Недоработки и недостатки в законодательстве об отходах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:55, реферат

Описание работы

Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Человечество только с недавнего времени озаботилось такой проблемой как «захоронение и переработка отходов» Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней.

Содержание

Введение 3
1 Экологическая оценка систем переработки твердых бытовых отходов
1.1 Организация сбора ТБО 5
2 Правовые основы обращения с отходами 7
3 Недоработки и недостатки в законодательстве об отходах.
Заключение 15
Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

Реферат по ЭП (Автосохраненный).docx

— 41.18 Кб (Скачать)

     .создание  ОРО допускается на основании  разрешений, выданных специально  уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

     .определение  места строительства ОРО осуществляется  при наличии положительного заключения  государственной экологической экспертизы;

     .на  территории ОРО и в пределах  их воздействия на окружающую  природную среду собственники  ОРО обязаны проводить мониторинг  состояния окружающей природной среды;

     .собственники  ОРО, а также лица, во владении  или пользовании которых они  находятся, обязаны проводить  контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель;

     .запрещается  захоронение отходов на территориях  городских и других поселений,  лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных,  рекреационных зон, а также  во-доохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Недоработки и недостатки в  законодательстве об отходах. 

     25 декабря  2009 года в Совете Федерации  состоялись парламентские слушания  на тему «Проблемы  нормативно-правового  и технологического обеспечения  обращения  с отходами производства  и потребления», по итогам которых  были приняты Рекомендации Правительству  РФ и Федеральному Собранию  РФ по разработке и законодательному  закреплению мер, направленных  на решение обозначенной проблемы.

     Рассмотрев  и обсудив актуальные вопросы  нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления в  Российской Федерации, участники отмечают следующее:

     В настоящее время в отвалах  и хранилищах на территории Российской Федерации скопилось около 80 млрд. тонн отходов. Точные данные об образовании, утилизации и размещении отходов  производства и потребления за последние годы отсутствуют.

     Несанкционированными  свалками и полигонами окружено подавляющее  большинство городов России. Отходы производства и потребления складируют и захоранивают в несанкционированных местах, нередко в водоохранных зонах, в охранных зонах магистральных трубопроводов, в санитарных зонах скважин питьевого водоснабжения.

     Средний уровень утилизации отходов производства составляет около 30%; из отходов потребления  извлекается в виде вторичного сырья  только 2% от общего объема, остальные 98% загрязняют окружающую среду.

     Решение важнейшей задачи российской экономики - снижение энерго- и материалоемкости единицы ВВП - неразрывно связано с процессом использования отходов в качестве вторичных ресурсов. Российская наука и промышленность располагают технологиями и материально-технической базой, обеспечивающими утилизацию практически всех видов отходов, но эта возможность в полной мере не реализуется.

     Обращение с отходами и их утилизацию следует  рассматривать как самостоятельную отрасль народного хозяйства, находящуюся в тесной взаимосвязи со всеми другими отраслями промышленности.

     Законодательное и нормативно-правовое обеспечение  в области обращения с отходами не в полной мере отвечает новым экономическим условиям, современным научным представлениям о рациональном использовании сырьевых и материальных ресурсов. Отсутствует дифференцированный подход к отходам, требующим специального регулирования (биологическим,  упаковочным, крупнотоннажным и др.).

     Следует отменить и тот факт, что Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» содержит неполный и нераскрытый понятийный аппарат. В нем существуют разночтения в терминологии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Не закреплены в Законе такие международные нормы, как: обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением; принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла; применение наилучших существующих технологий в области обращения с отходами; использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий и др.

     Значительно сужен и круг отношений, регулируемых Законом: исключена из сферы его действия деятельность по обращению с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Эта деятельность в настоящее время регулируется подзаконными нормативными правовыми  актами, что обозначает переход на более низкий по юридической силе уровень регулирования. Ряд содержащихся в Законе организационно-правовых норм не распространяется на отношения в сфере обращения с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Это может ухудшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране.

     Существующая  законодательная база не позволяет  стимулировать хозяйствующих субъектов, осуществляющих внедрение малоотходных технологий, и хозяйствующих субъектов, занятых в сфере обращения  с отходами, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов. В структуре ценообразования в электроэнергетике не учтена специфика оборудования, применяемого на большинстве отходоперерабатывающих предприятий, относящихся к категории малого и среднего бизнеса.

     В соответствии с Законом, с 1 января 2010 г. запрещается размещение отходов  на объектах, не внесенных в государственный  реестр объектов размещения отходов. Порядок  ведения упомянутого реестра  отсутствует и его формирование не ведется. Таким образом, с 1 января 2010 г. размещение отходов будет признаваться незаконным, а хозяйствующие субъекты, осуществляющие размещение отходов, будут  привлекаться к административной ответственности  по ст. 8.2 КоАП "Несоблюдение экологических  и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами".

     Принимаемые государственными контрольно-надзорными органами меры часто не соответствуют  степени общественной опасности  и распространенности правонарушений при обращении с отходами производства и потребления. В ряде субъектов  Российской Федерации вопросы о  возмещении ущерба в судебном порядке вообще не ставятся.

     Сильно  усложнена действующим законодательством  процедура получения паспортов  опасных отходов, что затрудняет предприятиям сдачу отходов на полигоны. Почти все федеральные предприятия  в настоящее время являются филиалами  юридических лиц, расположенных  в Москве, и паспорта опасных отходов  согласовываются по месту нахождения юридических лиц. Кроме того, согласование паспортов на отходы, класс опасности  которых не определен в ФККО, практически  невозможно провести без оплаты услуг  фирм-посредников (50-60 тыс. руб./паспорт).

     Действующая система лицензирования в области  обращения с отходами предусматривает, что при внедрении новой технологии по использованию и обезвреживанию отходов организация должна получать новую лицензию. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов должно осуществляться только для тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют эту деятельность с целью получения прибыли и которые, как правило, осуществляют эту деятельность с отходами других природопользователей.

     На  государственном уровне не разработана  стратегия управления отходами, нет  механизмов решения таких задач, отсутствует научно обоснованная концепция  решения проблем обращения с  отходами, не используются методы программно-целевого планирования.

     В Российской Федерации ответственность  за решение проблемы обращения с  отходами передана на уровень местного самоуправления, что резко обострило  экологическую ситуацию. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления обязаны организовать всю деятельность по удалению отходов  без наличия достаточных организационных, финансовых, технических и кадровых ресурсов. Стратегические решения по выбору способов обезвреживания отходов, проектированию и строительству  соответствующих объектов требуют  межмуниципальных согласований и, соответственно, могут быть приняты только органами власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, в  ряде случаев, не относят к своим  полномочиям  организацию транспортирования, размещения, использования, обезвреживания отходов производства и потребления.

     Недостаточно  эффективно используется право граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций на осуществление общественного экологического контроля.

     Возникает необходимость в разработке новой  редакции Федерального закона «Об отходах  производства и потребления» на примере  Модельного закона «Об отходах производства и потребления» (новая редакция), принятого МПА СНГ, положения  которого гармонизированы с директивами  ЕС и нормативными документами ОЭСР. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Изучение вопроса о положении  дел по утилизированию, хранению и переработке ТБО в Российской Федерации показывает, что оно находится на стадии первоначального становления. Неэффективно ведется работа по подготовке и воспитанию населения по раздельному сбору отходов, не организована система сбора вторичных ресурсов, не везде налажена система вывоза образующихся отходов, слабый контроль над их образованием. Все это негативно отражается на окружающей среде и, здоровье населения.

       К сожалению полигоны еще длительное время будут оставаться в России основным способом удаления (переработки) отходов

     Улучшение обстановки с сокращением загрязнения  окружающей среды отходами необходимо вести  по пути обязательного проведения паспортизации отходов любого природопользователя с четким определением их опасности и сертификации; создания необходимых условий для сокращения объемов образования отходов, повышения уровня их использования путем технологической переработки, дальнейшего совершенствования правовых, экономических, организационно-управленческих мер.

     Не  менее важным  является и решение  вопроса о улучшении финансирования с одновременным повышением ответственности  органов управления местных образований , становления на более высокий уровень контрольных органов, привлечение к этой проблеме общественности  и средств массовой информации.

     Таким образом положительное решение с ТБО возможно, только  на основе комплексного использования всех имеющихся у государства сил и средств. 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 

     I. Правовые акты

           1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об отходах производства и потребления" //Правовая система Консультант Плюс.

     2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране окружающей  среды. "// Правовая система Консультант  Плюс. 

     II. Научная литература

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право России. - М., 2008. – 355с.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник. – М., 2010. – 331с.

Дубовик О.Л. Экологическое  право России. Учебник для вузов - М.: Проспект, 2009. – 456с.

  1. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Том 1,2. - М., 2009. – 387с.
  2. Желваков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в РФ. – М.: Зерцало, 2002. – 438с.
  3. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» - Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Норма-ИНФРА-М, 2007. – 382с.
  4. Копылов, М.Н. Государственная экологическая политика в Российской Федерации и международное право/Международное право, 2008, №2. – 201с.
  5. 6 Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. - М.: Наука, 1990. - С. 12.
  6. www.ecology.ru Всероссийский экологический сервер

Информация о работе Недоработки и недостатки в законодательстве об отходах