Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 20:48, реферат
Задачи и основные направления государственного мониторинга вытекают из его определения и включают в себя: наблюдение за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.
1. Мониторинг окружающей среды. Цели. Контроль за чистотой воды и почвы. 2
2. Экологическое земледелие. 9
Содержание:
Статья 22 закона "Об охране окружающей среды" определяет экологический мониторинг как систему наблюдений за состоянием окружающей среды для своевременной оценки возможных изменений физических, химических и биологических процессов, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водных и других природных объектов, предупреждения и устранения негативных явлений, а также обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об охране окружающей среды и прогнозированию ее состояния.
Необходимость формирования системы мониторинга окружающей среды обусловлена тем, что для обеспечения качества окружающей среды уже недостаточно ее способности к саморегулированию, самоочищению. Необходима целенаправленная деятельность человека - управление качеством окружающей природной Среды. Такое управление невозможно без информации, полученной в процессе наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды, неблагоприятного влияния ее факторов на здоровье населения.
Задачи и основные направления государственного мониторинга вытекают из его определения и включают в себя: наблюдение за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.
Объектами мониторинга являются: а) источники (предприятия, транспорт и т.д.) и факторы (загрязняющие вещества, шум, излучения и т.п.) антропогенных воздействий; б) состояние природной среды, ее отдельных компонентов и их реакция на указанные воздействия; в) состояние здоровья и условий жизнедеятельности населения.
Мониторинг, его оценка, подразумевает, с одной стороны, определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой - определение природных резервов для использования их в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности.
Прогноз
опирается на данные, полученные при
наблюдениях и анализе
Система мониторинга окружающей среды включает следующие его виды: санитарно-гигиенический, экологический, климатический мониторинг.
Санитарно-гигиенический мониторинг представляет собой систему наблюдений, регистрации, оценки и прогноза изменений биосферы под влиянием антропогенных воздействий на здоровье человека и условия его жизни. Эта система складывалась в 20-е г. когда начали интенсивно развиваться гигиеническая наука и создаваться санитарно-эпидемиологическая служба, на которую в настоящее время возложены: проведение анализа (оценки) воздействия производственных выбросов и отходов на санитарно-бытовые условия жизни и здоровье населения, разработка на этой основе мероприятий по оздоровлению окружающей среды, составление годовых и перспективных планов профилактических и санитарно-оздоровительных мероприятий.
Экологический
мониторинг включает наблюдение, оценку
и прогноз антропогенных
Климатический мониторинг в отличие от экологического охватывает климатическую систему (атмосфера - океан - поверхность суши и так далее), т.е. систему, влияющую на формирование климата и любые его изменения.
В зависимости от того, осуществляется ли мониторинг в рамках одного государства или охватывает земной шар в целом, различают национальный и международный (глобальный) мониторинг окружающей среды.
Национальный мониторинг отличается от международного не только масштабами наблюдений, но и тем, что его задачи и приоритетные направления определяются с учетом экологических, экономических и социальных особенностей конкретного государства.
Международный мониторинг осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), которая охватывает национальные и региональные (многонациональные) системы мониторинга. Первые предложения о создании такой системы были разработаны экспертами Научного комитета по проблемам окружающей среды (СКОПЕ) в 1971 г.; решение о ее создании принято на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 16 июня 1973 г.); основные цели и положения программы ГСМОС сформулированы на Первом межправительственном совещании по мониторингу (Кения, Найроби, февраль 1974г).
Система экологического контроля.
В систему экологического контроля входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный и общественный контроль (ст. 68 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).
Государственный
экологический контроль представляет
собой один из видов административно-
Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды.
Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:
- посещать
предприятия, организации и
- проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
- выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
- устанавливать
по согласованию с органами
санитарно-эпидемиологического
- назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
- требовать
устранения выявленных
- привлекать
в установленном порядке
- принимать
решения об ограничении,
Производственный
контроль осуществляется экологической
службой предприятий, организаций и
учреждений (должностными лицами, лабораториями,
отделами и т. д. по охране окружающей среды),
деятельность которых связана с использованием
природных ресурсов или оказывает влияние
на окружающую природную среду. Задача
производственного экологического контроля
- проверка выполнения планов и мероприятий
по охране природы и оздоровлению окружающей
среды, рациональному использованию и
воспроизводству природных ресурсов,
соблюдения нормативов качества окружающей
природной среды, выполнения требований
экологического законодательства на
конкретном предприятии, в организации,
учреждении. Он может выражаться в контроле
за выбросами загрязняющих веществ, за
выделением и освоением средств на природоохранные
мероприятия, за работой очистных сооружений
и т. д.
В рамках общественного контроля граждане и их организации, общественные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совместно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодательства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений.
Государственный контроль за использованием и охраной вод должен обеспечить соблюдение всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка использования вод, выполнения обязанностей по охране их от загрязнения, засорения и истощения. Необходимо соблюдение правил учета использования вод, установленных «Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик».
Работу по санитарной охране водоемов эпидемиологическая служба проводит в соответствии с «Положением о государственном санитарном надзоре в СССР» от 1973 г. Органы санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР отвечают за охрану водоемов — аспект, затрагивающий интересы здравоохранения и санитарные условия жизни населения. В системе здравоохранения имеется 4260 санитарно-эпидемиологических станций.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1968) была создана широкая сеть санитарных лабораторий на предприятиях для изучения состава сточных вод и качества воды водоемов. Каждая лаборатория проводит в год десятки тыс. анализов вод и воды водоемов.
Санитарная лаборатория и ее филиалы на очистных сооружениях работают по единому плану, утвержденному дирекцией предприятия после детального согласования с санитарно - эпидемиологической службой.
Объектами санитарных наблюдений являются водоемы, которые используются для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых нужд населения. Створы наблюдений приурочиваются при этом к пунктам санитарно-бытового водопользования.
Санитарное состояние водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, и выполнение мероприятий по их охране контролируют органы рыбоохраны Министерства рыбного хозяйства СССР. Контроль за использованием и охраной подземных вод, а также изучение их состояния проводит Министерство геологии СССР.
При проведении санитарных наблюдений за состоянием водоемов предусматривают сбор сведений об основных источниках загрязнения. При этом рассматриваются вопросы санитарного благоустройства населенного пункта, условия отведения его сточных вод, данные о других источниках загрязнения, в частности о промышленных и других объектах, сбрасывающих сточные воды, качестве и составе сбрасываемых сточных вод, характере очистки и обеззараживания и т. д.
Материалы
о качестве воды водоемов
увязываются с данными об
их гидрогеологическом режиме,
что позволяет оценить полученные
результаты санитарно-лабораторных исследований
и использовать их при прогнозировании
качества воды водоемов.