Международные и глобальные проблемы охраны природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:33, реферат

Описание работы

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, приобретающих глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры, независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Вместе с тем различные страны мира имеют далеко не одинаковые возможности осуществления программы оздоровления среды. Здесь также важны международное сотрудничество и помощь мирового сообщества.

Работа содержит 1 файл

Международные и глобальные проблемы охраны природы.docx

— 21.58 Кб (Скачать)

Международные и глобальные проблемы охраны природы 

В настоящее  время понимание остроты и  необходимости решения экологических  проблем, приобретающих глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их универсальность  и взаимообусловленность позволяют  вырабатывать общие предложения  и меры, независимо от географического  расположения стран и уровня их экономического развития. Вместе с тем различные  страны мира имеют далеко не одинаковые возможности осуществления программы  оздоровления среды. Здесь также  важны международное сотрудничество и помощь мирового сообщества. 

3.5.1 Глобальные и международные  экологические проблемы.

Для последних  десятилетий  двадцатого века было характерно обострение экологических  проблем не только в отдельных  регионах мира, но и в глобальном масштабе. Явственно ощутимыми стали  признаки изменения климата, деградации всех природных систем жизнеобеспечения.

 Наступило  то время, о котором предсказывал  В.И.Вернадский: «Человечество, взятое  в целом, становится мощной  геологической силой… Сейчас  мы переживаем новое геологическое,  эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем  в нее – в новый стихийный  геологический процесс -  в  грозное время».

 Овладев  тайной микромира атомного ядра, человечество достигло невиданных  технических  свершений. В век  научно-технической революции изменилось  представление о земном пространстве. Нагрузки на сокращающееся пространство  возросли многократно и этот  рост антропогенного давления  продолжает усиливаться.

 Взаимосвязь,  взаимозависимость, единение мира  резко возросли.

 Разрушение  природных систем жизнеобеспечения  происходит в результате непомерного  техногенного воздействия на  природу промышленно развитых  стран, неумеренных запросов общества  потребления к природным ресурсам  мира с одной стороны, а с  другой – в результате вынужденной  чрезмерной эксплуатации природных  ресурсов развивающимися странами.

 Опасные  процессы, вызванные деятельностью  общества как «геологической  силы», охватили все геосистемы  и геосферы. Глобальные экологические  проблемы это: 

  • изменение климата, сопровождаемое экстремальными отклонениями и общей дестабилизации – меняется газовая структура атмосферы;
  • усиливается воздействие «парниковых газов»;
  • выпадают кислотные дожди;
  • истощается озонный слой;
  • нарушается круговорот воды. Происходит количественное истощение и качественное ухудшение водных ресурсов мира;
  • продолжается массовое обезлесение – усиливается эрозия и падение естественного плодородия почв, расширяется опустынивание;
  • сокращается генофонд планеты, особенно ускоряющийся из-за уничтожения влажнотропических лесов – главной сокровищницы этого генофонда;
  • загрязняется Мировой океан, что ведет к сокращению в нем жизни;
  • усиливаются стихийные бедствия, вызванные нерациональным природопользованием;
  • ряд признаков указывает на общее ухудшение здоровья человечества, причиной которого являются загрязнения окружающей среды. Процесс адаптации к меняющимся условиям окружающей среды у современного человека уже близок к пределам возможного, о чем свидетельствует распространение ярко выраженных «экологических заболеваний, таких, как аллергические, токсикологические, онкологические, эндокринные;
  • территория становится все более дефицитным и дорогим ресурсом. К традиционным видам использования земли прибавляется и потребление территории «экологически опасными производствами и захоронением токсических и радиоактивных отходов;
  • геологические масштабы приобретает извлечение человечеством минеральных ресурсов, что грозит необратимыми последствиями для климата, почв, водного бассейна, атмосферы.

Таким образом, характерной чертой современной  эпохи является обострение национальных, глобальных социально-экологических  и экономических проблем вследствие усиления негативных антропогенных  воздействий на все слагающие  компоненты окружающей среды и биосферы в целом. По масштабам и темпам антропогенные воздействия по многим показателям превзошли естественные глобальные процессы круговорота веществ  и энергии. Ущерб, наносимый естественной среде и природным богатствам, не знает границ. Опасность загрязнения  окружающей среды приобретает все  увеличивающиеся масштабы и в  ряде случаев приближается к катастрофической ситуации.

 Каждое  государство занимается решением  проблем охраны окружающей среды  на своей территории, проводит  природоохранные мероприятия, затрачивая  на них значительные материальные  и финансовые ресурсы. К сожалению,  загрязнение атмосферы, морей,  рек и океанов не ограничивается  государственными границами. Морские  и речные течения, движения  воздушных масс распространяют  вредные загрязнения на большие  расстояния, вынуждая заниматься  вопросами защиты природной среды  и те страны, которые не имеют  отношения к этим загрязнениям.

 Крупные  природоохранные мероприятия требуют  больших затрат и для отдельно  взятой страны являются обременительными. В таких случаях несколько  стран объединяют свои усилия  и совместно осуществляют такие  мероприятия, что позволяет значительно  удешевить стоимость работ и  быстрее проводить их в жизнь.  Таким образом, проблема охраны  окружающей среды из местной,  региональной превращается либо  в общегосударственную, либо международную.  Для ее решения государства  между собой вступают в договорные  отношения, заключают соглашения, конвенции по проведению совместных  проектов охраны отдельных видов  животных, растений, о сроках и  нормах вылова рыбы и других  морских животных и по многим  другим вопросам охраны окружающей  среды. Создаются международные  организации и объединения по  контролю за состоянием природной  среды и рациональным использованием  ее ресурсов. Членство в международных  организациях обязывает неукоснительно  соблюдать устав организации  и нести ответственность за  его нарушения. 

3.5.2 Национальные программы  и пути решения  экологических проблем.

В настоящее  время практически во всех развитых странах мира разработаны и действуют  национальные программы охраны окружающей среды. Во многих странах приняты  комплексные программы природопользования по всей природно-продуктовой цепочке  и по всем средам, подкрепленные  соответствующими законодательствами. В них закреплена сильная роль государства по регулированию природосберегающей деятельности, определены права и  обязанности природопользователей.

 Государственное  вмешательство в природопользование  в развитых странах имеет довольно  ощутимый характер. Созданы иерархические  системы управления, в которых  выделяются цели природоохранной  политики, ее объекты (воздушный  бассейн, водные системы, земельные  ресурсы, леса и др.), а также  уровни осуществления (общегосударственный,  местный). Разработан инструментарий, включающий мониторинг окружающей  среды, управление процессами, финансирование  и стимулирование природоохранной  деятельности.

 В  последние годы прослеживается  тенденция увеличения количества  органов государственного управления,  ответственные за состояние окружающей  среды на своем участке и  расширения их функций в этой  области. С другой стороны,  практически во всех развитых  странах появились центральные  органы, осуществляющие руководство  природоохранной политикой в  национальном масштабе. В Японии  это – Управление по охране  окружающей среды, во Франции  – соответствующее министерство, в США – федеральное Агентство  по охране окружающей среды,  имеющие свои  отделения в ряде  штатов.

 Несмотря  на различия в методах государственного  регулирования природоохраны, общее  здесь состоит в том, что  государство устанавливает цели  природоохранной политики, определяет  ее приоритеты и разрабатывает  нормы взаимоотношений с природопользователями,  т.е. те правила игры, которые  называются хозяйственным механизмом. Сам же этот механизм функционирует  на рыночной основе с элементами  мер принуждения как экономического, так и неэкономического характера.

 В  основу нормативов экологической  политики и ее функционирования  в большинстве развитых стран  был положен принцип нормативного  качественного состояния окружающей  среды, который достигается путем  установления стандартов на загрязнение  различного рода. Переход к этим  стандартам обеспечивается соответствующей  налоговой политики, носящей как  карательный, так и щадящий,  стимулирующий характер,  использованием  дотаций, льготного кредитования, введением в практику систем  торговли загрязнениями или платежей  за их нормативный или сверхнормативный  уровни, штрафы. К числу внешнеэкономических  рычагов можно отнести прямые  затраты на производство, административные  решения по закрытию предприятий,  а также привлечение к уголовной  ответственности.

 Переход  к более активной политике  охраны окружающей среды характерен  в настоящее время для развивающихся  стран, где деградация природных  экосистем вызывается не столько  ростом объемов производства, сколько  отсталостью техники и технологий, функционированием большого количества  «грязных» производств в условиях  перенаселения.

 Во  многих развивающихся странах  разработано законодательство, учреждены  государственные органы по окружающей  среде, стали создаваться программы  сохранения экосистем, повышения  их биопродуктивности, разрабатываются  стандарты и нормы загрязнения.

 В  странах с переходной экономикой (центральной и восточной Европы, России, СНГ) некоторый опыт в  природоохранной деятельности был  накоплен еще в период планового,  централизованного хозяйствования.

 В  период 70-80гг. был разработан и  принят целый ряд природоохранных  законов, создана система государственного  управления природопользованием,  осуществлен экологический мониторинг (сеть контрольных пунктов, регистрирующих  состояние атмосферы и водоемов), стали создаваться инструменты  экономического воздействия на  природопользователей (налоги, дотации,  штрафы, льготы), экологические фонды.  В целом ряде стран была  хорошо поставлена работа по  утилизации и рециклированию  отходов бытового и промышленного  характера.

 В  настоящее время важным обстоятельством  является сохранение положительного  из этого опыта для стран  с переходной экономикой, так  как они испытывают серьезные  ограничения в средствах для  прямых природоохранных мероприятий.

 Вместе  с тем переход к рыночной  экономике может не только  улучшить экономическое состояние  стран, но и изменить к лучшему  экологическую ситуацию, Во-первых, это связано с необходимостью  структурной перестройки, ликвидацией  целого ряда неэффективных производств  в «тяжелом» секторе хозяйства  и прекращением растраты ресурсов, характерной для централизованной (затратной, экстенсивной) экономики.

 Во-вторых, - с прекращением доступа предприятий  к государственным финансам, прекращением  субсидирования ресурсов, в первую  очередь – энергетических. Это  позволит снизить уровень ресурсопотребления, в частности, энергоемкость.

 В-третьих, - с признанием истинной стоимости  капитала. Помимо прекращения расточительности  в использовании сырьевых ресурсов, это приведет к необходимости  непрерывного процесса замены  оборудования на действующих  предприятиях в противовес новому  строительству и консервации  старых технологий.

 В-четвертых, - с приватизацией, позволяющей  снять бремя экологических затрат  с государств.

Информация о работе Международные и глобальные проблемы охраны природы