Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:37, реферат
Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лесного фонда и другими природными ресурсами в виде налогов, арендной платы и иных форм, предусмотренных законом в зависимости от права на использование природного ресурса.
Нормирование
в области охраны окружающей
среды
Экономический механизм охраны окружающей среды имеет несколько составляющих элементов.
Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лесного фонда и другими природными ресурсами в виде налогов, арендной платы и иных форм, предусмотренных законом в зависимости от права на использование природного ресурса.
Во-вторых,
законом предусматривается
В-третьих, административная ответственность предусматривает порядок оплаты штрафов и их сумму за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В-четвертых, законом предусмотрено также взимание неналоговых платежей, в частности платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является также видом ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Общие
методы экономического регулирования
в области охраны окружающей среды
содержатся и перечислены в ст. 14
Федерального закона "Об охране окружающей
среды".
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- Разработка государственных прогнозов социально-
экономического развития на основе экологических прогнозов;
- Разработка федеральных программ в области экологического
развития Российской Федерации и целевых программ в области
охраны окружающей среды субъектов РФ;
- Разработка и проведение мероприятий по охране окружающей
среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей
среде;
-Установление платы за негативное воздействие на окружающую
среду;
-Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов
производства и потребления и другие виды негативного
воздействия на окружающую среду;
-Проведение экономической оценки природных объектов и
природно-антропогенных объектов;
-Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду;
- Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении
наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов
энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке
отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по
охране окружающей среды в соответствии с
законодательством РФ;
-Поддержка предпринимательской, инновационной и иной
деятельности (в том числе экологического страхования),
направленной на охрану окружающей среды;
-Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
иные методы экономического регулирования по
совершенствованию и эффективному осуществлению охраны
окружающей
среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных
веществ;
-Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и
микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные
водные объекты и на водосборные площади;
-Загрязнение недр, почв;
-Размещение отходов производства и потребления;
-Загрязнение окружающей среды шумом, теплом,
электромагнитными, ионизирующими и другими видами
физических воздействий;
-Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
28 февраля 1992 г. было принято постановление Правительства РФ N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". На сегодняшний день в рамках реализации данного постановления для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются нормативы, установленные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Для привлечения к имущественной ответственности в связи с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
"Понятие
экономического механизма
Вместе с тем регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере природопользования, обеспечение условий для вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития" (Бабина Ю.В. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды: Учебное пособие/Под ред. проф. А.Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А. Степанова. М.: МНЭПУ, 2003. С. 5).
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Среди принятых методик можно отметить: приказ Минприроды РФ от 4 мая 1994 г. N 126 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира"; приказ Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1999 г. N 399 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты"; постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации" и др. Активно развивается в данном направлении и законодательство субъектов РФ.
К
экономическому механизму относится
также экологическое
Природопользование осуществляется в двух видах: изъятие природных веществ из природы и внесение антропогенных веществ в природу. Поэтому лимитирование проводится двумя способами: предприятиям природопользователям устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения бытовых и производственных отходов. Лимиты устанавливаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды. При этом учитываются экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воды, почву, сроки достижения показателей государственных и региональных экологических программ" (Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 152).
Нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Нормирование в области охраны окружающей среды преследует цель государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Законом не установлен исчерпывающий перечень нормативов, но следует отметить:
нормативы качества окружающей среды (устанавливаемые для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов);
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей);
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (устанавливаемые для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов), относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду;
Информация о работе Нормирование в области охраны окружающей среды