Нормирование в области охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:37, реферат

Описание работы

Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лесного фонда и другими природными ресурсами в виде налогов, арендной платы и иных форм, предусмотренных законом в зависимости от права на использование природного ресурса.

Работа содержит 1 файл

Нормирование и стандартизация.doc

— 101.00 Кб (Скачать)
 

Нормирование  в области охраны окружающей среды 

      Экономический механизм охраны окружающей среды имеет  несколько составляющих элементов.

      Во-первых, пользование природными ресурсами  является платным. Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лесного фонда и другими природными ресурсами в виде налогов, арендной платы и иных форм, предусмотренных законом в зависимости от права на использование природного ресурса.

      Во-вторых, законом предусматривается порядок  возмещения вреда окружающей среде и отдельным природным ресурсам - имущественная ответственность.

      В-третьих, административная ответственность  предусматривает порядок оплаты штрафов и их сумму за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

      В-четвертых, законом предусмотрено также  взимание неналоговых платежей, в  частности платы за негативное воздействие  на окружающую среду, которая не является также видом ответственности  за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

      Общие методы экономического регулирования  в области охраны окружающей среды  содержатся и перечислены в ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды". 

      К методам экономического регулирования в  области охраны окружающей среды относятся:

      - Разработка государственных прогнозов социально-

         экономического развития на основе экологических прогнозов;

      - Разработка федеральных программ в области экологического

        развития Российской Федерации и целевых программ в области

        охраны окружающей среды субъектов РФ;

      - Разработка и проведение мероприятий по охране окружающей

         среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей

         среде;

      -Установление платы за негативное воздействие на окружающую

        среду;

      -Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих

         веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов

         производства и потребления и другие виды негативного

         воздействия на окружающую среду;

      -Проведение экономической оценки природных объектов и

         природно-антропогенных объектов;

      -Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и

         иной деятельности на окружающую среду;

      - Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении

         наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов

         энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке

         отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по

         охране окружающей среды в соответствии с

         законодательством РФ;

      -Поддержка предпринимательской, инновационной и иной

        деятельности (в том числе экологического страхования),

        направленной на охрану окружающей среды;

      -Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

        иные методы экономического регулирования по

      совершенствованию и эффективному осуществлению охраны

      окружающей  среды. 

      К видам негативного  воздействия на окружающую среду относятся:

      - Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных

        веществ;

      -Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и

        микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные

        водные объекты и на водосборные площади;

      -Загрязнение недр, почв;

      -Размещение отходов производства и потребления;

      -Загрязнение окружающей среды шумом, теплом,

         электромагнитными, ионизирующими и другими видами

         физических воздействий;

      -Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

      В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

      28 февраля 1992 г. было принято постановление Правительства РФ N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". На сегодняшний день в рамках реализации данного постановления для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются нормативы, установленные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

      Для привлечения к имущественной ответственности в связи с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

      Объекты, оказывающие негативное воздействие  на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду  подлежат государственному статистическому учету.

      "Понятие  экономического механизма природопользования  обычно формулируется в литературе  с позиций обеспечения экологической  безопасности и мотивации соблюдения  экологических требований, что, безусловно, является его приоритетными задачами.

      Вместе  с тем регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере природопользования, обеспечение условий для вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития" (Бабина Ю.В. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды: Учебное пособие/Под ред. проф. А.Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А. Степанова. М.: МНЭПУ, 2003. С. 5).

      В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Среди принятых методик можно отметить: приказ Минприроды РФ от 4 мая 1994 г. N 126 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира"; приказ Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1999 г. N 399 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты"; постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации" и др. Активно развивается в данном направлении и законодательство субъектов РФ.

      К экономическому механизму относится  также экологическое страхование, осуществляемое в целях защиты имущественных  интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

      Природопользование  осуществляется в двух видах: изъятие природных веществ из природы и внесение антропогенных веществ в природу. Поэтому лимитирование проводится двумя способами: предприятиям природопользователям устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения бытовых и производственных отходов. Лимиты устанавливаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды. При этом учитываются экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воды, почву, сроки достижения показателей государственных и региональных экологических программ" (Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 152).

      Нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

      Нормирование  в области охраны окружающей среды  преследует цель государственного регулирования  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Законом не установлен исчерпывающий перечень нормативов, но следует отметить:

      нормативы качества окружающей среды (устанавливаемые для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов);

      нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (устанавливаемые в целях  предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей);

      нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ  и микроорганизмов (устанавливаемые  для стационарных, передвижных и  иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов), относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду;

Информация о работе Нормирование в области охраны окружающей среды