Международное сотрудничество в сфере экологии и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:25, реферат

Описание работы

Взаимоотношение природы и человека всегда являлось главным вопросом, которые ставили перед собой не только ученые всего мира, но и многие философы прошлых столетий. Эта тема широко обсуждается как экологами, так и правоведами всех стран.
Неравномерность размещения природных ресурсов на территории нашей планеты и стремление обладать ими вне зависимости от их местоположения приводит к их истощению. Учитывая то, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы международного сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды
1.1 Понятие и принципы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды
1.2 Международные организации в области охраны окружающей среды
Глава 2. Практика осуществления международного сотрудничества по охране экологии и окружающей среды
2.1 Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и экологии
2.2 Вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Основы международного сотрудничества в области  экологии и охраны окружающей среды

1.1 Понятие и  принципы международного сотрудничества  в сфере охраны окружающей  среды

1.2 Международные  организации в области охраны  окружающей среды

Глава 2. Практика осуществления международного сотрудничества по охране экологии и окружающей среды

2.1 Правовое регулирование  международного сотрудничества  в сфере охраны окружающей  среды и экологии

2.2 Вопросы международного  сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды

Заключение

Список литературы

Введение

международный организация охрана экология

Взаимоотношение природы и человека всегда являлось главным вопросом, которые ставили  перед собой не только ученые всего  мира, но и многие философы прошлых столетий. Эта тема широко обсуждается как экологами, так и правоведами всех стран.

Неравномерность размещения природных ресурсов на территории нашей планеты и стремление обладать ими вне зависимости от их местоположения приводит к их истощению. Учитывая то, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.

Рациональная  добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство  возобновимых по мере их истощения и загрязнения с каждым днем выходит за рамки внутригосударственных отношений и превращается в общечеловеческую проблему, требующую налаживания соответствующих международных связей.

Решить проблему сохранения окружающей среды на уровне отдельно взятого государства невозможно еще и потому, что большинство стран мира имеют достаточно скудный природный комплекс, в связи с чем, вынуждены пользоваться природными ресурсами других стран. Кроме того, движение воздушных и водных масс, миграция животных не подчиняются государственным границам, и даже почвы могут перемещаться в результате пыльных бурь, что приводит к распространению загрязнения с территории одной страны на территорию другой.

В связи с  этим, вопросы охраны экологии все  чаще выходят на первое место в международных отношениях. И главной задачей проводимого нами исследования является рассмотрение всех направлений и форм межгосударственных контактов в области охраны окружающей среды с помощью анализа нормативно-правовой базы регулирования международных отношений в данной сфере.

Глава 1. Основы международного сотрудничества в  области экологии и охраны окружающей среды

1.1 Понятие и принципы  международного сотрудничества  в сфере охраны  окружающей среды

Международное сотрудничество является одним из принципов международного права, который в настоящее время является также и одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты.

Организация объединенных наций (ООН) ведет активную деятельность, связанную с вовлечение различных  государств в процесс взаимодействия с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного  мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды:

1. принцип защиты  окружающей среды на благо  нынешних и будущих поколений,  суть которого сводится к обязанности  государств принимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рационально и научно обоснованному управлению природными ресурсами;

2. принцип недопустимости  трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общего пользования, и подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования [6, стр. 348];

3. принцип экологически  обоснованного, рационального использования  природных ресурсов связан с  тем, что исчерпание таких невозобновляемых  природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии может привести к краху техногенной цивилизации; истощение же запасов воздуха и питьевой воды поставит под вопрос само существование человечества. Суть реализации принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;

4. принцип недопустимости  радиоактивного заражения окружающей  среды охватывает как военную,  так и мирную область использования атомной энергии. Формирование и утверждение этого принципа идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики [5, стр. 124];

5. принцип защиты  экологических систем Мирового  океана обязывает государства: предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников;

6. принцип запрета  военного или любого иного  враждебного использования средств  воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения ущерба или причинения вреда любому государству;

7. принцип обеспечения  экологической безопасности отражает, прежде всего, глобальный и  чрезвычайно острый характер  международных проблем в области  защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;

8. принцип контроля  за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание, кроме национальной, также и системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях [6, стр. 352];

9. принцип международно-правовой  ответственности государств за  ущерб ОС предполагает ответственность  за существенный ущерб экологическим  системам за пределами национальной  юрисдикции или контроля [7].

При подготовке конференции ООН по охране окружающей среде, Генеральная Ассамблея ООН подчеркнула в своей резолюции значение сохранения окружающей среды не только для физического, но и для духовного и общественного благосостояния человека, для защиты его достоинства и соблюдения его основных прав [8]. Все это указывает на то, что проблема охраны окружающей среды не является проблемой отдельных стран или отдельного региона, а выходит за рамки национальных границ и приобретает глобальный характер, что в свою очередь предопределяет активизацию международного сотрудничества при решении экологических проблем. При этом необходимо иметь в виду, что осуществление экологического сотрудничества неразрывно связано с соблюдением прав человека.

1.2 Международные организации  в области охраны  окружающей среды

Внимание международного сообщества к вопросам защиты окружающей среды нашло свое выражение в  росте числа, а также расширении компетенции международных организаций.

Важную роль в области охраны окружающей среды  играют и активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН, к которым относятся:

ЮНЕСКО (Организация  Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), образованная в 1945 году. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа "Человек и биосфера" (МАБ), принятая в 1970 году. К выполнению программы МАБ уже приступили около 100 стран [1, стр. 39];

ФАО (Организация  Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), образованная в октябре 1945 года. В соответствии со своей компетенцией она обращает внимание на охрану и рациональное использование земель, водных ресурсов, лесов и иной растительности, животного мира суши, биологических ресурсов океанов и морей [4, стр. 55];

ВОЗ (Всемирная  организация здравоохранения). ВОЗ  осуществляет сбор и распространение  экологической информации, связанной  с охраной здоровья людей, участвует  в исследовательской работе, оказывает  техническую помощь, осуществляет международный  контроль за загрязнением окружающей среды [4, стр. 57];

ВМО (Всемирная  метеорологическая организация) была учреждена в 1951 году, как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции ВМО связаны, прежде всего, с глобальным мониторингом окружающей среды. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воздействия на озоновый слой земли [4, стр 61];

МАГАТЭ, учрежденное  в 1957 году. В соответствии с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива  и в связи с этим вплотную занимается защитой окружающей среды от опасности радиоактивного заражения [5, стр. 21];

ЮНЕП. Программа  ООН по окружающей среде учреждена  Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1972 года. ЮНЕП является основным органом  ООН в сфере экологии, через который осуществляется сотрудничество государств и международных организаций по решению глобальных, региональных и национальных проблем в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). Совет управляющих ЮНЕП состоит из 58 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок [1, стр. 41].

Главные задачи ЮНЕП состоят в анализе и оценке состояния глобальной окружающей среды, предупреждении об экологических угрозах, развитии международного права в области окружающей среды, в интересах устойчивого развития, содействии повышению осведомленности общественности о международной природоохранной политике и деятельности, предоставлении помощи в разработке политики и оказании консультативных услуг правительственным и неправительственным организациям [5, стр. 25].

Российская Федерация  традиционно принимает активное участие в деятельности ЮНЕП. Учитывая большую важность России как партнера в международном экологическом  сотрудничестве, ЮНЕП в 2000 году открыла свое представительство в Москве. Сотрудничество осуществляется по ряду следующих приоритетных для России областей: охрана и управление водными ресурсами, защита морской среды региональных морей, предотвращение загрязнения окружающей среды Арктики, управление стойкими органическими веществами, сохранение биологического разнообразия, решение проблемы изменения климата и тому подобное [8].

На сегодняшний  день сотрудничество по данным направлениям реализуется через проекты, среди  которых: поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды; комплексный подход к управлению экосистемами с целью сохранения биоразнообразия и минимизации нарушения среды обитания в трех выбранных модельных зонах российской Арктики; защита морской среды Каспийского моря; разработка национального плана действий выполнения Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях; совершенствование сети охраняемых водно-болотных угодий; борьба с опустыниванием через устойчивое управление земельными ресурсами и многое другое [8].

Кроме того, существуют еще и межправительственные организации  регионального характера: Европейский  Союз, Совет Европы, Организация  экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический  консультативный комитет.

Такая организация  как Европейская конференция  министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 года, по мере возникновения  проблем. В работе Конференции участвуют  представители всех государств-членов Совета Европы [1, стр. 49].

Следует отметить, что в настоящее время в  мире насчитывается более 500 неправительственных  международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная роль в этой сфере принадлежат некоторым  специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF).

Информация о работе Международное сотрудничество в сфере экологии и охраны окружающей среды