Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:25, реферат
Взаимоотношение природы и человека всегда являлось главным вопросом, которые ставили перед собой не только ученые всего мира, но и многие философы прошлых столетий. Эта тема широко обсуждается как экологами, так и правоведами всех стран.
Неравномерность размещения природных ресурсов на территории нашей планеты и стремление обладать ими вне зависимости от их местоположения приводит к их истощению. Учитывая то, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.
Введение
Глава 1. Основы международного сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды
1.1 Понятие и принципы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды
1.2 Международные организации в области охраны окружающей среды
Глава 2. Практика осуществления международного сотрудничества по охране экологии и окружающей среды
2.1 Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и экологии
2.2 Вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Основы международного сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды
1.1 Понятие и
принципы международного
1.2 Международные организации в области охраны окружающей среды
Глава 2. Практика осуществления международного сотрудничества по охране экологии и окружающей среды
2.1 Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и экологии
2.2 Вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды
Заключение
Список литературы
Введение
международный организация охрана экология
Взаимоотношение природы и человека всегда являлось главным вопросом, которые ставили перед собой не только ученые всего мира, но и многие философы прошлых столетий. Эта тема широко обсуждается как экологами, так и правоведами всех стран.
Неравномерность размещения природных ресурсов на территории нашей планеты и стремление обладать ими вне зависимости от их местоположения приводит к их истощению. Учитывая то, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.
Рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимых по мере их истощения и загрязнения с каждым днем выходит за рамки внутригосударственных отношений и превращается в общечеловеческую проблему, требующую налаживания соответствующих международных связей.
Решить проблему сохранения окружающей среды на уровне отдельно взятого государства невозможно еще и потому, что большинство стран мира имеют достаточно скудный природный комплекс, в связи с чем, вынуждены пользоваться природными ресурсами других стран. Кроме того, движение воздушных и водных масс, миграция животных не подчиняются государственным границам, и даже почвы могут перемещаться в результате пыльных бурь, что приводит к распространению загрязнения с территории одной страны на территорию другой.
В связи с этим, вопросы охраны экологии все чаще выходят на первое место в международных отношениях. И главной задачей проводимого нами исследования является рассмотрение всех направлений и форм межгосударственных контактов в области охраны окружающей среды с помощью анализа нормативно-правовой базы регулирования международных отношений в данной сфере.
Глава 1. Основы международного сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды
1.1 Понятие и принципы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды
Международное сотрудничество является одним из принципов международного права, который в настоящее время является также и одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты.
Организация объединенных наций (ООН) ведет активную деятельность, связанную с вовлечение различных государств в процесс взаимодействия с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды:
1. принцип защиты
окружающей среды на благо
нынешних и будущих поколений,
суть которого сводится к
2. принцип недопустимости трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общего пользования, и подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования [6, стр. 348];
3. принцип экологически
обоснованного, рационального
4. принцип недопустимости
радиоактивного заражения
5. принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников;
6. принцип запрета
военного или любого иного
враждебного использования
7. принцип обеспечения
экологической безопасности
8. принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание, кроме национальной, также и системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях [6, стр. 352];
9. принцип международно-правовой
ответственности государств за
ущерб ОС предполагает
При подготовке конференции ООН по охране окружающей среде, Генеральная Ассамблея ООН подчеркнула в своей резолюции значение сохранения окружающей среды не только для физического, но и для духовного и общественного благосостояния человека, для защиты его достоинства и соблюдения его основных прав [8]. Все это указывает на то, что проблема охраны окружающей среды не является проблемой отдельных стран или отдельного региона, а выходит за рамки национальных границ и приобретает глобальный характер, что в свою очередь предопределяет активизацию международного сотрудничества при решении экологических проблем. При этом необходимо иметь в виду, что осуществление экологического сотрудничества неразрывно связано с соблюдением прав человека.
1.2 Международные организации в области охраны окружающей среды
Внимание международного
сообщества к вопросам защиты окружающей
среды нашло свое выражение в
росте числа, а также расширении
компетенции международных
Важную роль в области охраны окружающей среды играют и активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН, к которым относятся:
ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), образованная в 1945 году. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа "Человек и биосфера" (МАБ), принятая в 1970 году. К выполнению программы МАБ уже приступили около 100 стран [1, стр. 39];
ФАО (Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), образованная в октябре 1945 года. В соответствии со своей компетенцией она обращает внимание на охрану и рациональное использование земель, водных ресурсов, лесов и иной растительности, животного мира суши, биологических ресурсов океанов и морей [4, стр. 55];
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). ВОЗ осуществляет сбор и распространение экологической информации, связанной с охраной здоровья людей, участвует в исследовательской работе, оказывает техническую помощь, осуществляет международный контроль за загрязнением окружающей среды [4, стр. 57];
ВМО (Всемирная метеорологическая организация) была учреждена в 1951 году, как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции ВМО связаны, прежде всего, с глобальным мониторингом окружающей среды. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воздействия на озоновый слой земли [4, стр 61];
МАГАТЭ, учрежденное в 1957 году. В соответствии с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой окружающей среды от опасности радиоактивного заражения [5, стр. 21];
ЮНЕП. Программа ООН по окружающей среде учреждена Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1972 года. ЮНЕП является основным органом ООН в сфере экологии, через который осуществляется сотрудничество государств и международных организаций по решению глобальных, региональных и национальных проблем в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). Совет управляющих ЮНЕП состоит из 58 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок [1, стр. 41].
Главные задачи ЮНЕП состоят в анализе и оценке состояния глобальной окружающей среды, предупреждении об экологических угрозах, развитии международного права в области окружающей среды, в интересах устойчивого развития, содействии повышению осведомленности общественности о международной природоохранной политике и деятельности, предоставлении помощи в разработке политики и оказании консультативных услуг правительственным и неправительственным организациям [5, стр. 25].
Российская Федерация традиционно принимает активное участие в деятельности ЮНЕП. Учитывая большую важность России как партнера в международном экологическом сотрудничестве, ЮНЕП в 2000 году открыла свое представительство в Москве. Сотрудничество осуществляется по ряду следующих приоритетных для России областей: охрана и управление водными ресурсами, защита морской среды региональных морей, предотвращение загрязнения окружающей среды Арктики, управление стойкими органическими веществами, сохранение биологического разнообразия, решение проблемы изменения климата и тому подобное [8].
На сегодняшний день сотрудничество по данным направлениям реализуется через проекты, среди которых: поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды; комплексный подход к управлению экосистемами с целью сохранения биоразнообразия и минимизации нарушения среды обитания в трех выбранных модельных зонах российской Арктики; защита морской среды Каспийского моря; разработка национального плана действий выполнения Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях; совершенствование сети охраняемых водно-болотных угодий; борьба с опустыниванием через устойчивое управление земельными ресурсами и многое другое [8].
Кроме того, существуют
еще и межправительственные организации
регионального характера: Европейский
Союз, Совет Европы, Организация
экономического сотрудничества и развития,
Азиатско-Африканский
Такая организация как Европейская конференция министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 года, по мере возникновения проблем. В работе Конференции участвуют представители всех государств-членов Совета Европы [1, стр. 49].
Следует отметить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная роль в этой сфере принадлежат некоторым специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF).
Информация о работе Международное сотрудничество в сфере экологии и охраны окружающей среды