Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:58, лекция

Описание работы

Обеспечение научно-обоснованного соответствия проектов современным экологическим требованиям перед их утверждением компетентными государственными органами.
Предупреждение возможных отрицательных влияний реализуемых проектов на качество окружающей природной среды либо, природного состояния составляющих ее компонентов, а также на здоровье и жизнь населения.

Работа содержит 1 файл

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

    Ситуационный  план – генеральный план с показанными источниками выбросов и устройств по очистке этих выбросов.

    Ситуационная карта-схема – карта-схема, на которую нанесены обозначения зданий и сооружений с указаниями границ санитарно-защитной зоны и селитебной территории (жилой застройки, территории зон отдыха, санаториев, домов отдыха) и местоположение расчетных точек, а также результаты расчетов загрязнения атмосферы (изоконцентраты в nПДК).

Выбор площадки для строительства

    Площадку  предприятия, как правило, подразделяют на зоны: предзаводская, заводская, подсобная  и складская.

    Строительство всех объектов должно проводиться на основе схем районной планировки.

    Промышленные  предприятия целесообразно размещать  в промзонах.

    При выборе территории для промзоны необходимо учитывать природные, климатические и топографические условия, инженерно-геологическую характеристику территорий (род грунта, его прочность, уровень грунтовых вод, вероятность подтопления и т.п.), возможность удаления и обезвреживания сточных вод, наличие источников водоснабжения и сетей энергоснабжения, обеспечение транспортом.

    Предприятия энергоемкие следует размещать вблизи источников электроснабжения или вблизи ЛЭП; водоемкие - вблизи водоемов; лесоемкие - вблизи водных путей, городские промзоны - с учетом розы ветров относительно ближайшей селитебной территории и санитарно-защитной зоны. 

Разработка  задания на проектирование

    Задание на проектирование разрабатывается  заказчиком при участии проектной организации на основе утвержденных ТЭО после выбора и утверждения площадки для строительства и в случае положительного заключения государственной экологической экспертизы, и содержит исходные данные на проектирование.

Проектирование

    Большинство проектов разрабатывается в две стадии – технический проект и рабочие чертежи. При проектировании небольших объектов допускаются разработки проекта в одну стадию – технорабочий проект (совмещение технического проекта с рабочими чертежами).

    Проект  – это проработка решений ТЭО. Проект состоит из следующих разделов:

  1. Общая пояснительная записка.
  2. Генеральный план и транспорт.
  3. Технологические решения:
  • технико-экономические решения;
  • эколого-экономические решения;
  • чертежи.
  1. Научная организация труда, управление предприятием, строительные решения.
  1. Организация строительства.
  2. Охрана окружающей природной среды (все материалы процедуры ОВОС).
  3. Жилищно-гражданское строительство.
  4. Сметная документация.
  5. Паспорт рабочего проекта.

 

     Лекция 3

ЭТАПЫ ПРОЦЕДУРЫ ОВОС

 

    ОВОС  начинается тогда, когда заказчик формирует  предложение по осуществлению какого-либо проекта или программы. Им готовится "Декларация о намерениях", в которой указываются цели осуществления планируемой деятельности, наличие средств для достижения целей, существующие аналоги, экологические проблемы и альтернативы рассматриваемому проекту. Декларация о намерениях передается в местные органы власти для принятия решения о целесообразности (нецелесообразности) разработки ТЭО или проекта. Затем определяется необходимость степени полноты (детальности) проведения ОВОС в зависимости от масштабов и вредности деятельности.

    Далее определяются альтернативные варианты и круг вопросов и проблем, на основе которого выделяются направления деятельности и формируются группы специалистов-исследователей, если это необходимо. На втором этапе (основной этап) собирается или предоставляется разработчикам информация о состоянии окружающей среды в настоящий момент. (При проведении ОВОС под термином "окружающая среда" обычно понимается не только природная среда, но и среда социальная, экономическая, культурная) Далее оцениваются альтернативные варианты, в том числе и "нулевой" вариант отказа от деятельности.

    Затем проводится анализ технологической части проектных предложений и принципиальных положений по ожидаемому воздействию на окружающую среду, а также обоснованию целей, средств и сроков реализации проектных предложений и места размещения предполагаемого производства. Анализируются необходимость уменьшения воздействия на окружающую среду с помощью модификации проекта или требования дальнейшего исследования изменений состояния окружающей среды.

    На  заключительном этапе подготавливается проект ЗВОС (заявление о воздействии на окружающую среду), который представляется всем заинтересованным организациям (административным органам, комитетам по охране природы, общественным организациям и т.п.). Основная цель проекта ЗВОС - выявить наиболее значимые воздействия с позиции всех заинтересованных групп для определения направлений дальнейших исследований по ОВОС, а именно, границы проведения ОВОС, объекты воздействия, прогнозируемые изменения компонентов окружающей среды (вода, воздух, почва, биота). На основе проекта ЗВОС разрабатывается задание на проектирование, проводятся дополнительные изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения проекта ЗВОС, после чего разрабатывается окончательный вариант ЗВОС, который корректируется в процессе общественного обсуждения. По результатам ОВОС происходит доработка ТЭО или проекта. В случае появления необходимости внесения изменений в ЗВОС подготавливается документ "Дополнения к ЗВОС", который также представляется всем заинтересованным юридическим и физическим лицам.

    На  этом процедура ОВОС считается завершенной, если не выявлена необходимость в ППА (послепроектном анализе). В этом случае добавляется стадия проведения ППА, где рассматриваются проекты, прошедшие стадию ЗВОС и принятые к осуществлению с условием дальнейшего изучения по выявленным значимым воздействиям.

    По  результатам ППА готовится ЗЭП (заявление об экологических последствиях). ЗЭП подготавливается на основе результатов анализа и оценок воздействия, прогноза изменения окружающей среды и выявленных в процессе ОВОС экологических, социальных и экономических последствий. ЗЭП также передается заказчиком всем заинтересованным организациям на территории предполагаемого размещения предприятия для всестороннего обсуждения, результаты которого оформляются протоколом.

ОФОРМЛЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ОВОС

 

    Основные  результаты ОВОС помещаются в разделе "ОВОС" общей пояснительной записки ТЭО или проекта строительства предприятия.

    В разделе ОВОС излагаются этапы и  методы проведения оценки и прикладываются копии необходимых документов. Документация по результатам   ОВОС может быть представлена либо в виде краткого отчета, либо многотомного материала. Размер и формат оговариваются Заказчиком.

СУБЪЕКТЫ  ОВОС

 

    Заказчик - инициатор намечаемой деятельности или лицо, которому поручена реализация намечаемой деятельности.

    Заказчик  несет основную ответственность за принятие решений по результатам ОВОС, производит подбор компетентных проектных и научно-исследовательских организаций и специалистов для проведения оценки воздействия, сбора соответствующей информации, научных исследований.

    Разработчик - лицо, осуществляющее процедуру ОВОС.

     Органы  исполнительной власти субъектов Федерации участвуют в рассмотрении обосновывающей документации, выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности, принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований, Законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления.

РОЛЬ  ОБЩЕСТВЕННОСТИ В  ОВОС 

    "Общественность" - не только экологические общественные организации, но и профсоюзы, научные и научно-технические общества, объединения товаропроизводителей, потребителей, предпринимательские структуры, система торгово-промышленных палат России и другие объединения людей как по профессиональным и личным интересам, так и по месту жительства и иным признакам, а также отдельные граждане.

    Общественность - одно или несколько юридических и физических лиц.

Участие общественности в системе принятия экологически обоснованных решении способствует их большему экологическому обоснованию, т.е. нахождению решений, оптимальных с точки зрения общества. И выгодно это и обществу, и инициатору проекта, т.к. выяснение мнения общественности и достижения с ней компромисса на самой ранней стадии обсуждения проекта позволит ему получить существенную экономию и средств и времени. Игнорирование мнения общественности и нежелание находить с ней взаимоприемлемых решений может вообще остановить реализацию проекта. Формы работы с общественностью – это:

  • неофициальные открытые заседания;
  • публичные общественные слушания.

 

Лекция 4 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  ЭКСПЕРТИЗА 

    Экологическая экспертиза (ст.1 ФЗ "ОЗЗ") - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

    Таким образом, ОВОС - это процедура учета  экологических требований при подготовке и принятии решений в сфере  экологопользования, а государственная экологическая экспертиза - обязательная процедура контроля с учетом экологических требований при подготовке решения в сфере экологопользования. Следовательно, государственная экологическая экспертиза - это форма контроля за соблюдением правил проведения ОВОС. Поэтому экологическая экспертиза проводится после ОВОС. Это основное принципиальное различие ОВОС и экологической экспертизы. Но оба этих вида деятельности направлены на достижение общих целей и имеют одну методологическую основу. 

ЦЕЛИ 

    1. Обеспечение соблюдения норм  экологического законодательства  при реализации планируемой деятельности.

    2. Обеспечение научно-обоснованного  соответствия проектов  современным экологическим требованиям.

    3. Предупреждение возможных отрицательных влияний реализуемых проектов на качество окружающей природной среды, либо природного состояния составляющих ее компонентов, а также на здоровье и жизнь населения. 
 

    ЗАДАЧИ 

    1. Проверка и оценка проектных  материалов в соответствии с  законодательством РФ.

    2. Обеспечение экологически грамотного  регулирования качества проектных решений, при котором достигалось максимально возможное снижение негативного воздействия на окружающую среду, здоровье человека с учетом последних достижений науки и техники.

    3. Проверка установленных вариантов природоохранных решений и правильности выбора варианта.

    4. Улучшение экологической обстановки  в районе реализации проектных  разработок, а также определения  степени учета и отражения  в проектах закономерностей взаимодействия антропогенных и экологических систем.

    5. Проверка объективности данных  о возможности реализации экспертируемых объектов в конкретных природных условиях с учетом их влияния на природную среду, использования природных и иных материальных ресурсов, обеспечения качества жизни.

    6. Подготовка объективных эколого-экспертных  заключений. 

ФУНКЦИИ 

    1. Природоохранная - своевременное проведение экологической экспертизы и реализация проекта с учетом рекомендаций экспертов и существующего законодательства способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду.

    2. Превентивная - экологическая экспертиза проводится после завершения предпроектной стадии до начала строительства объекта и реализации планируемой деятельности, а не анализирует уже действующие объекты (это в компетенции экологического контроля и экологического аудирования.

    3. Прогностическая предвидеть негативные последствия для окружающей среды и здоровья человека планируемой деятельности и требовать принятия мер для устранения негативных последствий.

Информация о работе Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза