Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:16, курсовая работа
Нормирование и стандартизация - основная правовая мера рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества.
Введение 2
1. Нормирование и стандартизация хозяйственной и иной деятельности 2
1.1. Система экологических нормативов и стандартов 2
2. Экологический паспорт предприятия 2
3. Понятие экологической экспертизы 2
3.1. Принципы экологической экспертизы 2
3.2. Порядок организации и проведения экологической экспертизы 2
Приложение 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы. Экологическая экспертиза проводится на строительство новых, реконструкцию действующих заводов, фабрик, шахт, рудников, машин, оборудования, а также материалов, приборов, оказание услуг и т.п., использование которых ведет к загрязнению окружающей среды и разрушению экосистем, нерациональному использованию природных ресурсов, наносит вред здоровью населения, растительному и животному миру. Требования к качеству и обоснованности проведения экологических экспертиз постоянно повышаются наряду с ускорением научно-технического прогресса, внедрением в производство новейшей техники и технологии. В связи с этим периодически пересматриваются законодательные и нормативные материалы.
Принципы экологической экспертизы в действующем российском законодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды».
К важнейшим принципам относятся следующие:
1. Принцип обязательности. Являясь ведущим, гласит, что ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения. А финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения ТЭЭ. Закон «Об экологической экспертизе» добавляет и конкретизирует обязательность ТЭЭ моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ и обязательностью учета требований экологической безопасности.
2. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ГЭЭ. Означает, что ЭЭ представляет собой научно-исследовательский процесс и должны производиться на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.
3. Принцип независимости и вневедомственности. Относится в основном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение). Это создает условия для свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая в своей работе должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами.
4. Принцип широкой гласности и участия общественности. Предполагает доступность и достоверность информации о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы; возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию, доводить до сведения лиц, принимающих решения, свою позицию; обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д.
Основаниями для проведения государственной экологической экспертизы являются:
— конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требования по своему составу и объему;
— решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти;
— инициативное решение самого специально уполномоченного в области ЭЭ государственного органа (органа государственной ЭЭ);
— решение органа местного самоуправления или результаты референдума (опроса — для ОЭЭ), выражающие мнение не менее одной трети граждан, проживающих на данной территории.
На уровне подзаконных актов (в Регламенте проведения ЭЭ) основания сформулированы следующим образом — Государственная экологическая экспертиза проводится на основании:
— поручений Правительства Российской Федерации;
— решений органов государственной власти субъектов РФ (для территориальных органов);
— указаний руководства Госкомэкологии России;
— заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе;
— решения судебных органов соответствующей инстанции;
— в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.
Процедура ГЭЭ закреплена её регламентом, описывающим эколого-экспертный процесс. Регламент разработан с целью установления единых правил проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и предназначен для использования: государственными органами, организующими государственную экологическую экспертизу; экспертами государственной экологической экспертизы; заказчиками материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Регламент рекомендован для общественных организаций (объединений), осуществляющих экологическую экспертизу.
В Регламенте определен порядок предварительного рассмотрения документации, поступившей на ГЭЭ. Основные его моменты заключаются в следующем: материалы, подлежащие государственной экологической экспертизе, представляются в двух экземплярах, материалы согласований, обсуждений и иные документы — в одном экземпляре. Материалы, поступившие в подразделение, специализированное в области проведения государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России или его территориального органа (экспертное подразделение), регистрируются в установленном порядке и передаются на исполнение штатному сотруднику — ответственному исполнителю. Ответственного исполнителя из числа штатных работников, обеспечивающего организацию и соблюдение процедуры проведения государственной экологической экспертизы, назначает начальник экспертного подразделения. Ответственный исполнитель в недельный срок со дня регистрации материалов проверяет комплектность поступившей документации. При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, природоохранный орган в течение семи дней после регистрации поступивших материалов уведомляет заказчика о недостающих материалах и сроках их представления.
Документация, не укомплектованная в течение установленного срока (но не более одного месяца со дня получения извещения), возвращается заказчику с письменным уведомлением. При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет:
— категорию сложности государственной экологической экспертизы;
— продолжительность её проведения; количество привлекаемых экспертов;
— стоимость проведения государственной экологической экспертизы.
Он же подготавливает уведомление заказчику о приеме материалов на экспертизу и о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы материалов в течение 30 дней со дня получения уведомления (с приложением счета на оплату и расчета стоимости экспертизы). При не поступлении документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации счета на оплату, государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику с письменным уведомлением.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее, чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного поручения). В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии (ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников, обычно это — ранее назначенный ответственный исполнитель). Руководитель экспертной комиссии и ответственный исполнитель уточняют численный состав экспертной комиссии, определяют персональный состав экспертной комиссии и формируют при необходимости группы экспертов, подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии, подготавливают техническое задание руководителям групп. Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех. Проведение государственной экологической экспертизы несложных объектов может быть поручено экспертной комиссии из числа штатных экспертов специально уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы. Оплата участия штатных экспертов в проведении государственной экологической экспертизы объектов внебюджетного финансирования производится в порядке, определенном «Положением об оплате труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России и его территориальных органов в субъектах Российской Федерации».
Ответственный исполнитель подготавливает: техническое задание на проведение ГЭЭ, трудовые соглашения с каждым членом экспертной комиссии; проект приказа на проведение ГЭЭ и представляет его руководству Госкомэкологии России или его территориального органа. Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказа Госкомэкологии России (его территориального органа) о проведении экспертизы. Продолжительность проведения ГЭЭ определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ по объекту экспертизы, но не должна превышать 120 дней. В процессе проведения государственной экологической экспертизы при необходимости могут быть изменены сроки её проведения. Изменение сроков проведения ГЭЭ оформляется приказом Госкомэкологии России или его территориального органа. При этом общий срок проведения ГЭЭ не должен превышать шести месяцев. Ответственный исполнитель в течение 10 дней после подписания приказа о проведении ГЭЭ информирует, об этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта экспертизы. Руководитель экспертного подразделения утверждает техническое задание на проведение ГЭЭ, а также технические задания руководителям групп и экспертам. Руководитель экспертного подразделения и эксперты подписывают трудовые соглашения между ними и специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Расчетное задание на тему: Расчет класса опасности осадка. Определение способов его утилизации.
Цель: рассчитать класс опасности осадка и обосновать технологию переработки, начертив принципиальную технологическую схему.
Использование осадка сточных вод на удобрение, допускается после установления класса опасности принятия мер к обезвоживанию. Нормы внесения осадка (А) рассчитаем с учетом того, что содержание тяжелых металлов в почве не должно быть выше (0,7 - 0,8) ПДК по транслокационному показателю:
А=Ф+Д≤0,8×ПДК
где, Ф - исходное содержание элемента в почве; Д - дополнительные поступления данного элемента в почву с осадком; ПДК - допустимый уровень элемента в почве.
Ф =19г
Д =0,1мг/кг
ПДК =32мг/кг
Рассчитаем:
А=Ф+Д≤0,8×ПДК
А=19+0,1≤0,8×32
А=19,1≤25,6
Определим индекс опасности отхода в соответствии с его составом по формуле:
К= К1+ К2 +…+Кn
где, К – индекс опасности отхода; К1, К2, К3 - индексы опасности отдельных элементов; Сi – содержание i-го компонента в отходе
Содержание микроэлементов в осадке:
Zn = 23,0
Cn = 15,6
Cd = 53
Ni = 6,0
Cr = 2,6
Pb = 2,1
Рассчитаем:
К= К1+ К2 +…+Кn
К=23,0+15,6+53+6,0+2,6+2,1=
Начертим технологическую схему очистки сточных вод, основанную на механическом способе очистки.
Вывод: в результате проделанных расчетов, мы пришли к выводу, что это 3 класс опасности осадка, т.е. это умеренно опасные отходы. Это означает, что экологической системе нанесен вред и на восстановление потребуется около 10 лет.
Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. В общих чертах они публикуются в ежегодных Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации и специализированном журнале. Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров ОС. Задачи оценки неоднородности экспертной группы, получения групповой количественной экспертной оценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентов относительной важности, оцениваемых показателей воздействия планируемой деятельности на окружающую среду решаются методами математико-статистического системного анализа и прогноза, составляющих основу информационного обеспечения экологической экспертизы и ОВОС. К числу «внешних» трудностей и нерешенных проблем ЭЭ и ОВОС, характерных не только для РФ, но и других стран, относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальным природоохранным законодательствам. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность. Самым узким местом ЭЭ остается «внутренняя» проблема оценки качественных параметров ОС, не только реальных, но, главное, прогнозируемых. Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная ЭЭ, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.
1. Клеру Р. Экология человека - наука о жилищном строительстве.- М.: Изд.по строит., 1970. - 264 с.
2. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. Охрана окружающей среды.- М.: Стройиздат, 1988. - 191 с.
3. Литвинова Л.И., Левон Ф.М. Зеленые насаждения и охрана окружающей среды. - Киев: Здоровья, 1986. - 65 с.
4. Ремерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.
5. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать: Учебное пособие / Под ред. Проф. В. И. Данилова - Даниляна. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 332 с.
6. Букс И.И., Фомин СЛ. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Программа курса и учебно-методические материалы. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 146 с.
7. Безопасность России. Словарь терминов и определений. – М.:МГФ «Знание». 1999. – 267 с.
8. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 20.12.01 N° 7-ФЗ. // ВСНД. 2001
9. Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ, (в ред. Федерального закона от 15.04.98 N 65-ФЗ)
10. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утвержден 29.12.98, № 539. // Экологическое право России. Сб. нормат. правовых актов и документов. М.: Изд-во БЕК, 1998, с. 269.