Надзор в водных ресурсах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:07, реферат

Описание работы

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 25.63 Кб (Скачать)

назначать государственную  экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или  заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу  в эксплуатацию, эксплуатации объектов;

привлекать в  установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении  их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или  арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной  среде или здоровью человека нарушениями  природоохранительного законодательства;

принимать решения  об ограничении, приостановлении, прекращении  работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей  вред окружающей природной среде  и несущей потенциальную опасность  для здоровья человека.

Решения указанных  органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд  или арбитражный суд.

Важным видом  государственного экологического контроля является экологический мониторинг. Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга  регулируется федеральными законами (Законом  «Об охране окружающей природной  среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными  органами государственного экологического управления по отдельным видам природных  ресурсов.

3. Ведомственный и  производственный  и общественный  экологический контроль  

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, – прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных  государственных органах. Ведомственный  контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими  управление природопользованием и  охраной окружающей среды.

Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов: а) спецификой отрасли; б) экологически значимыми задачами, стоящими перед  отраслью в целом и подведомственными  объектами и в) конкретными правами  и обязанностями подразделений  и лиц, осуществляющих ведомственный  контроль.

Сферой производственного  экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного  контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический  контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может  быть контроль, осуществляемый экологическими службами.

Федеральный закон  «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие  требования к проведению производственного  контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок  проведения производственного контроля определяется для каждой организации  с учетом особенностей и условий  выполняемых ею работ и согласовывается  с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения  радиационной безопасности.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических  требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются  уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, –  руководитель.

С учетом высокой  общественной опасности некорректного  обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный закон  наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ с источниками  ионизирующего излучения при  выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных  стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей  организации до устранения обнаруженных нарушений.

Эффективность ведомственного и производственного  экологического контроля во многом зависит  от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое  взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические  службы считают своей задачей  защиту интересов предприятия любым  путем, в том числе посредством  сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным  органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства  правонарушениям. Сотрудничество органов  государственного, ведомственного и  производственного экологического контроля – важный резерв повышения  эффективности природоохранной  деятельности на разных уровнях.

С учетом того, что  человек, его права и свободы  являются высшей ценностью, в целях  реализации права каждого на благоприятную  окружающую среду, а также в связи  с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, в российском праве окружающей среды остро стоит проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля.

В формируемом  правовом механизме взаимодействия общества и природы имеется существенный сдвиг в направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать  в рамках права в обеспечении  выполнения или контроле за выполнением  экологических требований в предпринимательской  и управленческой сферах на стадиях  подготовки и принятия хозяйственных  и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в  рамках ряда следующих процедур, в  большей или меньшей степени  урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации, объединения  и органы территориального общественного  самоуправления имеют право участвовать  в рассмотрении вопросов, связанных  с изъятием и предоставлением  земельных участков для строительства  промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд, затрагивающих  интересы населения. Общественные контрольные  функции по проверке выполнения экологических  требований реализуются также в  рамках общественных слушаний по результатам  оценки воздействия планируемой  деятельности на окружающую среду. Важной формой осуществления общественного  экологического контроля за деятельностью  предприятий и государственных  органов является затребование от них  информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право  на которое предусмотрено рядом  законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и  бездействие, нарушающие их экологические  права и законные интересы, в суде. С проведением общественного  экологического контроля может быть связано также обжалование в  суде заключения государственной экологической  экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим  правам и интересам граждан и  общественных формирований. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Экологический контроль в России проводится в форме  государственного, производственного, ведомственного и общественного  контроля.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в порядке, установленном Правительством РФ.

Решения, принимаемые  должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны  для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании  этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом  государственного экологического контроля.

Решения государственных  органов экологического контроля и  должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Производственный  экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию  и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством  в области охраны окружающей среды.

Общественный  контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными  и иными некоммерческими объединениями  в соответствии с их уставами, а  также гражданами в соответствии с законодательством, в целях  реализации права каждого на благоприятную  окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.
  2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.
  3. Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 1999.
  4. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2004

Информация о работе Надзор в водных ресурсах