Международные
и глобальные проблемы
охраны природы
В настоящее
время понимание остроты и
необходимости решения экологических
проблем, приобретающих глобальный
характер, осознаны практически во
всех странах мира. Их универсальность
и взаимообусловленность позволяют
вырабатывать общие предложения
и меры, независимо от географического
расположения стран и уровня их экономического
развития. Вместе с тем различные
страны мира имеют далеко не одинаковые
возможности осуществления программы
оздоровления среды. Здесь также
важны международное сотрудничество
и помощь мирового сообщества.
3.5.1
Глобальные и международные
экологические проблемы.
Для последних
десятилетий двадцатого века было
характерно обострение экологических
проблем не только в отдельных
регионах мира, но и в глобальном
масштабе. Явственно ощутимыми стали
признаки изменения климата, деградации
всех природных систем жизнеобеспечения.
Наступило
то время, о котором предсказывал
В.И.Вернадский: «Человечество, взятое
в целом, становится мощной
геологической силой… Сейчас
мы переживаем новое геологическое,
эволюционное изменение биосферы.
Мы входим в ноосферу. Мы вступаем
в нее – в новый стихийный
геологический процесс - в
грозное время».
Овладев
тайной микромира атомного ядра,
человечество достигло невиданных
технических свершений. В век
научно-технической революции изменилось
представление о земном пространстве.
Нагрузки на сокращающееся пространство
возросли многократно и этот
рост антропогенного давления
продолжает усиливаться.
Взаимосвязь,
взаимозависимость, единение мира
резко возросли.
Разрушение
природных систем жизнеобеспечения
происходит в результате непомерного
техногенного воздействия на
природу промышленно развитых
стран, неумеренных запросов общества
потребления к природным ресурсам
мира с одной стороны, а с
другой – в результате вынужденной
чрезмерной эксплуатации природных
ресурсов развивающимися странами.
Опасные
процессы, вызванные деятельностью
общества как «геологической
силы», охватили все геосистемы
и геосферы. Глобальные экологические
проблемы это:
- изменение
климата, сопровождаемое экстремальными
отклонениями и общей дестабилизации
– меняется газовая структура атмосферы;
- усиливается
воздействие «парниковых газов»;
- выпадают
кислотные дожди;
- истощается
озонный слой;
- нарушается
круговорот воды. Происходит количественное
истощение и качественное ухудшение водных
ресурсов мира;
- продолжается
массовое обезлесение – усиливается эрозия
и падение естественного плодородия почв,
расширяется опустынивание;
- сокращается
генофонд планеты, особенно ускоряющийся
из-за уничтожения влажнотропических
лесов – главной сокровищницы этого генофонда;
- загрязняется
Мировой океан, что ведет к сокращению
в нем жизни;
- усиливаются
стихийные бедствия, вызванные нерациональным
природопользованием;
- ряд признаков
указывает на общее ухудшение здоровья
человечества, причиной которого являются
загрязнения окружающей среды. Процесс
адаптации к меняющимся условиям окружающей
среды у современного человека уже близок
к пределам возможного, о чем свидетельствует
распространение ярко выраженных «экологических
заболеваний, таких, как аллергические,
токсикологические, онкологические, эндокринные;
- территория
становится все более дефицитным и дорогим
ресурсом. К традиционным видам использования
земли прибавляется и потребление территории
«экологически опасными производствами
и захоронением токсических и радиоактивных
отходов;
- геологические
масштабы приобретает извлечение человечеством
минеральных ресурсов, что грозит необратимыми
последствиями для климата, почв, водного
бассейна, атмосферы.
Таким
образом, характерной чертой современной
эпохи является обострение национальных,
глобальных социально-экологических
и экономических проблем вследствие
усиления негативных антропогенных
воздействий на все слагающие
компоненты окружающей среды и биосферы
в целом. По масштабам и темпам
антропогенные воздействия по многим
показателям превзошли естественные
глобальные процессы круговорота веществ
и энергии. Ущерб, наносимый естественной
среде и природным богатствам,
не знает границ. Опасность загрязнения
окружающей среды приобретает все
увеличивающиеся масштабы и в
ряде случаев приближается к катастрофической
ситуации.
Каждое
государство занимается решением
проблем охраны окружающей среды
на своей территории, проводит
природоохранные мероприятия, затрачивая
на них значительные материальные
и финансовые ресурсы. К сожалению,
загрязнение атмосферы, морей,
рек и океанов не ограничивается
государственными границами. Морские
и речные течения, движения
воздушных масс распространяют
вредные загрязнения на большие
расстояния, вынуждая заниматься
вопросами защиты природной среды
и те страны, которые не имеют
отношения к этим загрязнениям.
Крупные
природоохранные мероприятия требуют
больших затрат и для отдельно
взятой страны являются обременительными.
В таких случаях несколько
стран объединяют свои усилия
и совместно осуществляют такие
мероприятия, что позволяет значительно
удешевить стоимость работ и
быстрее проводить их в жизнь.
Таким образом, проблема охраны
окружающей среды из местной,
региональной превращается либо
в общегосударственную, либо международную.
Для ее решения государства
между собой вступают в договорные
отношения, заключают соглашения,
конвенции по проведению совместных
проектов охраны отдельных видов
животных, растений, о сроках и
нормах вылова рыбы и других
морских животных и по многим
другим вопросам охраны окружающей
среды. Создаются международные
организации и объединения по
контролю за состоянием природной
среды и рациональным использованием
ее ресурсов. Членство в международных
организациях обязывает неукоснительно
соблюдать устав организации
и нести ответственность за
его нарушения.
3.5.2
Национальные программы
и пути решения
экологических проблем.
В настоящее
время практически во всех развитых
странах мира разработаны и действуют
национальные программы охраны окружающей
среды. Во многих странах приняты
комплексные программы природопользования
по всей природно-продуктовой цепочке
и по всем средам, подкрепленные
соответствующими законодательствами.
В них закреплена сильная роль
государства по регулированию природосберегающей
деятельности, определены права и
обязанности природопользователей.
Государственное
вмешательство в природопользование
в развитых странах имеет довольно
ощутимый характер. Созданы иерархические
системы управления, в которых
выделяются цели природоохранной
политики, ее объекты (воздушный
бассейн, водные системы, земельные
ресурсы, леса и др.), а также
уровни осуществления (общегосударственный,
местный). Разработан инструментарий,
включающий мониторинг окружающей
среды, управление процессами, финансирование
и стимулирование природоохранной
деятельности.
В
последние годы прослеживается
тенденция увеличения количества
органов государственного управления,
ответственные за состояние окружающей
среды на своем участке и
расширения их функций в этой
области. С другой стороны,
практически во всех развитых
странах появились центральные
органы, осуществляющие руководство
природоохранной политикой в
национальном масштабе. В Японии
это – Управление по охране
окружающей среды, во Франции
– соответствующее министерство,
в США – федеральное Агентство
по охране окружающей среды,
имеющие свои отделения в ряде
штатов.
Несмотря
на различия в методах государственного
регулирования природоохраны, общее
здесь состоит в том, что
государство устанавливает цели
природоохранной политики, определяет
ее приоритеты и разрабатывает
нормы взаимоотношений с природопользователями,
т.е. те правила игры, которые
называются хозяйственным механизмом.
Сам же этот механизм функционирует
на рыночной основе с элементами
мер принуждения как экономического,
так и неэкономического характера.
В
основу нормативов экологической
политики и ее функционирования
в большинстве развитых стран
был положен принцип нормативного
качественного состояния окружающей
среды, который достигается путем
установления стандартов на загрязнение
различного рода. Переход к этим
стандартам обеспечивается соответствующей
налоговой политики, носящей как
карательный, так и щадящий,
стимулирующий характер, использованием
дотаций, льготного кредитования,
введением в практику систем
торговли загрязнениями или платежей
за их нормативный или сверхнормативный
уровни, штрафы. К числу внешнеэкономических
рычагов можно отнести прямые
затраты на производство, административные
решения по закрытию предприятий,
а также привлечение к уголовной
ответственности.
Переход
к более активной политике
охраны окружающей среды характерен
в настоящее время для развивающихся
стран, где деградация природных
экосистем вызывается не столько
ростом объемов производства, сколько
отсталостью техники и технологий,
функционированием большого количества
«грязных» производств в условиях
перенаселения.
Во
многих развивающихся странах
разработано законодательство, учреждены
государственные органы по окружающей
среде, стали создаваться программы
сохранения экосистем, повышения
их биопродуктивности, разрабатываются
стандарты и нормы загрязнения.
В
странах с переходной экономикой
(центральной и восточной Европы,
России, СНГ) некоторый опыт в
природоохранной деятельности был
накоплен еще в период планового,
централизованного хозяйствования.
В
период 70-80гг. был разработан и
принят целый ряд природоохранных
законов, создана система государственного
управления природопользованием,
осуществлен экологический мониторинг
(сеть контрольных пунктов, регистрирующих
состояние атмосферы и водоемов),
стали создаваться инструменты
экономического воздействия на
природопользователей (налоги, дотации,
штрафы, льготы), экологические фонды.
В целом ряде стран была
хорошо поставлена работа по
утилизации и рециклированию
отходов бытового и промышленного
характера.
В
настоящее время важным обстоятельством
является сохранение положительного
из этого опыта для стран
с переходной экономикой, так
как они испытывают серьезные
ограничения в средствах для
прямых природоохранных мероприятий.
Вместе
с тем переход к рыночной
экономике может не только
улучшить экономическое состояние
стран, но и изменить к лучшему
экологическую ситуацию, Во-первых,
это связано с необходимостью
структурной перестройки, ликвидацией
целого ряда неэффективных производств
в «тяжелом» секторе хозяйства
и прекращением растраты ресурсов,
характерной для централизованной
(затратной, экстенсивной) экономики.
Во-вторых,
- с прекращением доступа предприятий
к государственным финансам, прекращением
субсидирования ресурсов, в первую
очередь – энергетических. Это
позволит снизить уровень ресурсопотребления,
в частности, энергоемкость.
В-третьих,
- с признанием истинной стоимости
капитала. Помимо прекращения расточительности
в использовании сырьевых ресурсов,
это приведет к необходимости
непрерывного процесса замены
оборудования на действующих
предприятиях в противовес новому
строительству и консервации
старых технологий.
В-четвертых,
- с приватизацией, позволяющей
снять бремя экологических затрат
с государств.