Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:07, реферат
Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру.
назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
привлекать в
установленном порядке виновных
лиц к административной ответственности,
направлять материалы о привлечении
их к дисциплинарной, административной
или уголовной ответственности,
предъявлять иски в суд или
арбитражный суд о возмещении
вреда, причиненного окружающей природной
среде или здоровью человека нарушениями
природоохранительного
принимать решения
об ограничении, приостановлении, прекращении
работы предприятий, сооружений, иных
объектов и любой деятельности, причиняющей
вред окружающей природной среде
и несущей потенциальную
Решения указанных
органов обязательны для
Важным видом
государственного экологического контроля
является экологический мониторинг.
Порядок организации и
3.
Ведомственный и
производственный
и общественный
экологический контроль
Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, – прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.
Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных государственных органах. Ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды.
Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов: а) спецификой отрасли; б) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами и в) конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.
Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.
Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.
Федеральный закон
«О радиационной безопасности населения»
устанавливает более строгие
требования к проведению производственного
контроля за обеспечением радиационной
безопасности. Согласно ст. 11 порядок
проведения производственного контроля
определяется для каждой организации
с учетом особенностей и условий
выполняемых ею работ и согласовывается
с органами исполнительной власти,
осуществляющими
Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, – руководитель.
С учетом высокой
общественной опасности некорректного
обращения с радиоактивными веществами
названный Федеральный закон
наделяет должностных лиц, осуществляющих
производственный контроль за обеспечением
радиационной безопасности, правом приостанавливать
проведение работ с источниками
ионизирующего излучения при
выявлении нарушений санитарных
норм, правил и гигиенических нормативов,
правил радиационной безопасности, государственных
стандартов, строительных норм и правил,
правил охраны труда, распорядительных,
инструктивных, методических документов
в области обеспечения
Эффективность
ведомственного и производственного
экологического контроля во многом зависит
от взаимодействия с органами государственного
экологического контроля. Пока такое
взаимодействие не развито. Более того,
руководители предприятий и экологические
службы считают своей задачей
защиту интересов предприятия любым
путем, в том числе посредством
сокрытия фактов нарушения экологического
законодательства, представления государственным
органам недостоверных
С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, в российском праве окружающей среды остро стоит проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля.
В формируемом
правовом механизме взаимодействия
общества и природы имеется существенный
сдвиг в направлении его
В соответствии
с Земельным кодексом РФ граждане,
общественные организации, объединения
и органы территориального общественного
самоуправления имеют право участвовать
в рассмотрении вопросов, связанных
с изъятием и предоставлением
земельных участков для строительства
промышленных предприятий и иных
несельскохозяйственных нужд, затрагивающих
интересы населения. Общественные контрольные
функции по проверке выполнения экологических
требований реализуются также в
рамках общественных слушаний по результатам
оценки воздействия планируемой
деятельности на окружающую среду. Важной
формой осуществления общественного
экологического контроля за деятельностью
предприятий и государственных
органов является затребование от них
информации о природоохранной деятельности
и состоянии окружающей среды, право
на которое предусмотрено рядом
законов. На основе полученной информации
граждане и общественные формирования
вправе обжаловать решения, действия и
бездействие, нарушающие их экологические
права и законные интересы, в суде.
С проведением общественного
экологического контроля может быть
связано также обжалование в
суде заключения государственной экологической
экспертизы, если оно противоречит
требованиям законодательства, экологическим
правам и интересам граждан и
общественных формирований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологический контроль в России проводится в форме государственного, производственного, ведомственного и общественного контроля.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Решения, принимаемые
должностными лицами государственного
экологического контроля, обязательны
для исполнения всеми министерствами
и ведомствами, предприятиями, должностными
лицами и гражданами. На основании
этих решений соответствующие
Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
Производственный
экологический контроль осуществляется
в целях обеспечения выполнения
в процессе хозяйственной и иной
деятельности мероприятий по охране
окружающей среды, рациональному использованию
и восстановлению природных ресурсов,
а также в целях соблюдения
требований в области охраны окружающей
среды, установленных
Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется общественными
и иными некоммерческими
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ