Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:58, лекция

Описание работы

Обеспечение научно-обоснованного соответствия проектов современным экологическим требованиям перед их утверждением компетентными государственными органами.
Предупреждение возможных отрицательных влияний реализуемых проектов на качество окружающей природной среды либо, природного состояния составляющих ее компонентов, а также на здоровье и жизнь населения.

Работа содержит 1 файл

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

    4. Правоохранительная - проверка соответствия планируемой деятельности существующему законодательству и запрещение реализации планируемой деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы. 

    ПРАВОВАЯ  БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЫ

    1. Закон РФ "Об охране окружающей  природной среды" от 2002г.

    2. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 19.07.95 г.

    3. Положение о порядке проведения  государственной экологической  экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.96 N 698.

    4. Регламент проведения государственной экологической экспертизы, утвержденный Приказом Госкомэкологии России от 17.06.97 N 280.

    5. Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию  при проведении государственной  экологической экспертизы, а также  при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности, утвержденный Приказом Госкомэкологии РФ от 25.09.97   N 397.  

ВИДЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 

    Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными органами государственного управления в области охраны окружающей среды. Ее заключение приобретает юридическую силу после утверждения его председателем данного органа или его заместителем.

    Общественная  экологическая экспертиза организуется по инициативе общественности. Ее заключение носит рекомендательный характер и приобретает юридическую силу в случае утверждения заключения председателем компетентного органа или его заместителем. Эксперты ГЭЭ должны учитывать результаты ОЭЭ, но соглашаться с ее выводами не обязаны. 
 

ПРИНЦИПЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    1. Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

    2. Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

    3. Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.

    4. Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы.

    5. Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.

    6. Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий.

    7. Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

    8. Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

    9. Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 

Лекция 5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 

    УЧАСТНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 

    Ответственный исполнитель назначается из штатных сотрудников экспертного подразделения для подготовки организации экологической экспертизы. Он анализирует представленные материалы и определяет сложность объекта государственной экологической экспертизы, срок проведения ГЭЭ, ее стоимость, количество привлекаемых экспертов.

    Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников (обычно - это ранее назначенный ответственный исполнитель). В ряде случаев, при проведении государственной экологической экспертизы сложных объектов назначают двух ответственных секретарей, один из которых может не являться штатным сотрудником.

    Кандидатура руководителя предлагается ответственным исполнителем и утверждается приказом. Руководитель и ответственный исполнитель определяют персональный состав экспертной комиссии; из числа утвержденных экспертов формируют, при необходимости, группы по рассмотрению отдельных вопросов; подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии; подготавливают техническое задание руководителям групп и членам экспертной комиссии; обеспечивают качественное проведение государственной экологической экспертизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии.

    Эксперт - специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу. Им не может быть представитель заказчика, или разработчика объекта или связанным с ним договорными отношениями.

    Критерии  идеального эксперта:

    • высокая квалификация в области, по которой проводится экспертиза;

    •независимость;

    •объективность, позволяющая исключить личную заинтересованность в результатах экспертизы;

    •надежность (обеспечение 'выбора таких методов  и средств при проведении экологической экспертизы, которые бы гарантировали наиболее достоверное решение экспертной задачи);

    •знание соответствующих нормативных документов, требований процессуального характера;

    •личностные особенности (всесторонность, способность  видеть проблему с различных точек зрения, способность решать творческие задачи, достаточно развитая научная и инженерная интуиция).

    Правовое  положение эксперта определяется общим (Конституция, КЗОТ) и специальным законодательством.

    Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.

    Заказчик имеет право получать от комитета по охране окружающей среды информацию о сроках проведения ГЭЭ; получать для ознакомления от МПР нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении ГЭЭ; обращаться в МПР с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения ГЭЭ; заявлять ходатайства перед экспертами; давать письменные и устные пояснения; знакомиться с выводами, содержащимися в эколого-экспертных заключениях. Заказчик обязан представлять комплексные экологически обоснованные проекты; предоставлять необходимые материалы, сведения, расчеты, чертежи; своевременно вносить изменения и исправления в проектные материалы; устранять отмеченные недостатки и упущения в проектах.

    МАТЕРИАЛЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ

    ЭКСПЕРТИЗУ

    Обязательным  условием принятия материалов на государственную  экологическую экспертизу является наличие данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, и экологическому обоснованию допустимости ее реализации. 

    ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    1.   Подготовительная  стадия

    На  подготовительной стадии проверяется наличие  необходимых реквизитов представленных. материалов и определяется их соответствие существующему законодательству.

    При невыполнении этих требований государственная  экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику с письменным уведомлением.

    На  этой стадии важным является уяснение специфики представляемых материалов, что позволяет в каждом конкретном случае назначить наиболее компетентных в данной области знаний экспертов, решить вопрос о необходимости привлечения НИИ и других организаций.

    Государственная экологическая экспертиза объекта  начинается со дня подписания приказа специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы о проведении экспертизы. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее, чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного поручения).

    Срок  проведения государственной экологической  экспертизы определяется в зависимости  от трудоемкости экспертных работ с  учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности, и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду. Срок проведения государственной экологической экспертизы составляет:

  • Для простых объектов                                                 до 30 дней;
  • Для объектов средней сложности                                       до 60 дней;
  • Для сложных объектов                                                до 120 дней.

    Срок  проведения государственной экологической  экспертизы может быть продлен, но не должен превышать шести месяцев для сложных объектов. Изменение сроков проведения государственной экологической экспертизы оформляется приказом. Об изменении сроков информируется заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, соответствующие административные органы и общественные организации.

    Работа  экспертной комиссии государственной  экологической экспертизы начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены экспертной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций. 

    2. Аналитическая стадия (основная) 

    Аналитическая стадия - это собственно проведение эколого-экспертных исследований, изучения представленного материала.

    Первый  этап - изучение, анализ, проверка проектных решений, представленных в соответствующей документации.

    На  этом этапе следует установить соответствие проектных решений основным направлениям, принятым в стране программам и планам эколого-экономического и социального развития. При этом обращается особое внимание на комплексное решение вопроса размещения и строительства сопутствующих объектов производственного назначения, жилищно-бытового, социально-культурного обеспечения и охраны окружающей среды улучшение экологической обстановки в населенных пунктах и районах с превышением уровня загрязнения окружающей среды.

    Второй  этап (натурные исследования) - проверка и анализ результатов натурных исследований места предполагаемого размещения объекта.

    Натурные  исследования позволяют:

    - оценить экологическое обоснование  и зонирование выбранной территории;

    - оценить сочетание территориального  и отраслевого интересов;

    - обосновать связь суммарных выбросов  веществ и вредных физических воздействий с имеющимися источниками загрязнения ОС;

    - определить возможность и целесообразность  размещения объекта;

  • получить дополнительные сведения, способствующие более объективной оценке ситуации.
 
      1. Заключительная  стадия
 

    На  заключительной стадии проводится обобщение и оценка сведений, и составление на их основе акта экологической экспертизы (эколого-экспертного заключения).

    Полученные  в ходе аналитической стадии результаты систематизируются по определенным видам, классам и группам.

    При этом выделяются традиционно используемые проектные решения (при типовом проектировании) и нетрадиционные проектные проработки, подлежащие более углубленному экологическому, техническому и социально-экономическому обоснованию.

    Систематизированные данные подлежат логической обработке и эколого-экспертному анализу с привлечением специальных экспертных методов (парных, множественных сравнений, ранжирования, непосредственной экологической оценки).

Информация о работе Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза