Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:58, лекция
Обеспечение научно-обоснованного соответствия проектов современным экологическим требованиям перед их утверждением компетентными государственными органами.
Предупреждение возможных отрицательных влияний реализуемых проектов на качество окружающей природной среды либо, природного состояния составляющих ее компонентов, а также на здоровье и жизнь населения.
Ситуационный план – генеральный план с показанными источниками выбросов и устройств по очистке этих выбросов.
Ситуационная карта-схема – карта-схема, на которую нанесены обозначения зданий и сооружений с указаниями границ санитарно-защитной зоны и селитебной территории (жилой застройки, территории зон отдыха, санаториев, домов отдыха) и местоположение расчетных точек, а также результаты расчетов загрязнения атмосферы (изоконцентраты в nПДК).
Выбор площадки для строительства
Площадку предприятия, как правило, подразделяют на зоны: предзаводская, заводская, подсобная и складская.
Строительство всех объектов должно проводиться на основе схем районной планировки.
Промышленные
предприятия целесообразно
При выборе территории для промзоны необходимо учитывать природные, климатические и топографические условия, инженерно-геологическую характеристику территорий (род грунта, его прочность, уровень грунтовых вод, вероятность подтопления и т.п.), возможность удаления и обезвреживания сточных вод, наличие источников водоснабжения и сетей энергоснабжения, обеспечение транспортом.
Предприятия
энергоемкие следует размещать вблизи
источников электроснабжения или вблизи
ЛЭП; водоемкие - вблизи водоемов; лесоемкие
- вблизи водных путей, городские промзоны
- с учетом розы ветров относительно ближайшей
селитебной территории и санитарно-защитной
зоны.
Разработка задания на проектирование
Задание на проектирование разрабатывается заказчиком при участии проектной организации на основе утвержденных ТЭО после выбора и утверждения площадки для строительства и в случае положительного заключения государственной экологической экспертизы, и содержит исходные данные на проектирование.
Большинство проектов разрабатывается в две стадии – технический проект и рабочие чертежи. При проектировании небольших объектов допускаются разработки проекта в одну стадию – технорабочий проект (совмещение технического проекта с рабочими чертежами).
Проект – это проработка решений ТЭО. Проект состоит из следующих разделов:
Лекция 3
ОВОС начинается тогда, когда заказчик формирует предложение по осуществлению какого-либо проекта или программы. Им готовится "Декларация о намерениях", в которой указываются цели осуществления планируемой деятельности, наличие средств для достижения целей, существующие аналоги, экологические проблемы и альтернативы рассматриваемому проекту. Декларация о намерениях передается в местные органы власти для принятия решения о целесообразности (нецелесообразности) разработки ТЭО или проекта. Затем определяется необходимость степени полноты (детальности) проведения ОВОС в зависимости от масштабов и вредности деятельности.
Далее определяются альтернативные варианты и круг вопросов и проблем, на основе которого выделяются направления деятельности и формируются группы специалистов-исследователей, если это необходимо. На втором этапе (основной этап) собирается или предоставляется разработчикам информация о состоянии окружающей среды в настоящий момент. (При проведении ОВОС под термином "окружающая среда" обычно понимается не только природная среда, но и среда социальная, экономическая, культурная) Далее оцениваются альтернативные варианты, в том числе и "нулевой" вариант отказа от деятельности.
Затем проводится анализ технологической части проектных предложений и принципиальных положений по ожидаемому воздействию на окружающую среду, а также обоснованию целей, средств и сроков реализации проектных предложений и места размещения предполагаемого производства. Анализируются необходимость уменьшения воздействия на окружающую среду с помощью модификации проекта или требования дальнейшего исследования изменений состояния окружающей среды.
На заключительном этапе подготавливается проект ЗВОС (заявление о воздействии на окружающую среду), который представляется всем заинтересованным организациям (административным органам, комитетам по охране природы, общественным организациям и т.п.). Основная цель проекта ЗВОС - выявить наиболее значимые воздействия с позиции всех заинтересованных групп для определения направлений дальнейших исследований по ОВОС, а именно, границы проведения ОВОС, объекты воздействия, прогнозируемые изменения компонентов окружающей среды (вода, воздух, почва, биота). На основе проекта ЗВОС разрабатывается задание на проектирование, проводятся дополнительные изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения проекта ЗВОС, после чего разрабатывается окончательный вариант ЗВОС, который корректируется в процессе общественного обсуждения. По результатам ОВОС происходит доработка ТЭО или проекта. В случае появления необходимости внесения изменений в ЗВОС подготавливается документ "Дополнения к ЗВОС", который также представляется всем заинтересованным юридическим и физическим лицам.
На этом процедура ОВОС считается завершенной, если не выявлена необходимость в ППА (послепроектном анализе). В этом случае добавляется стадия проведения ППА, где рассматриваются проекты, прошедшие стадию ЗВОС и принятые к осуществлению с условием дальнейшего изучения по выявленным значимым воздействиям.
По результатам ППА готовится ЗЭП (заявление об экологических последствиях). ЗЭП подготавливается на основе результатов анализа и оценок воздействия, прогноза изменения окружающей среды и выявленных в процессе ОВОС экологических, социальных и экономических последствий. ЗЭП также передается заказчиком всем заинтересованным организациям на территории предполагаемого размещения предприятия для всестороннего обсуждения, результаты которого оформляются протоколом.
Основные результаты ОВОС помещаются в разделе "ОВОС" общей пояснительной записки ТЭО или проекта строительства предприятия.
В разделе ОВОС излагаются этапы и методы проведения оценки и прикладываются копии необходимых документов. Документация по результатам ОВОС может быть представлена либо в виде краткого отчета, либо многотомного материала. Размер и формат оговариваются Заказчиком.
СУБЪЕКТЫ ОВОС
Заказчик - инициатор намечаемой деятельности или лицо, которому поручена реализация намечаемой деятельности.
Заказчик несет основную ответственность за принятие решений по результатам ОВОС, производит подбор компетентных проектных и научно-исследовательских организаций и специалистов для проведения оценки воздействия, сбора соответствующей информации, научных исследований.
Разработчик - лицо, осуществляющее процедуру ОВОС.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации участвуют в рассмотрении обосновывающей документации, выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности, принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований, Законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления.
РОЛЬ
ОБЩЕСТВЕННОСТИ В
ОВОС
"Общественность" - не только экологические общественные организации, но и профсоюзы, научные и научно-технические общества, объединения товаропроизводителей, потребителей, предпринимательские структуры, система торгово-промышленных палат России и другие объединения людей как по профессиональным и личным интересам, так и по месту жительства и иным признакам, а также отдельные граждане.
Общественность - одно или несколько юридических и физических лиц.
Участие общественности в системе принятия экологически обоснованных решении способствует их большему экологическому обоснованию, т.е. нахождению решений, оптимальных с точки зрения общества. И выгодно это и обществу, и инициатору проекта, т.к. выяснение мнения общественности и достижения с ней компромисса на самой ранней стадии обсуждения проекта позволит ему получить существенную экономию и средств и времени. Игнорирование мнения общественности и нежелание находить с ней взаимоприемлемых решений может вообще остановить реализацию проекта. Формы работы с общественностью – это:
Лекция 4
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА
Экологическая экспертиза (ст.1 ФЗ "ОЗЗ") - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Таким
образом, ОВОС - это процедура учета
экологических требований при подготовке
и принятии решений в сфере
экологопользования, а государственная
экологическая экспертиза - обязательная
процедура контроля с учетом экологических
требований при подготовке решения в сфере
экологопользования. Следовательно, государственная
экологическая экспертиза - это форма
контроля за соблюдением правил проведения
ОВОС. Поэтому экологическая экспертиза
проводится после ОВОС. Это основное принципиальное
различие ОВОС и экологической экспертизы.
Но оба этих вида деятельности направлены
на достижение общих целей и имеют одну
методологическую основу.
ЦЕЛИ
1.
Обеспечение соблюдения норм
экологического
2.
Обеспечение научно-
3.
Предупреждение возможных
ЗАДАЧИ
1. Проверка и оценка проектных материалов в соответствии с законодательством РФ.
2.
Обеспечение экологически
3. Проверка установленных вариантов природоохранных решений и правильности выбора варианта.
4.
Улучшение экологической
5.
Проверка объективности данных
о возможности реализации
6.
Подготовка объективных
ФУНКЦИИ
1. Природоохранная - своевременное проведение экологической экспертизы и реализация проекта с учетом рекомендаций экспертов и существующего законодательства способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду.
2. Превентивная - экологическая экспертиза проводится после завершения предпроектной стадии до начала строительства объекта и реализации планируемой деятельности, а не анализирует уже действующие объекты (это в компетенции экологического контроля и экологического аудирования.
3. Прогностическая предвидеть негативные последствия для окружающей среды и здоровья человека планируемой деятельности и требовать принятия мер для устранения негативных последствий.
Информация о работе Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза