Современные проблемы охраны природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Понятие «природопользование» вошло в научный оборот в конце 60-х гг., когда стал значительно усиливаться интерес к природоохранительным проблемам, проблемам взаимоотношения природы и общества.
В зависимости от характера управления процессом природопользования, его типов и последствий, им вызываемых можно говорить о плановом и стихийном, рациональном и нерациональном, пассивном и активном природопользовании и т. д.

Содержание

Введение
Глава 1. Современные проблемы охраны природы
Глава 2. Охрана природы
2.1.Перспективы рационального природопользования
2.2. Заповедники
Глава 3. Природоохранное законодательство
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Регионал.эконом.реферат.docx

— 26.92 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

Глава 1. Современные  проблемы охраны природы

Глава 2. Охрана природы

2.1.Перспективы  рационального природопользования

2.2. Заповедники

Глава 3. Природоохранное  законодательство

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Понятие «природопользование» вошло в научный  оборот в конце 60-х гг., когда стал значительно усиливаться интерес  к природоохранительным проблемам, проблемам взаимоотношения природы и общества.

     В зависимости от характера управления процессом природопользования, его  типов и последствий, им вызываемых можно говорить о плановом и стихийном, рациональном и нерациональном, пассивном  и активном природопользовании и т. д.

     Под природопользованием понимают возможность  использования человеком полезных свойств окружающей природной среды  – экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три его  формы: экономическая (ведущая), экологическая  и культурно-оздоровительная. Формы  природопользования осуществляется в  двух видах общего и специального природопользования.

     Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и  возникших как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

     Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими на основании разрешения уполномоченных государственных органов.  
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Современные проблемы охраны природы 

       Для человека природа-среда жизни  и источник существования. Как  биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.

     Как  биологический вид, человек своей  жизнедеятельностью влияет на природную  среду не больше, чем другие живые  организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое  оказывает человечество на природу  благодаря своему  труду. Преобразующее  влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается  по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых  в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели  настолько крупные масштабы, что  превратились в угрозу нарушения  существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего  развития производительных  сил. Долгое время люди смотрели на природу как  на неисчерпаемый источник необходимых  для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями  своего воздействия на  природу, они постепенно пришли к убеждению  в необходимости ее рационального  использования и охраны. Охрана природы - это система научно обоснованных международных, государственных и  общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и  охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения  и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей. Основная цель охраны природы состоит в  создании благоприятных условий  для жизни настоящих и последующих  поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету.

     Глава 2.Охрана природы

     2.1. Перспективы рационального природопользования 

     Рациональное  природопользование - единственный выход  из ситуации.

Общая задача рационального управления природными ресурсами состоит в нахождении наилучших или оптимальных способов эксплуатации естественных и искусственных (например, в сельском хозяйстве) экосистем. Под эксплуатацией понимается сбор урожая и воздействие теми или  иными видами хозяйственной деятельности на условия существования биогеоценозов.

       Решение задачи по созданию оптимальной системы  управления природными ресурсами существенно  осложняется наличием не одного, а  множества критериев оптимизации. К ним относятся: получение максимального  урожая, сокращение производственных затрат, сохранение природных ландшафтов, поддержание видового разнообразия сообществ, обеспечение чистоты  окружающей среды, сохранение нормального  функционирования экосистем и их комплексов. 
Охрана         окружающей         среды      и              задачи                     восстановления       природных        ресурсов         должны   предусматривать: 
-    рациональную стратегию борьбы с вредителями; 
-    cовершенствование технологии и добычи природных ресурсов; 
-    максимально полное и комплексное извлечение из месторождения всех полезных компонентов; 
-    рекультивацию земель после использования месторождений; 
-    экономичное и безотходное использование сырья в производстве; 
-    глубокую очистку и технологии использования отходов производства; 
-    вторичное использование материалов после выхода изделий из употребления; 
-    использование технологий, позволяющих извлечение рассеянных минеральных веществ; 
-    использование природных и ископаемых заменителей дефицитных минеральных соединений; 
-    замкнутые циклы производства (разработку и применение); 
-    применение энергосберегающих технологий; 
-    разработку и использование новых экологически чистых источников энергии.

     В целом охрана окружающей среды и  задачи восстановления природных ресурсов должны предусматривать: 
-    локальный и глобальный логический мониторинг, т.е. измерение и контроль состояния важнейших характеристик состояния окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве; 
-    восстановление и сохранение лесов от пожаров, вредителей, болезней; 
-    расширение и увеличение числа заповедников, зон эталонных экосистем, уникальных природных комплексов; 
-    охрану и разведение редких видов растений и животных; 
-    широкое просвещение и экологическое образование населения; 
-    международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды.

     Такая активная работа во всех областях человеческой деятельности по формированию отношения  к природе, разработка рационального  природоиспользования, природосберегающие технологии будущего смогут решать экологические проблемы сегодняшнего дня и перейти к гармоничному сотрудничеству с Природой. 
Охрана природы и рациональное природопользование - проблема комплексная, и ее решение зависит как от последовательного осуществления государственных мероприятий, направленных на сбережение экосистем, так и от расширения научных знаний, которые обществу для собственного благополучия рентабельно и выгодно финансировать.
 
 
 

     2.2. Заповедники 

     Особенно  важную роль в работе по охране природы  играют государственные заповедники, созданные для того, чтобы обеспечить сохранность всех природных комплексов, сосредоточенных на определенной территории, представляющей особенно большой научный  и культурный интерес. На этом пространстве должна быть прекращена всякая хозяйственная  деятельность рубка леса (кроме выборочной санитарной), косьба травы, выпас скота, охота и т.д. Основное значение заповедников служить эталонами природы, быть местом познания хода естественных, не нарушенных человеком процессов. Заповедники  стали базой сохранения, воспроизводства  и ликвидации угрозы исчезновения многих редких видов растений и таких  животных, как бобр, кулан, зубр, пятнистый  олень, тигр, леопард, соболь, обыкновенная гага, фламинго и др.

     В настоящее время государственные  заповедники имеют статусы природоохранных  научно-исследовательских организаций  России и более 60 лет ведут долговременные научные исследования по единой программе  «Летопись природы». Эти исследования являются основой для экологического мониторинга и контроля за состоянием природной среды. В 90-х гг. XX в. в России насчитывалось более 80 заповедников, в том числе 16 биосферных, общей площадью более 20 млн. га, что составляло 1,2 % территории страны.

     Среди российских заповедников главное место  занимают 16 биосферных заповедников ЮНЕСКО. В шести из этих заповедников имеются  станции комплексного фонового мониторинга (прогноза). Эти станции поставляют данные о химическом загрязнении  эталонных заповедных экосистем. Во многих заповедниках были созданы питомники, в которых сохраняется ценнейший  генофонд, изучаются и разводятся редкие виды животных. В качестве примера  дадим краткую характеристику некоторых заповедников.

     Глава 3. Природоохранное законодательство 

     Охрана  окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и  многоплановую проблему. Решение  ее сопряжено с регулированием взаимоотношений  человека и природы, подчинением  их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в  законодательном порядке.

     Правовая  охрана природы представляет собой  совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в  результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий  по сохранению естественной среды, рациональному  использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной  среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система  государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение условий, необходимых для жизни людей  и развития материального производства.

     В систему правовой охраны природы  России входят четыре группы юридических  мероприятий:

    • Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.
    • Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.
    • Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.
    • Юридическая ответственность правонарушителей.

     Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование  природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

     Система экологического законодательства, руководствующаяся  идеями основополагающих конституционных  актов, включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

     В природоохранное законодательство входит Закон «Об охране окружающей природной среды» и другие законодательные  акты комплексного правового регулирования.

     В подсистему природоресурсного законодательства входят Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты.

     В Конституции РФ есть две очень  важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную  окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает  право граждан и юридических  лиц на частную собственность  на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

     Эти два больших закона комплексной  подсистемы экологического законодательства составляют основу для охраны окружающей природной среды и обеспечения  экологического законодательства.

     Природоохранительные  министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в  рамках своей компетентности. Они  предназначены для обязательного  исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и  юридическими лицами. Так, МПР России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использования природных  ресурсов. 
 

     Заключение

     Самое главное, о чем никогда не стоит  забывать: наши собственные мысли  и чувства играют огромную роль для  будущего всего человечества. Природа  может стать основой нашего существования. Живя, в созвучии с ней мы снова, сможем вдыхать эликсир жизни  – чистый воздух. Но ведь не исключено, что мы и дальше будем забивать легкие созданными собственными руками ядами.

     От  нас зависит, прекратиться ли убийство лесов. Может быть, мы все-таки вспомним, что без леса жить нельзя. Нам  решать, какими будут наши жилища, из чего будут сделаны игрушки, инструменты  и мебель. Надо помнить, что древесина  – это свет, облеченный в твердую  форму. Древесина служила людям  тысячи лет, благодаря умелым рукам  мастеров, она сделала нам ценные подарки: дома, мебель от стула до устоев моста, музыкальные инструменты  и многое другое. Дерево – это  щедрый дар небес. Леса на земле –  это источники почти забытых  богатств, защищать которые – одна из важнейших задач нашего времени. Использование древесины перестало  быть круговоротом, предусмотренным  природой. Теперь это дорога с односторонним  движением: из леса на специальную свалку. Между конечными станциями только промышленный грабеж.

Информация о работе Современные проблемы охраны природы