Международное сотрудничество в сфере экологии и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:25, реферат

Описание работы

Взаимоотношение природы и человека всегда являлось главным вопросом, которые ставили перед собой не только ученые всего мира, но и многие философы прошлых столетий. Эта тема широко обсуждается как экологами, так и правоведами всех стран.
Неравномерность размещения природных ресурсов на территории нашей планеты и стремление обладать ими вне зависимости от их местоположения приводит к их истощению. Учитывая то, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы международного сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды
1.1 Понятие и принципы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды
1.2 Международные организации в области охраны окружающей среды
Глава 2. Практика осуществления международного сотрудничества по охране экологии и окружающей среды
2.1 Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и экологии
2.2 Вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

МСОП создан по решению учредительной ассамблеи, состоявшейся в сентябре 1948 года в Фонтебло (Франция). В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. По состоянию на конец ХХ века членами союза состояли 54 государства и больше 300 организаций из более чем 100 стран мира [7].

Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. Так, в 1961 году был создан Всемирный фонд охраны дикой природы, деятельность которого заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранительным мероприятиям [7].

Все вышеперечисленные  международные организации позволяют  не только объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных в  этом государств, но и выделить наиболее актуальные и серьезные проблемы экологии.

Глава 2. Практика осуществления международного сотрудничества по охране экологии и окружающей среды

2.1 Правовое регулирование  международного сотрудничества  в сфере охраны  окружающей среды  и экологии

Природоохранное сотрудничество в зависимости от конкретно решаемых проблем может  быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств. При этом, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющих правовую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международный правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное экологическое право.

Существует огромное количество соглашений и конвенций, заключенных по вопросам охраны окружающей среды. Самыми первыми актами международного характера были Конвенция по ловле устриц, заключенная в 1839 году между Францией и Великобританией, Соглашение об охране морских котиков, достигнутое в 1897 году между Россией, США и Японией, ряд конвенций и соглашений по рыболовству. В начале 20 века Россией было заключено несколько конвенций и соглашений по охране перелетных птиц и защите растений от вредителей и болезней [7].

Но мы в данной работе рассмотрим лишь те документы, которые представляют наибольшую значимость для России. Так, правовую основу для  международного сотрудничества Причерноморских  государств по охране морской среды  составляют:

1. Конвенция  о защите Черного моря от загрязнения, принятая на конференции стран - участниц ЧЭС и подписанная в Бухаресте 21 апреля 1992 года Причерноморскими государствами, которая вступила в силу в 1994 году после её ратификации всеми государствами-участниками. Конвенция и Протоколы к ней охватывают как источники загрязнения с суши, так и с воздушного пространства, судов и морских буровых платформ. Так, Протоколом о сотрудничестве в борьбе с загрязнением морской среды Черного моря нефтью и другими вредными веществами в аварийных ситуациях, предусмотрены необходимые меры по взаимодействию в случае возникновения серьезной опасности для побережья и морской среды, загрязнения или угрозы загрязнения в результате больших разливов нефти либо попадания в морскую среду других вредных веществ [9].

2. Экологическая  программа по Черному морю (BSEP), принятая в 1993 году. Основными  целями Программы является утверждение  политики регионального сотрудничества  Причерноморских государств и  развитие его потенциала в  сфере управления экосистемой  Черного моря, разработка и реализация правовых основ оценки, контроля и предотвращения загрязнения в целях сохранения и воспроизводства биологического разнообразия [9].

3. Министерская  Декларация по защите Черного  моря, подписанная министрами экологии  Причерноморских стран в апреле 1993 года. Она носит региональный характер и является промежуточным в Плане действий по Черному морю в соответствии с резолюцией Бухарестской дипломатической конференции по защите Черного моря от загрязнения [9].

Вместе с тем, в пределах системы межгосударственного регулирования проблем охраны водной среды Черного моря, не предусмотрен эффективный механизм предотвращения загрязнения с судов нечерноморских государств за пределами территориальных вод участников Конвенции. Это обусловлено ограничением применения её положений только территориальным морем, и исключением экономических (морских) зон каждой из договаривающихся сторон из сферы действия Конвенции.

Региональные  межгосударственные соглашения по существу не затрагивают такой источник загрязнения, как судоходство. По проблемам предотвращения загрязнения с судов они традиционно отсылают к универсальным конвенциям. Подобная тенденция имеет место и в сотрудничестве стран Черноморского региона. Это связано с тем, что интересы отдельных регионов в предотвращении загрязнения с судов могут быть надлежащим образом обеспечены через реализацию требований глобальных конвенций.

Одной из существенных особенностей Черного моря является отсутствие «открытого моря» в его  классическом понимании. Это связано  с установлением Причерноморскими государствами исключительных экономических зон и полным разделением моря на такие зоны. Поэтому правовой категории «открытое море» в Черном море не осталось. Следовательно, для охраны водной среды и природных ресурсов Черного моря возможно установление унифицированных законов и правил по предотвращению загрязнения с судов в рамках Конвенции по морскому праву, путем введения каждым из Причерноморских государств «особого района» в экономической зоне и согласования его режима [7].

Перспективной является обеспечение охраны вод  Черного моря от загрязнения, расширение регионального сотрудничества на государства, расположенные на площади его  водосборного бассейна. Оно должно основываться на том, что водное поступление  в Черное море составляет речной сток в объёме 53%, а площадь водосборного бассейна составляет примерно 2,3 млн. км2 и охватывает полностью или частично территорию 22 стран Европы и Азии, из которых только шесть являются Причерноморскими государствами. Замкнутый характер Черного моря и значительный приток загрязненной речной воды предопределяют преобладание этого источника загрязнения морской среды [7].

Кроме того Российская Федерация активно участвует  в осуществлении сотрудничества в сфере охраны объектов всемирного культурного и природного наследия, расположенными на территории России. Согласно Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия 1972 года к таковым относятся: Вулканы Камчатки (включая Кроноцкий заповедник, Южно-Камчатский федеральный заказник, Южно-Камчатский, Налычевский и Быстринский природные парки), Девственные леса Коми (национальный парк Югыд Ва и Печоро-Илычский заповедник), Западный Кавказ (Кавказский заповедник и Адыгейский участок его охранной зоны, природный парк Большой Тхач, 3 памятника природы: хребет Буйный, верховья реки Цыца, верховья рек Пшеха и Пшехашка), Золотые горы Алтая (Алтайский и Катунский заповедники, природный парк Белуха, зона покоя Укок, буферная зона Алтайского заповедника, включая 3-километровую водоохранную зону Телецкого озера), Куршская коса (национальный парк Куршская коса в Российской Федерации и ландшафтный парк Куршанерия в Литве), озеро Байкал (включая Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники, Прибайкальский и Забайкальский национальные парки, Кабанский и Фролихинский федеральные заказники) [7].

Все эти территории находятся под защитой и охраной  Фонда Всемирного Наследия. Вышеназванной  Конвенцией устанавливаются обязательства  сторон по защите и сохранению объектов природного наследия, находящихся на их территории.

Особый интерес  представляет Озеро Байкал. Озеро  Байкал и его экосистема имеют  планетарное значение, в силу чего его сохранность является заботой  всего мирового сообщества. Многие передовые ученые разделяют это  мнение, поэтому международное сотрудничество в области решения байкальских проблем расширено по самым различным аспектам.

Активное участие  в исследовании и охране природных  ресурсов Байкала принимали и  принимают такие государства, как  США, Великобритания, Монголия, Китай, Венгрия, Германия и ряд других государств путем проведения различных мероприятий по линии научных обменов по проблемам охраны окружающей природной среды, выполнения проектов совместных международных исследований («Сохранение природной и культурной среды в районах Внутренней Азии», «Изменение системы землепользования и природопользования на Российском Севере», «Управление природными ресурсами и сохранение биоразнообразия в бассейне озера Байкал», а также путем проведения международных конференций, встреч, рабочих совещаний с участием иностранных ученых, представителей мирового сообщества [7].

РФ также является инициатором внедрения и осуществления  проектов по обеспечению долгосрочного  сохранения биоразнообразия Алтай-Саянского  экорегиона в пределах Казахстана, Китая, Монголии и России. Кроме того РФ активно сотрудничает с Грузией, Азербайджаном и Арменией в отношении обеспечения сохранения биологического разнообразия Кавказского экорегиона путем внедрения современных методов охраны и рационального использования биологических ресурсов.

Этот ряд нормативных  документов можно перечислять еще  бессконечно. И все это указывает  на то, что наше государство заботиться как о родной природе, так о  благосостоянии всего человечества.

2.2 Вопросы международного  сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды

Необходимость международного сотрудничества в области  охраны окружающей среды диктуется  все большей и большей экологической  зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира.

Наиболее приоритетным направлением международного сотрудничества для Российской Федерации является взаимодействие по вопросам охраны окружающей среды с Китайской Народной Республикой. Основой такого взаимодействия являются Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный 16 июля 2001 года, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 27 мая 1994 года [9].

Сотрудничество  данных государств осуществляется по следующим направлениям:

1. сохранение  амурского тигра и дальневосточного  леопарда, создание особо охраняемых природных территорий. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 10 ноября 1997 г.) [9];

2. активное взаимодействие  по координации управления трансграничной  ООПТ «Озеро Ханка». Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка» (Пекин, 25 апреля 1996 г.) [9]. Выполнение соглашения находится в компетенции Министерства природных ресурсов России и Лесной службы КНР. С Российской стороны территория имеет статус федерального государственного природного заповедника с 1990 года, а с 1976 года - здесь образовано водно-болотное угодье международного значения (Рамсарское), которое после образования в 2002 году со стороны Китая Рамсарского угодья, имеет статус трансграничного водно-болотного угодья международного значения под юрисдикцией Рамсарской конвенции. Национальный статус территории с Китайской стороны - также заповедник национального уровня[7];

3. взаимодействие в лесном хозяйстве осуществляется на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о совместной охране лесов от пожаров от 26 июня 1995 года, а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов от 03 ноября 2000 года [9]. Министерство природных ресурсов России оказывает содействие в координации с целью повышения эффективности привлечения средств по управлению лесными пожарами в Хабаровском крае, для выполнения соглашения по лесным пожарам [8].

4. в сфере  использования трансграничных вод  действует Соглашение между РФ  и КНР о рациональном использовании  и охране трансграничных вод  от 29 января 2008 года [9]. Данное соглашение  позволит предупреждать чрезвычайные ситуации на трансграничных водных объектах. Основные направления сотрудничества, предусмотренные соглашением, включают разработку единых нормативов и целевых показателей качества трансграничных вод; содействие применению современных технологий рационального использования и охраны трансграничных вод; информирование сторон об осуществляемых и планируемых мероприятиях, способных привести к значительному трансграничному воздействию, предотвращение таких воздействий. Кроме того, документ предусматривает содержание в надлежащем техническом состоянии существующих гидротехнических и иных сооружений; проведение мероприятий по стабилизации русел рек и предотвращению их эрозии; мониторинг трансграничных вод и обмен данными о его результатах; проведение совместных научных исследований; сотрудничество в сфере гидрологии, предупреждения паводков на трансграничных водах [8] .

Информация о работе Международное сотрудничество в сфере экологии и охраны окружающей среды