Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:16, курсовая работа
Нормирование и стандартизация - основная правовая мера рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества.
Введение 2
1. Нормирование и стандартизация хозяйственной и иной деятельности 2
1.1. Система экологических нормативов и стандартов 2
2. Экологический паспорт предприятия 2
3. Понятие экологической экспертизы 2
3.1. Принципы экологической экспертизы 2
3.2. Порядок организации и проведения экологической экспертизы 2
Приложение 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
2
Государственное областное образовательное учреждение
высшего профильного образования
«Воронежский институт иновационных систем»
Кафедра «Управление качеством»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ»
НА ТЕМУ:
«Нормирование и стандартизация хозяйственной и иной деятельности. Экологический паспорт предприятия.
Экологическая экспертиза. Принципы и методы проведения экспертизы»
Преподаватель:
Дата представления работы
« »___________ 2010 г.
ВОРОНЕЖ 2010
Содержание:
Введение
1. Нормирование и стандартизация хозяйственной и иной деятельности
1.1. Система экологических нормативов и стандартов
2. Экологический паспорт предприятия
3. Понятие экологической экспертизы
3.1. Принципы экологической экспертизы
3.2. Порядок организации и проведения экологической экспертизы
Приложение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Нормирование и стандартизация - основная правовая мера рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были определены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Достижению указанной цели и призваны служить экологическое нормирование и стандартизация.
Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.
1. Нормирование и стандартизация хозяйственной и иной деятельности
Стандартизацию Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» определяет как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: а) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; б) качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; в) единства измерений; г) экономии всех видов ресурсов; д) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Соответственно, экологическая стандартизация может быть определена как установление в стандартах требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
Экологическое нормирование и стандартизация могут изучаться и анализироваться в разных качествах: как правовые меры охраны окружающей среды, как правовой институт и как функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В природоохранной практике России, как и во всем мире, нормирование и стандартизация с давних пор используются в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой.
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по разработке, принятию и обеспечению соблюдения экологических нормативов и стандартов, образует институт экологического права.
Наконец, разработка и принятие экологических нормативов и стандартов представляет собой одно из направлений природоохранной деятельности уполномоченных государственных органов. Другими словами, нормирование и стандартизация являются одной из функций государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
Система экологических нормативов и стандартов предопределяется практическими потребностями в использовании разных видов нормативов применительно к видам экологически значимой деятельности или продукции как инструментов для решения задач охраны окружающей среды. В систему экологических нормативов и стандартов входят:
- нормативы качества окружающей среды;
- нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
- нормативы использования природных ресурсов;
- экологические стандарты;
- нормативы санитарных и защитных зон;
- нормативы качества окружающей среды;
По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.
Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они, прежде всего, устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб.м; свинца и его соединений - 0,0007 мг/куб.м; сернистого ангидрида - 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб.м; соляной кислоты - 0,2 мг/куб.м.
Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.
Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками - предприятиями, транспортными средствами и т.п.
В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России.
К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ): для атмосферного воздуха - ПДК более 500 вредных веществ и ОБУВ более 1100 веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения - ПДК более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ; для почв - более 100 ПДК вредных веществ и около 70 ориентировочно допустимых концентраций. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна: как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проектов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.
Экологический паспорт объекта или предприятия — это нормативно-технический документ, включающий в себя все данные о потребляемых и используемых на предприятии ресурсах (природных — первичных, переработанных — вторичных и др.), а также определяющий прямое влияние и воздействие вредных веществ на окружающую природную среду.
Экологический паспорт необходим для оценки количества и качества вредных выбросов предприятия, определения путей их снижения, а также для отчетности. Это касается вредных выбросов в атмосферу, сбросов неочищенных и очищенных сточных вод в водоемы и твёрдых бытовых отходов (ТБО).
Цель разработки экологического паспорта является определение влияния предприятия на окружающую среду и контроль соблюдения им природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности. Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет его средств и утверждается руководителем предприятия по согласованию с природоохранными органами.
Основой для разработки экологического паспорта являются:
- показатели производства;
- проекты расчетов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ;
- нормы предельно допустимых сбросов (ПДС);
- данные форм государственной статистической отчетности;
- инвентаризация источников загрязнения;
- нормативно-технические документы.
Экологический паспорт включает в себя также расчеты норм:
- предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
- предельно допустимых стоков, очищенных или неочищенных, сбрасываемых в поверхностные водоемы или в централизованную канализацию, или на территорию;
- предельно допустимых вредных воздействий излучений и физико-механических полей (тепловых, шумовых, электромагнитных, радионуклидов и т.д.).
Экологический паспорт организации, предприятия или отдельного объекта включает в себя следующие разделы:
- титульный лист;
- общие сведения о предприятии и его реквизиты;
- краткую природно-климатическую характеристику района расположения предприятия;
- краткое описание технологии производства и сведения о продукция, балансовую схему материальных потоков;
- сведения об использовании земельных ресурсов;
- характеристику сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов;
- характеристику выбросов в атмосферу;
- характеристику водопотребления и водоотведения;
- характеристику отходов;
- сведения о рекультивации наружных земель;
- сведения о транспорте предприятия;
- сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.
Экологическая паспортизация предназначена для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности, к которым относятся территории и хозяйствующие субъекты. Учитывая потребность упорядочения информации, необходимые для управления природоохранными и средозащитными функциями объекта, были разработаны формы экологического паспорта промышленного предприятия, а также методические рекомендации по его заполнению и ведению.
Обязательным этапом экологической паспортизации объектов является инвентаризация (составление списка) загрязнителей всех видов. Эта экологическая информация позволит решить задачи снижения расхода материалов, энергии и трудовых затрат, повышения качества продукции, а также снизить вредное воздействие производства на окружающую среду.
Экологический паспорт включает в себя общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технических схем выработки основных видов продукции, схемы очистки отходящих газов и сточных вод, их характеристики после очистки, данные о ТБО, а также сведения о новых, малоотходных технологиях. Кроме того, паспорт содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду с указанием сроков их выполнения, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.
При заполнении и оформлении экологического паспорта учитываются фоновые характеристики окружающей среды и климатические факторы. С помощью расчетов все эти факторы сопоставляются для оценки суммарного воздействия на окружающую среду.