о работе Охрана окружающей среды