Общие вопросы экологии. Классическое и современное трактование экологии, её роль и задачи в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Я выбрал тему реферата по экологии «Общие вопросы экологии. Классическое и современное трактование экологии, её роль и задачи в жизни общества» потому, что эта тема наиболее широко охватывает понятие экологии, и позволяет изучить основные принципы, на которые опирается эта наука.

Содержание

Введение. 3
1.Общие вопросы экологии. Классическое и современное трактование экологии. 4
1.1.Определение экологии. 4
1.2.Концептуальные основы дисциплины. 4
1.3.Краткий исторический очерк. 6
1.4.Основные понятия. 8
1.5.Системность экологии 9
2.Роль и задачи экологии в жизни общества 10
2.1.Экологические проблемы 10
2.2.Роль и место экологии в современном обществе. 11
Заключение 14
Литература 16

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 48.31 Кб (Скачать)

     Различные аспекты экологии и смежных с  ней дисциплин содержатся в трудах и учебниках М. И. Будыко, Н. Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А. В. Яблокова, Б. Г. Розанова, Б. Коммонера, а также в переведенных в последнее время на русский язык обстоятельных сводках по вопросам различных проблем экологии Б. Небела, Т. Миллера, П. Ревелля, Ч. Ревелля, Л. Р. Брауна и других авторов. Следует также обратить внимание на оригинальный труд «Проблемы экологии России», авторами которого являются К. С. Лосев, В. Г. Горшков, К. Я. Кондратьев и другие ученые.

     На  первый взгляд, казалось бы, возможно при  знакомстве с экологией как дисциплиной ограничиться ее прикладными аспектами и прежде всего мероприятиями по оздоровлению среды, которые сводятся в конечном счете к определенной системе технологических требований, административных запретов и санкций. Однако такой подход недостаточен и односторонен, поскольку не позволяет видеть глубинные причины сложившейся экологической ситуации и тем более обоснованно прогнозировать возможные и часто труд-нопредсказуемые последствия планируемых или осуществляемых действий, в том числе и с самыми благими намерениями. Поэтому крайне важно рассмотреть основные положения общей экологии, которая, как отмечалось, является теоретической основой для решения проблем рационального природопользования и охраны природы, базовой для социальной и прикладной экологии, а также для других, более частных экологических дисциплин.

     1.4.Основные понятия.

 

 Основным понятием и основной таксономической единицей в экологии является «экосистема». Этот термин, как упоминалось выше, введен в употребление А. Тенсли в 1935 г., т. е. более полувека спустя после выделения экологии как отрасли научных знаний (1866).

     Под экосистемой понимается любая система, состоящая из живых существ и  среды их обитания, объединенных в  единое функциональное целое. Основные свойства экосистем -способность осуществлять круговорот веществ, противостоять внешним воздействиям, производить биологическую продукцию. Выделяют обычно экосистемы различного ранга: от микроэкосистем (небольшой водоем, труп животного с населяющими его организмами или ствол дерева в стадии разложения, аквариум и даже лужица или капля воды, пока они существуют и в них присутствуют живые организмы, способные осуществлять круговорот веществ); мезоэкосистемы (лес, пруд, река и т.п.); макроэкосистемы (океан, континент, природная зона и т. п.) и глобальная экосистема - биосфера в целом.

     Таким образом, более крупные экосистемы включают в себя экосистемы меньшего ранга. Образное (шутливое) определение  экосистемы дал географ и писатель Г. К. Ефремов: это любое природное образование - «от кочки до оболочки» (географической).

     Близкий по содержанию смысл вкладывается в  термин «биогеоценоз», введенный в литературу академиком В. Н. Сукачевым несколько позднее, чем «экосистема» - в 1942 г. Биогеоценоз — это класс экосистем, экосистема, занимающая определенный участок суши и включающая основные компоненты среды — почву, подпочву, растительный покров, приземный слой атмосферы. Не являются биогеоценозами водные экосистемы, большинство искусственных экосистем. Таким образом, каждый биогеоценоз — это экосистема, но не каждая экосистема — биогеоценоз.

     Экосистемы (биогеоценозы) обычно включают два  блока. Первый из них состоит из взаимосвязанных организмов разных видов и носит название «биоценоз» (термин введен немецким зоологом К. Мебиусом в 1877 г.). Биоценоз  - это совокупность животныхрастенийгрибов и микроорганизмов, что заселяют определённый участок суши или акватории, они связаны между собой и со средой. Биоценоз — это динамическая, способная к саморегулированию система, компоненты (продуцентыконсументыредуценты) которой взаимосвязаны. Второй блок составляет среда обитания, которую в данном случае называют «биотоп» или «экотоп». Местообита́ние (ме́сто обита́ния, биото́п) — совокупность биотических, абиотических и антропогенных (при их наличии) экологических факторов на любой определённой территории или акватории, формирующаяся на месте первичного комплекса абиотических факторов — экотопа.

     Каждый  биоценоз состоит из множества видов, но виды входят в него не отдельными особями, а популяциями или их частями. Популяция - это относительно обособленная часть вида (состоит  из особей одного вида), занимающая определенное пространство и способная к саморегулированию и поддерживанию оптимальной численности особей. Каждый вид в пределах занимаемой территории (ареала), таким образом, распадается на популяции. Размеры их различны. В таком случае можно сказать, что биоценоз - это сумма взаимосвязанных между собой и с условиями среды популяций разных видов.

     В экологии часто пользуются также  термином «сообщество». Содержание этого термина неоднозначно. Под ним понимается и совокупность взаимосвязанных организмов разных видов (синоним биоценоза), и аналогичная совокупность только растительных (фитоценоз, растительное сообщество), животных (зооценоз) организмов или микробного населения (микробоценоз).

     1.5.Системность экологии

 

 Системность экологии. Экология как наука рассматривает системы, звенья и члены которых находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Из этого вытекает необходимость учета множества факторов при анализе тех или иных экологических явлений и тем более при планировании любых вмешательств в экосистемы. Такой подход, в свою очередь, невозможен без комплексного метода изучения, оценки и решения тех или иных экологических задач. По этим же причинам очевидна тесная связь экологии с другими науками, сведениями из которых необходимо не только располагать, но и уметь их грамотно использовать. К таким наукам относятся: биология, география, почвоведение, гидрология, химия, физика и другие отрасли знаний. Важно также уметь пользоваться необходимой информацией из различных отраслей хозяйства и свойственных им технологических процессов.

     Говоря  о системных явлениях, важно познакомиться  с видами систем, общими положениями  теории систем. Обычно различают три  вида систем: 1) изолированные, которые не обмениваются с соседними ни веществом, ни энергией, 2) закрытые, которые обмениваются с соседними энергией, но не веществом (например, космический корабль), и 3)открытые, которые обмениваются с соседними и веществом, и энергией. Практически все природные (экологические) системы относятся к типу открытых.

     Существование систем немыслимо без связей. Последние делят на прямые и обратные. Прямой называют такую связь, при которой один элемент (А) действует на другой (В) без ответной реакции. Примером такой связи может быть действие древесного яруса леса на случайно выросшее под его пологом травянистое растение или действие солнца на земные процессы. При обратной связи элемент В отвечает на действие элемента А. Обратные связи бывают положительными и отрицательными. И те и другие играют существенную роль в экологических процессах и явлениях.

     2.Роль и задачи экологии в жизни общества

     2.1.Экологические  проблемы

     Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.

     Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной  среды.

     Поистине  наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и  политическим перегрузкам, какие она  испытывает на рубеже XX - XXI веков. Человек  никогда ранее не взимал с природы  столько дани и не оказывался столь  уязвимым перед мощью, которую сам  же создал.

     Что же несет нам век грядущий - новые  проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим  разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над  ней многочисленных угроз?

     Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей. Будущее биосферы стало предметом  пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что  само по себе может быть достаточным  основанием для выделения особой группы проблем - философско-методологических проблем экологического прогнозирования. Следует подчеркнуть, что данный аспект является одной из “слабостей молодой науки футурологии” в  целом. Разработка этих проблем является одним из важнейших требований развития человеческой культуры на современном  этапе развития человечества. Ученые согласились, что принятая политика по принципу “реагировать и исправлять”  бесплодна, повсеместно завела в  тупик. “Предвидеть и предотвращать - единственно реалистический подход”. Исследование будущего поможет всем странам мира решить самый насущный вопрос: как направить огромную по своим масштабам циркуляцию природных  сил и ресурсов по пути, который  будет полнее удовлетворять потребности  людей и не нарушать при этом экологические  процессы?

     Рост  масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической  революции усилили отрицательное  воздействие на природу, привели  к нарушению экологического равновесия на планете. Возросло потребление в  сфере материального производства природных ресурсов. За годы после второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Поскольку запасы угля, нефти, газа, железа и других полезных ископаемых не возобновляемы, они будут исчерпаны, по расчётам учёных через несколько десятилетий. Но даже если и ресурсы, которые постоянно возобновляются, на деле быстро убывают, вырубка леса в мировом масштабе значительно превышает прирост древесины, площадь лесов, дающих земле кислород уменьшается с каждым годом.

     Главный фундамент жизни-почвы повсюду  на Земле деградируют. В то время  как Земля накапливает один сантиметр  чернозёма за 300 лет, ныне один сантиметр  почвы погибает за три года. Не меньшую  опасность представляет собой загрязнение  планеты.

     Мировой океан постоянно загрязняется из-за расширения добычи нефти на морских  промыслах. Огромные нефтяные пятна  губительны для жизни океана. В  океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр океанской воды сейчас приходится 17 тонн различных  отбросов суши. Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные  воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадают в реки и  озёра.

     Сильно  загрязнены Дунай, Волга, Рейн, Миссисипи, Великие Американские озёра. По заключению специалистов, в некоторых районах  земли 80 % всех болезней вызваны недоброкачественной  водой.

     Загрязнение атмосферного воздуха превзошло  все допустимые пределы. Концентрация вредных для здоровья веществ  в воздухе превышает медицинские  нормы во многих городах в десятки  раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и заводов, несут гибель озёрам и  лесам. Авария на Чернобыльской АЭС  показала экологическую угрозу, которую  создают аварии на атомных электростанциях, они эксплуатируются в 26 странах  мира. Исчезает вокруг городов чистый воздух, реки превращаются в сточные  канавы, повсюду груды мусора, свалки, искалеченная природа – такова бросающаяся  в глаза картина безумной индустриализации мира.

     Главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что  самое важное, в выявлении эффективных  путей и способов их разрешения.

     2.2.Роль и место экологии в современном обществе.

     Космический корабль Земля уникальная среди  планет Солнечной системы. В тонком слое где встречаются и взаимодействуют  воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты - живые существа, среди которых  и мы с вами. Этот слой, населенный организмами, взаимодействующий с  воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой), называется биосферой. Все живые существа, и мы в том числе, зависят от сохранения ее цельности. Если слишком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, последняя может полностью разрушится. Не исключено, что атмосфера, гидросфера и литосфера при этом сохраняются, но в их взаимоотношениях уже не будет участвовать живое.

Информация о работе Общие вопросы экологии. Классическое и современное трактование экологии, её роль и задачи в жизни общества