Общие вопросы экологии. Классическое и современное трактование экологии, её роль и задачи в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Я выбрал тему реферата по экологии «Общие вопросы экологии. Классическое и современное трактование экологии, её роль и задачи в жизни общества» потому, что эта тема наиболее широко охватывает понятие экологии, и позволяет изучить основные принципы, на которые опирается эта наука.

Содержание

Введение. 3
1.Общие вопросы экологии. Классическое и современное трактование экологии. 4
1.1.Определение экологии. 4
1.2.Концептуальные основы дисциплины. 4
1.3.Краткий исторический очерк. 6
1.4.Основные понятия. 8
1.5.Системность экологии 9
2.Роль и задачи экологии в жизни общества 10
2.1.Экологические проблемы 10
2.2.Роль и место экологии в современном обществе. 11
Заключение 14
Литература 16

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 48.31 Кб (Скачать)

     В центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой, экологической  устойчивости планеты.

     Экология – наука, исследующая функционирование систем и структур надорганизменного уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания. Отсюда вытекают и задачи экологии - выявить возможные взаимосвязи различных технологий, и в первую очередь химических, биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно воздействующих на природную сферу, для создания общей экологической безопасности окружающей среды, в том числе и химической, биохимической, радиационной.

     Говоря  об экологии, мы подразумеваем как  локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так  и глобальные.

     Экология  как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов - как  природных и технологических, так  и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в  настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с  этими интересами.

     Еще несколько лет назад шли споры  относительно самого факта антропогенного - вызванного человеком изменения  климата. За последнее столетие средняя  температура поверхности Земли  повысилась не менее чем на 0,5–5°  С. Как и было предсказано моделям, так называемого парникового  эффекта, зимняя температура повысилась более значительно, чем летняя. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности  планеты. Длительными наблюдениями установлено, что количество метана увеличивается ежегодно на 1 %, углекислого  газа – на 0,4 %. Углекислый газ "ответственен" примерно за половину парникового эффекта.

     Реальной  экологической угрозой становится истощение озонового экрана в  стратосфере. Говоря об этом, обычно отмечают знаменитую "озоновую дыру" над  Антарктикой. Однако сокращение количества озона в стратосфере происходит и над нашей страной, где оно  достигло уже в среднем около 3 %. Доказано, что сокращение озона  только на 1 % ведет к увеличению заболеваний  раком кожи на 5–7 %.

     Это означает, что 6-9 тыс. человек на европейской  территории нашей страны ежегодно заболевает раком кожи только по этой причине.

     Коротко о проблемах пресной воды. Чистой воды у нас не хватает. Причина  заключается в бесхозном, варварском отношении к воде, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу. Ее можно  забрать в каком угодно количестве, ее можно без особого наказания  загрязнить. Антиэкономичность в  водохозяйственном строительстве  оборачивается постоянной трагедией  для крупных и мелких регионов.

     Еще несколько штрихов современного экологического положения.

     Одной из крупных проблем у нас стало  загрязнение подземных вод. Неумеренное  применение пестицидов и минеральных  удобрений привело к тому, что  они в большом количестве оказались  в грунтовых водах.

     Особой  экологической проблемой для  нашей страны стали кислотные  осадки - увеличение кислотности дождей, снега, туманов в результате выброса  в атмосферу окислов серы и  азота при сгорании топлива. Кислые осадки снижают урожай, губят естественную растительность, разрушают здания, уничтожают жизнь в пресных водоемах.

     Когда среди глобальных экологических  проблем называются сокращение видового (генетического) разнообразия живой  природы, обычно подразумевают, что  эта проблема связана в основном с гибелью влажных тропических  лесов - мест, где сосредоточено максимальное разнообразие видов животных и растений. Проблема сокращения биологического разнообразия - это одна их самых странных проблем  для будущего человечества, поскольку  исчезнувший вид восстановить невозможно.

     Сегодня решение экологических проблем  стало одним из глобальных критериев  гуманности общества, уровня его технических  и научных разработок.

     Современная экология относится к тому типу наук, которые возникли на стыке многих научных направлений. Она отражает как глобальность современных задач, стоящих перед человечеством, так  и различные формы интеграции методов направлений и научного поиска. Превращение экологии из сугубо биологической дисциплины в отрасль  знания, включившую также общественные и технические науки, в сферу  деятельности, основанную на решении  ряда сложнейших политических, идеологических, экономических, этических и других вопросов, обусловило ей значительное место в современной жизни, сделало  ее своеобразным узлом, в котором  объединяются различные направления  науки и человеческой практики. Экология, на мой взгляд, все больше становится одной из наук о человеке и в  определенном смысле интересует многие научные направления. И хотя этот процесс еще весьма далек от завершения, его основные тенденции уже достаточно отчетливо просматриваются в  наше время. Именно в экологии (хотя и не только в ней) намечается вполне реальные точки соприкосновения  между фундаментальными и прикладными научными областями, между теоретическими разработками и практическим их применением.

     Заключение

     Мы  вынуждены сегодня признать, что  тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей  страны в результате некомпетентного  хозяйствования, недостатка знаний и  действий вслепую, потребительского отношения  к природным богатствам.Значение охраны природы как неприемлемого условия выживания человечества и каждого человека сейчас осознается нашим обществом, однако, к сожалению, оно мало готово к последовательной и безусловной реализации природоохранных мер, причем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры населения, несформированности экологического мышления у работников народного хозяйства. Таким образом, решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требованию, как минимальной потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано "экологическое мировоззрение", т.е. сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.

     Производственная  деятельность людей должна постепенно менять основу. Предстоит новая модернизация, которую естественно назвать  экологической, поскольку она будет  ориентироваться на создание производств, не разрушающих равновесного состояния  биосферы, т.е. вписывающихся в ее биогеохимические циклы. Преодоление  экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более  невозможно поддержание состояния  равновесия, если общество не будет  преобразовывать само себя, свою нравственность, а будет опираться только на технические  решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного  преобразования природы и общества, причем решающее значение в его длительности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы.

     Новая цивилизация для того, чтобы она  оказалось способной обеспечить дальнейшее существование на Земле  человечества как развивающегося вида, должна опираться не только на новую  технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т.е. нового общественно необходимого поведения людей. Широкая образованность носителя планеты необходима и для становления новой морали, т.е. духовного мира людей. Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справится со всеми выявившимися затруднениями.

     Однако  воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и  продуманные действия. Ответственная  и действенная политика по отношению  к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим  надёжные данные о современном состоянии  среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком .

     Только  по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в  эпоху ноосферы или в период своей  истории, когда оно сможет реализовать  режим коэволюции природы и общества. Это утверждение столь очевидно, что оно тоже может быть включено в исходную систему постулатов. Государство, которое не уделяет должного внимания проблемам экологии, лишает себя будущего.

     Следовательно, наряду с новой модернизацией  человечеству предстоит создать  новую культуру во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее  воспитание и образование, которое  естественно назвать экологическим.

 

     Литература

  1. Н.А.Воронков «Основы общей экологии», Москва 1999
  2. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. – М.: 1986.
  3. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975.
  4. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1986.

Информация о работе Общие вопросы экологии. Классическое и современное трактование экологии, её роль и задачи в жизни общества