Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:25, реферат
Взаимоотношение природы и человека всегда являлось главным вопросом, которые ставили перед собой не только ученые всего мира, но и многие философы прошлых столетий. Эта тема широко обсуждается как экологами, так и правоведами всех стран.
Неравномерность размещения природных ресурсов на территории нашей планеты и стремление обладать ими вне зависимости от их местоположения приводит к их истощению. Учитывая то, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.
Введение
Глава 1. Основы международного сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды
1.1 Понятие и принципы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды
1.2 Международные организации в области охраны окружающей среды
Глава 2. Практика осуществления международного сотрудничества по охране экологии и окружающей среды
2.1 Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и экологии
2.2 Вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды
Заключение
Список литературы
МСОП создан
по решению учредительной
Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. Так, в 1961 году был создан Всемирный фонд охраны дикой природы, деятельность которого заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранительным мероприятиям [7].
Все вышеперечисленные
международные организации
Глава 2. Практика осуществления международного сотрудничества по охране экологии и окружающей среды
2.1 Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и экологии
Природоохранное сотрудничество в зависимости от конкретно решаемых проблем может быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств. При этом, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющих правовую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международный правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное экологическое право.
Существует огромное количество соглашений и конвенций, заключенных по вопросам охраны окружающей среды. Самыми первыми актами международного характера были Конвенция по ловле устриц, заключенная в 1839 году между Францией и Великобританией, Соглашение об охране морских котиков, достигнутое в 1897 году между Россией, США и Японией, ряд конвенций и соглашений по рыболовству. В начале 20 века Россией было заключено несколько конвенций и соглашений по охране перелетных птиц и защите растений от вредителей и болезней [7].
Но мы в данной работе рассмотрим лишь те документы, которые представляют наибольшую значимость для России. Так, правовую основу для международного сотрудничества Причерноморских государств по охране морской среды составляют:
1. Конвенция о защите Черного моря от загрязнения, принятая на конференции стран - участниц ЧЭС и подписанная в Бухаресте 21 апреля 1992 года Причерноморскими государствами, которая вступила в силу в 1994 году после её ратификации всеми государствами-участниками. Конвенция и Протоколы к ней охватывают как источники загрязнения с суши, так и с воздушного пространства, судов и морских буровых платформ. Так, Протоколом о сотрудничестве в борьбе с загрязнением морской среды Черного моря нефтью и другими вредными веществами в аварийных ситуациях, предусмотрены необходимые меры по взаимодействию в случае возникновения серьезной опасности для побережья и морской среды, загрязнения или угрозы загрязнения в результате больших разливов нефти либо попадания в морскую среду других вредных веществ [9].
2. Экологическая
программа по Черному морю (BSEP),
принятая в 1993 году. Основными
целями Программы является
3. Министерская
Декларация по защите Черного
моря, подписанная министрами
Вместе с тем, в пределах системы межгосударственного регулирования проблем охраны водной среды Черного моря, не предусмотрен эффективный механизм предотвращения загрязнения с судов нечерноморских государств за пределами территориальных вод участников Конвенции. Это обусловлено ограничением применения её положений только территориальным морем, и исключением экономических (морских) зон каждой из договаривающихся сторон из сферы действия Конвенции.
Региональные межгосударственные соглашения по существу не затрагивают такой источник загрязнения, как судоходство. По проблемам предотвращения загрязнения с судов они традиционно отсылают к универсальным конвенциям. Подобная тенденция имеет место и в сотрудничестве стран Черноморского региона. Это связано с тем, что интересы отдельных регионов в предотвращении загрязнения с судов могут быть надлежащим образом обеспечены через реализацию требований глобальных конвенций.
Одной из существенных особенностей Черного моря является отсутствие «открытого моря» в его классическом понимании. Это связано с установлением Причерноморскими государствами исключительных экономических зон и полным разделением моря на такие зоны. Поэтому правовой категории «открытое море» в Черном море не осталось. Следовательно, для охраны водной среды и природных ресурсов Черного моря возможно установление унифицированных законов и правил по предотвращению загрязнения с судов в рамках Конвенции по морскому праву, путем введения каждым из Причерноморских государств «особого района» в экономической зоне и согласования его режима [7].
Перспективной является обеспечение охраны вод Черного моря от загрязнения, расширение регионального сотрудничества на государства, расположенные на площади его водосборного бассейна. Оно должно основываться на том, что водное поступление в Черное море составляет речной сток в объёме 53%, а площадь водосборного бассейна составляет примерно 2,3 млн. км2 и охватывает полностью или частично территорию 22 стран Европы и Азии, из которых только шесть являются Причерноморскими государствами. Замкнутый характер Черного моря и значительный приток загрязненной речной воды предопределяют преобладание этого источника загрязнения морской среды [7].
Кроме того Российская Федерация активно участвует в осуществлении сотрудничества в сфере охраны объектов всемирного культурного и природного наследия, расположенными на территории России. Согласно Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия 1972 года к таковым относятся: Вулканы Камчатки (включая Кроноцкий заповедник, Южно-Камчатский федеральный заказник, Южно-Камчатский, Налычевский и Быстринский природные парки), Девственные леса Коми (национальный парк Югыд Ва и Печоро-Илычский заповедник), Западный Кавказ (Кавказский заповедник и Адыгейский участок его охранной зоны, природный парк Большой Тхач, 3 памятника природы: хребет Буйный, верховья реки Цыца, верховья рек Пшеха и Пшехашка), Золотые горы Алтая (Алтайский и Катунский заповедники, природный парк Белуха, зона покоя Укок, буферная зона Алтайского заповедника, включая 3-километровую водоохранную зону Телецкого озера), Куршская коса (национальный парк Куршская коса в Российской Федерации и ландшафтный парк Куршанерия в Литве), озеро Байкал (включая Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники, Прибайкальский и Забайкальский национальные парки, Кабанский и Фролихинский федеральные заказники) [7].
Все эти территории
находятся под защитой и
Особый интерес представляет Озеро Байкал. Озеро Байкал и его экосистема имеют планетарное значение, в силу чего его сохранность является заботой всего мирового сообщества. Многие передовые ученые разделяют это мнение, поэтому международное сотрудничество в области решения байкальских проблем расширено по самым различным аспектам.
Активное участие в исследовании и охране природных ресурсов Байкала принимали и принимают такие государства, как США, Великобритания, Монголия, Китай, Венгрия, Германия и ряд других государств путем проведения различных мероприятий по линии научных обменов по проблемам охраны окружающей природной среды, выполнения проектов совместных международных исследований («Сохранение природной и культурной среды в районах Внутренней Азии», «Изменение системы землепользования и природопользования на Российском Севере», «Управление природными ресурсами и сохранение биоразнообразия в бассейне озера Байкал», а также путем проведения международных конференций, встреч, рабочих совещаний с участием иностранных ученых, представителей мирового сообщества [7].
РФ также является
инициатором внедрения и
Этот ряд нормативных документов можно перечислять еще бессконечно. И все это указывает на то, что наше государство заботиться как о родной природе, так о благосостоянии всего человечества.
2.2 Вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды
Необходимость
международного сотрудничества в области
охраны окружающей среды диктуется
все большей и большей
Наиболее приоритетным направлением международного сотрудничества для Российской Федерации является взаимодействие по вопросам охраны окружающей среды с Китайской Народной Республикой. Основой такого взаимодействия являются Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный 16 июля 2001 года, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 27 мая 1994 года [9].
Сотрудничество данных государств осуществляется по следующим направлениям:
1. сохранение
амурского тигра и
2. активное взаимодействие
по координации управления
3. взаимодействие в лесном хозяйстве осуществляется на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о совместной охране лесов от пожаров от 26 июня 1995 года, а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов от 03 ноября 2000 года [9]. Министерство природных ресурсов России оказывает содействие в координации с целью повышения эффективности привлечения средств по управлению лесными пожарами в Хабаровском крае, для выполнения соглашения по лесным пожарам [8].
4. в сфере
использования трансграничных
Информация о работе Международное сотрудничество в сфере экологии и охраны окружающей среды