Недоработки и недостатки в законодательстве об отходах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:55, реферат

Описание работы

Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Человечество только с недавнего времени озаботилось такой проблемой как «захоронение и переработка отходов» Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней.

Содержание

Введение 3
1 Экологическая оценка систем переработки твердых бытовых отходов
1.1 Организация сбора ТБО 5
2 Правовые основы обращения с отходами 7
3 Недоработки и недостатки в законодательстве об отходах.
Заключение 15
Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

Реферат по ЭП (Автосохраненный).docx

— 41.18 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение             3

1 Экологическая оценка систем переработки твердых бытовых отходов 

      1.1 Организация сбора ТБО                                                                  5

2 Правовые основы обращения с отходами                                                    7 

3 Недоработки и недостатки в законодательстве об отходах.            

Заключение           15

Библиографический список         16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Проблема  сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной  из старейших в истории человечества. Человечество только с недавнего времени озаботилось такой проблемой как «захоронение и переработка отходов» Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней. На западе этой проблемой люди начали заниматься раньше чем в России, что повторяется развитие ряда эпидемий и нанесение экономического ущерба.

     По  оценке иностранных экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается ещё одна опасность - погибнуть под горами технологического и бытового мусора, создаваемого человечеством.

      В настоящее время человечество не может справиться со всем мусором, который  оно создает. Число свалок и захоронений  отходов неуклонно растет. Создалась обстановка, которую необходимо решать срочно и на государственном уровне не только технологическим путем, но и в полную меру задействуя правовую основу, тем самым повышая ответственность собственников сырья, за его хранение, переработку и захоронение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экологическая оценка систем переработки  твердых бытовых  отходов. 
 

       В России ежегодно образуется около 130 млн. м3 твердых бытовых отходов (ТБО). Из 27 млн. тонн ТБО (один кубический метр отходов до уплотнения весит 200 кг) промышленной переработке подвергается порядка 3%, остальное вывозится на свалки и полигоны-захоронения с отчуждением земель в пригородной зоне. Значительное количество ТБО попадает на несанкционированные свалки, количество которых постоянно растет. Поэтому ТБО представляют собой источник загрязнения окружающей среды, способствуя распространению опасных веществ. Вместе с тем они содержат в своем составе ценные компоненты, которые могут быть использованы в качестве вторичных ресурсов. Основная масса ТБО и промышленных отходов образуется в городах и поселках городского типа (сфере компетенции местного самоуправления по Конституции РФ).

     В июне 1998 года наконец принят федеральный закон "Об отходах производства и потребления", который начал разрабатываться в начале 90-х годов. Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Длительная история этого закона вынудила ряд регионов разработать собственные нормативные акты. В декабре 1997 г. принят закон "Об отходах производства и потребления" Свердловской области. До принятия закона положительную роль сыграли Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 15.07.94. Большое значение имела разработка в 1996 г. федеральной целевой программы "Отходы". Основными целями этой программы являлось "создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот". Отсутствие адекватного федерального финансирования не позволило выполнить большинство пунктов программы. Основная тяжесть решения проблемы ТБО было возложена на уровень местного самоуправления, свидетельством чему являются соответствующие решения городских администраций.

         Анализ данных по твердым бытовым отходам в городах России показывает, что среднесуточная норма накопления ТБО за год в благоустроенных жилых зданиях составляет 0,52 кг/чел или 0,96 м3/чел при плотности до 0,2 т/м3. Коэффициент суточной неравномерности накопления ТБО (неравномерность поступления в приемные контейнеры) равен 1,26. Максимальное накопление наблюдается осенью. Твердые бытовые отходы отличаются стабильно высоким содержанием органического вещества (до 78% сухого вещества) с незначительными сезонными колебаниями. ТБО имеют низкую теплотворность. Удельная теплота сгорания их составляет 1480 ккал/кг, колеблясь по сезонам года от 1224 до 1612 ккал/кг.

        В осенний период при наибольшей влажности теплотворность ТБО имеет наименьшую величину. Повышенная влажность определяется высоким содержанием пищевых отходов, а также тем, что дождь смачивает содержимое открытых контейнеров. По сравнению с 1985 г. усредненный элементный состав, характеризующий рабочую массу топлива и низкая удельная теплота сгорания твердых бытовых отходов не претерпели существенных изменений.

      Организация сбора ТБО

         Во многих городах на базе полигонов ТБО и специальных автохозяйств созданы унитарные муниципальные предприятия по сбору и складированию ТБО. В ряде случаев полигоны поставлены под прямой контроль природоохранных организаций, а их деятельность финансируется из экофондов (Воронеж, Киров и т.д.). Самостоятельность полигона, также как и транспорта создавала условия для множества злоупотреблений, при которых ТБО оказывались в пригородных лесах, а талоны продавались на свалке всем желающим. Вместе с тем четкого разграничения полномочий между городскими организациями в области ТБО пока не произошло. К таким организациям относятся управление жилищно-коммунального хозяйства, городской центр санэпиднадзора, Горкомприрода, лесники и водники. Теоретически они отвечают за жилые и промышленные зоны, пригородные леса, водоохранные и санитарно-защитные зоны. Практически же значительные городские территории не имеют четкого статуса, реального хозяина и на них в первую очередь образуются несанкционированные свалки.

     Таким образом, полигоны еще длительное время останутся в России основным способом удаления (переработки) ТБО. Основная задача - обустройство существующих полигонов, продление их жизни, уменьшение их вредного воздействия. Лишь в крупных и крупнейших городах эффективно строительство МСЗ (или мусороперерабатывающих заводов с предварительной сортировкой ТБО). Реальна эксплуатация небольших МСЗ для сжигания специфических отходов, больничных, например. Это предполагает диверсификацию как технологий переработки отходов, так и их сбора и транспортировки. В разных частях города могут и должны применяться свои способы удаления ТБО. Это связано с типом застройки, уровнем доходов населения, другими социально-экономическими факторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Правовые  основы обращения  с отходами 
 

     Правовое  регулирование в области обращения  с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а  также вовлечение таких отходов  в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Оно  осуществляется в соответствии с  Федеральным законом «Об отходах  производства и потребления».

     Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

     .охрана  здоровья человека, поддержание  или восстановление благоприятного  состояния окружающей природной  среды и сохранение биологического разнообразия;

     .научно  обоснованное сочетание экологических  и экономических интересов общества  в целях обеспечения устойчивого развития общества;

     .использование  новейших научно-технических достижений  в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

     .комплексная  переработка материально-сырьевых  ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

     .использование  методов экономического регулирования  деятельности в области обращения  с отходами в целях уменьшения  количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

     .доступ  в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами;

     .участие  в международном сотрудничестве  РФ в области обращения с отходами.

     Право собственности на отходы принадлежит  собственнику сырья, полупродуктов, продукции (товаров), в результате использования  которых эти отходы образовались. Оно может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении отходов (по договору купли-продажи, мены, дарения).

     Собственник опасных отходов вправе отчуждать  их в собственность другому лицу, передавать ему (оставаясь собственником) право владения, пользования или  распоряжения ими, если у этого лица имеется лицензия на осуществление  деятельности в области обращения с опасными отходами.

     Лицо, в собственности, во владении либо в  пользовании которого находится  земельный участок, водоем или иной объект, где имеются брошенные  собственником отходы, может обратить их в свою собственность, приступив  к их использованию или иным законным способом.

     Полномочия  органов власти в области обращения  с отходами разделены между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

     К полномочиям Российской Федерации, в частности, относятся:

     .лицензирование  деятельности в области обращения с опасными отходами;

     .установление  государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;

     .осуществление  мер по предупреждению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера, возникших  при осуществлении обращения с отходами.

     Полномочиями  субъектов РФ, в частности, являются:

     .проектирование  и строительство объектов размещения  отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

     .организация  и осуществление государственного  контроля и надзора за деятельностью  в области обращения с отходами;

     .проведение  мероприятий по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера,  возникших при осуществлении обращения с отходами.

     Общие требования обращения  с отходами. Закон  об отходах устанавливает  ряд общих требований обращения с ними: 

     1. Деятельность по обращению с  опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования  является соблюдение требований  охраны здоровья человека и  охраны окружающей природной среды.

     2. При проектировании, строительстве,  реконструкции, консервации и  ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, требуется:

     .наличие  положительного заключения государственной экологической экспертизы;

     .соблюдение  экологических, санитарных и иных  требований в области охраны  окружающей среды и здоровья человека;

     .наличие  технической и технологической  документации об использовании,  обезвреживании образующихся отходов;

     .обеспечение  площадками для сбора отходов,  образующихся в процессе эксплуатации.

     3. Требования к объектам размещения отходов (ОРО). Объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Закон устанавливает следующие основные требования к ОРО:

Информация о работе Недоработки и недостатки в законодательстве об отходах