Общая характеристика загрязнения гидросферы предприятиями и необходимость их нормирования и стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:46, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является подробное изучение общей характеристики загрязнения гидросферы предприятиями и необходимость их нормирования и стандартизации.
Основные задачи:
1. рассмотреть общую характеристику загрязнения гидросферы;
2. изучить нормирование загрязнений в водных объектах;
3. разобрать детально показатели качества воды;
4. рассмотреть стандартизацию в области охраны вод.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………...…3
1. Общая характеристика загрязнения гидросферы…………………………………………………….4
2. Показатели качества воды……………………………………………………………………………..9
3. Нормирование загрязнений в водных объектах……...……………………………………………..12
4. Стандартизация в области охраны вод………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………………….... 21
Список литературы………………………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     При изучении этих документов следует иметь в виду, что вопросами нормирования сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в г. Москве занимается Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды (ГУПР) по г. Москве. Кроме того, существующая практика рассмотрения и согласования может несколько отличаться от порядка, изложенного в указанных нормативных документах. Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов можно найти в следующих материалах:

  • Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод". Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06. 2000 г.
  • Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Москва, Роскомрыболовство. 1995 г.
  • ГН.2.1.5.558-96. «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

     Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании "Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты", выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

     "Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты", являющееся неотъемлемой частью «Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ», устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов и дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.

     Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:

  1. Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению 
    с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу 
    времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе 
    или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).
  2. Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к 
    отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного.

     Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:

  • выдаче лицензий на водопользование;
  • осуществление   государственного   контроля   за   использованием   и охраной водных объектов;
  • установление    размеров    платежей,    связанных    с    пользованием водными объектами,
  • наложение штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства;
  • оценке эффективности водоохранных мероприятий.

     Под временно согласованным сбросом (ВСС) следует понимать временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного норматива предельно допустимого сброса.

Продолжительность поэтапного достижения нормативов ПДС устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально-экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.

     Основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект может являться наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимого сбросов (ПДС) в настоящее время.

     При установлении нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) в водный объект загрязняющих веществ, образующихся на предприятии в результате производственной или иной хозяйственной деятельности, используются следующие основные правила:

Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения водных объектов, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДС.

Правило 2. Норматив ПДС устанавливается для каждого загрязняющего вещества (с учетом наличия веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ)), каждого выпуска сточных вод и предприятия в целом.

Правило 3. Норматив ПДС должен задавать количество загрязняющего вещества, сбрасываемого в водный объект в единицу времени, при котором его концентрация в установленном контрольном створе или на участке водного   объекта   (с   учетом   его   целевого   использования)   не   должна превышать    соответствующую    предельно    допустимую    концентрацию (ПДК).

Правило 4. При превышении ПДК в контрольном створе норматив ПДС устанавливается исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств   воды   в   водных   объектах, сформировавшихся   под   влиянием природных факторов.

Правило 5. При   отсутствии на   момент   установления   норматива   ПДС объективной технической или экономической возможности его достижения территориальными    органами    МПР    России    на    определенный    срок устанавливаются    лимиты    временно    согласованных    сбросов    (ВСС) загрязняющих веществ с поэтапным сокращением сбросов до уровня ПДС.

Правило 6. При установлении нормативов ПДС и лимитов ВСС следует учитывать:

  • характеристики      водоемов,      включая      их      ассимилирующую способность;
  • вид водопользования;
  • параметры и расположение выпусков сточных вод;
  • значения фоновых концентраций в водном объекте.

Правило 7. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

Правило 8. При наличии нескольких водопользователей ПДС устанавливается с ориентацией на оптимальное распределение массы сбрасываемого вещества между ними.

     При установлении норматива предельно допустимого сброса по отдельным загрязняющим веществам в качестве критерия качества вод водного объекта используется условие, ограничивающее создаваемую сбросом концентрацию Ci загрязняющего вещества в установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования) с учетом фона Сi ф:

     При установлении норматива предельно допустимого сброса (ПДС) для загрязняющих веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ) используется условие, ограничивающее для Iод.ЛПВ создаваемые сбросом концентрации Ci загрязняющих веществ с учетом фона Сi ф в установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования):

     При разработке нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты используются следующие нормы качества воды, установленные нормативными документами федерального уровня:

  • предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водах объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей – ПДКв;
  • предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водах объектов, используемых для рыбохозяйственных целей – ПДКpx;
  • ориентировочные допустимые уровни - ОДУ;
  • ориентировочные безопасные уровни воздействия - ОБУВ.

     Определение    величины    норматива    предельно    допустимого    сброса загрязняющих   веществ   в   водные   объекты   осуществляется   с   учетом следующих рекомендаций:

  1. Величина норматива предельно допустимого сброса i-го 
    загрязняющего вещества ПДСi определяются для всех категорий 
    водопользования как произведение максимального часового расхода 
    сточных вод qст3/ч) на концентрацию в них загрязняющих веществ Cст i (г/м3) согласно формуле:

    ПДСi = qст* Cст i (г/ч).

  1. В соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» (1975 г.) для сбросов сточных вод в черте населенного пункта Cст i устанавливаются на уровне соответствующих ПДК.
  2. Если фактический сброс вредных веществ со сточными водами меньше расчетного ПДС, то в качестве ПДС принимается фактический сброс.
  3. Если природное фоновое содержание загрязняющих веществ в водном объекте по каким-либо показателям не обеспечивает нормативное качество воды в контрольном пункте, то ПДС по этим показателям устанавливается исходя из условий соблюдения природного фонового качества воды в контрольном створе.
  4. Для предприятий, расположенных в районах с повышенной минерализацией природных вод, при расчете ПДС принимается величина Cст равная 1500 мг/л в качестве предельного уровня минерализации поверхностных вод (ГОСТ 2874-82. Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством). [8]

 

4. Стандартизация в области охраны вод 
 

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации, водное законодательство России находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Оно состоит из Водного кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, а также законов и нормативно-правовых актов субъектов РФ.

     Согласно водному кодексу Российской Федерации, использование водных объектов для питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения является приоритетным. Для этих целей должны использоваться защищённые от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Их пригодность для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется органами санитарно-эпидемиологического надзора.

     Централизованное питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения осуществляют специальные организации, имеющие лицензию на водопользование.

     Согласно Водному кодексу Российской Федерации, водопользователи обязаны стремиться сокращать изъятия и предотвращать потери воды, не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов, обеспечивать сохранение температурного режима водных объектов. Запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты:

  • содержащие природные лечебные ресурсы;
  • отнесённые к особо охраняемым;
  • находящиеся в курортных зонах, в местах массового отдыха населения;
  • находящиеся в местах нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб, в местах обитания ценных и занесённых в Красную книгу видов животных и растений.

     Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Эти нормативы устанавливаются исходя из:

  • предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведёт к изменению экосистемы водного объекта;
  • предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступать в водный объект и на его водосборную площадь;
  • нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты.

      Государственный учёт поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Такой учёт осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных ресурсов, их восстановления и охраны. Данные государственного учёта характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по количественным и качественным показателям, степени их изученности и использования. Государственный учёт осуществляется в РФ по единой системе и базируется на данных учёта, представляемых водопользователями, а также на данных государственного мониторинга.

Информация о работе Общая характеристика загрязнения гидросферы предприятиями и необходимость их нормирования и стандартизации