Охрана окружающей среды при общении с отходами производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:36, реферат

Описание работы

Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно технической документации. В соответствии с ГОСТ 30772-2001 отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе - потребление продукции.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 54.67 Кб (Скачать)

В случае наличия  нескольких объектов размещения отходов, отдельно расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, проект нормативов образования отходов  и лимитов на их размещение разрабатывается  по каждому объекту отдельно.

По решению  территориального органа МПР России, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы возможна разработка проектов нормативов образования отходов  и лимитов на их размещение по упрощенной форме (см. приложение 4.5). Проект по упрощенной форме разрабатывается в случае образования отходов V, IV, III классов опасности, а также отходов I класса опасности, представленных только люминесцентными лампами, если:

  • суммарное количество отходов не превышает 30 тонн в год;
  • масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 1% от общей массы образующихся отходов;
  • отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Правила разработки и утверждения нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства  Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461. Для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические  лица представляют в территориальные  органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации следующие документы:

  1. заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридических лиц; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуальных предпринимателей;
  2. копию лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с опасными отходами);
  3. проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации;
  4. свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

Указанные документы принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов. За представление недостоверных  или искаженных сведений заявитель  несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации в месячный срок рассматривают представленные в установленном порядке материалы  и принимают решение об утверждении  лимитов на размещение отходов или  о возвращении материалов на доработку  с указанием причин отказа. Повторно представленные материалы рассматриваются  в месячный срок. В случае их отклонения территориальный орган Министерства природных ресурсов Российской Федерации  представляет мотивированный отказ, который  может быть обжалован в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке.

Неизменность  производственного процесса и используемого  сырья, представленные в проекте  нормативов образования отходов  и лимитов на их размещение, должно ежегодно подтверждаться в виде технического отчета по обращению с отходами (см. приложение 4.6).

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» к опасным отходам  отнесены отходы:

  • содержащие вредные вещества с опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью);
  • содержащие возбудителей инфекционных болезней, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или в контакте с другими веществами.

Деятельность  по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию на основании  ст. 17 федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также статьи 9 федерального закона "Об отходах производства и потребления". Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, является Министерство природных  ресурсов Российской Федерации, во исполнении Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 года N 340.

Распоряжением МПР России от 2 декабря 2002 года N 483-р  были утверждены Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV классов опасности для  окружающей природной среды, в том  числе опасных отходов, образующихся в процессе производственной деятельности. Деятельность по обращению с отходами V класса опасности для ОПС подлежит лицензированию в случае, если указанные  отходы обладают следующими опасными свойствами; токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью или содержат возбудителей инфекционных болезней.

Сбор и  складирование отходов, образовавшихся в непроизводственной сфере предприятий (отходы потребления), утвердивших проект нормативов, разработанный по упрощенной схеме, не подлежат лицензированию (приказ МПР России от 11.03.2002 N 115).

Лицензирующий орган предоставляет сведения о  выданных лицензиях в территориальный  орган Министерства РФ по налогам  и сборам по месту получения лицензиатом  документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный  реестр юридических лиц (статья 5 Федерального закона "О государственной регистрации  юридических лиц").

Для получения  лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие  документы:

  • заявление о предоставлении лицензии (см. приложение 4.7);
  • копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
  • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
  • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов подтверждающих, соответствующую лицензионным требованиям и условиям профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
  • положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами.

Для прохождения  ГЭЭ заявитель представляет материалы  обоснования деятельности по обращению  с опасными отходами, разработанные  в соответствии с Методическими  рекомендациями, утвержденными приказом МПР РФ № 575 от 9 июля 2003 г. (приложение 4.7).

До начала проведения реформы правительственных  органов лицензии выдавались МПР  России и его территориальными органами в субъектах Российской Федерации. Лицензирующий орган формировал и вел реестр лицензий. В настоящее  время функции лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами переданы вновь образованной Федеральной  службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.  
 
 
 
 

Экология  городов. Отходы производства и потребления

Будрейко Е. Н.

Проблема сбора  и утилизации отходов производства и потребления является одной  из старейших в истории человечества. На свалках построены все древние  города мира: отходами быта и производства заваливались ближайшие овраги, а  по мере роста городов на этих территориях  начиналось новое строительство. Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению  подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе  метана, других продуктов гниения, размножению  крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней. Перенаселенная Западная Европа, потеряв значительную часть своих  жителей от «болезней грязных  рук», раньше России начала решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки.

В настоящее время  основной целью обращения с отходами производства и потребления является предотвращение их вредного воздействия  на здоровье человека и окружающую природную среду. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний  в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и  обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями  и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; лицензирования видов  деятельности, представляющих потенциальную  опасность для человека; государственной  регистрации потенциально опасных  для человека химических и биологических  веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов  производства и потребления. Отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.

Опасность отходов  состоит в их повсеместном и постоянном образовании в огромных количествах. В своем составе они могут  содержать токсичные компоненты в биологически опасных концентрациях, возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний, радиоактивные вещества. Во многих странах выявлен широкий  спектр заболеваний, в том числе  онкологических, у населения проживающего около свалок промышленных отходов.

В XX в. в связи с быстрой урбанизацией комплекс проблем, связанных с образованием отходов, особенно обострился. При этом темпы роста отходов определяются не столько темпами прироста населения, сколько изменением его доходов и образа жизни, т.е. проблема резкого возрастания объемов отходов производства и потребления во многом является следствием ценностных ориентиров общества. На одного жителя Земли приходится в день от 0,5 кг в развивающихся до 2 кг отходов в развитых странах. Учитывая, что темпы роста населения городов в развивающихся странах составляют 5% в год, а в Западной Европе города практически слились с селами, проблемы отходов будут обостряться.

По данным официальной  статистики, в России ежегодно образуется от 2,7 до 3,9 млрд т отходов: 2,6 млрд т промышленных отходов; 700 млн т жидких отходов птицеводства и животноводства; 35-40 млн т ТБО; 30 млн т осадков сточных вод; 3 млн т медицинских отходов. Общий объем неутилизированных (накопленных) отходов – 82 млрд т, из них более 1,5 млрд т высокотоксичных.

Отходы производства и потребления подразделяют на промышленные, твердые бытовые (ТБО), медицинские, биологические, радиоактивные, древесно-растительные, крупногабаритный мусор, строительные отходы и грунты, осадки очистных сооружений водопровода и канализации, осадки ливневых очистных сооружений.

Наибольшую проблему для жилищно-коммунальных служб  составляют твердые бытовые отходы, поскольку они, во-первых, образуются повсюду и, во-вторых, разработку способов их сбора, обезвреживания и утилизации затрудняет то обстоятельство, что  эта группа отходов представляет собой многокомпонентную смесь  различного фракционного состава.

За последние десятилетия  структура ТБО претерпела существенные изменения. Если в начале XX столетия мусорные свалки городов состояли в  основном из остатков продовольствия и тяжелой фракции канализационных  стоков, то сейчас на первом месте находятся  такие компоненты, как бумага, стекло, металлы, полимеры.

Усредненные оценки удельного веса главных составляющих ТБО по отдельным странам обычно характеризуются следующими средними пропорциями: 20–50% макулатуры, до 40% пищевых  отходов, по 2–5% черных и цветных  металлов и пластмасс, 4–6% стекла и  текстиля.

В Москве состав и  объемы накопления бытовых отходов  несколько отличаются от общепринятых для средней полосы России. Так, утвержденная норма накопления бытовых отходов на 1 человека в год составляет 1 м3 или 250 кг, а морфологический состав выглядит следующим образом: бумага, картон – 38,2%; пищевые отходы – 28,6%; дерево, листья – 9,1%; текстиль – 7%; кожа, резина – 4,9%; полимерные материалы – 4,4%; кости – 3,2%; черный металл – 1,8%; цветной металл – 1%; стекло – 0,6%; керамика, камни – 0,5%; отсев (менее 15 мм) – 7%.

Информация о работе Охрана окружающей среды при общении с отходами производства