Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:05, реферат

Описание работы

Стокгольмская конференция по охране окружающей среды в 1972 году приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды. В целях выживания человечеству необходимо переосмыслить суть взаимоотношений человека, общества и природы на основе новых подходов и идей. Практическая реализация идей устойчивого развития связана с изменением стереотипа культуры взаимоотношений человека и природы. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении проблем взаимоотношений «Человек — Общество — Природа» становится экологическое образование.

Содержание

Введение
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Международные организации в области охраны окружающей среды
Участие Казахстана в международном сотрудничестве
Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства.
Международно-правовая охрана Мирового океана
Международно-правовая охрана животного и растительного мира
Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

экология срс.docx

— 43.95 Кб (Скачать)

Забота о здоровье людей - главная цель ВОЗ (Всемирная организация  здравоохранения), что всегда связано  с ООС. ВОЗ осуществляет сбор и  распространение экологической  информации, связанной с охраной  здоровья людей, участвует в исследовательской  работе, оказывает техническую помощь, осуществляет международный контроль за загрязнением ОС.

ВМО (Всемирная метеорологическая  организация) была учреждена в 1951 г., как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции  ВМО связаны прежде всего с глобальным мониторингом ОС. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воздействия на озоновый слой Земли.

По договору с ООН осуществляет свою деятельность МАГАТЭ, учрежденное в 1957 г. В соответствии с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой ОС от опасности радиоактивного заражения.

Проблемы ОС, обострившиеся  в современном мире, не могли остаться незамеченными межправительственными  организациями регионального характера. Эти организации, включившиеся в  международное природоохранительное сотрудничество, внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий  и обеспечения рационального  использования природных ресурсов, включая меры правового характера. В числе таких организаций могут быть названы, в частности: Европейский Союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет.

В ООС и регионального  планирования Совет Европы осуществляет:

обеспечение охраны и бережного  отношения к окружающей среде  в Европе;

сохранение и улучшение  среды обитания, деятельности человека;

планирование развития территорий; создание сети охраняемых заповедников.

Европейская конференция  министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 г., по мере возникновения  проблем. В работе Конференции участвуют  представители всех государств-членов Совета Европы.

Европейская хартия регионального  планирования выдвинула глобальную и долгосрочную концепцию регионального  планирования с целью: улучшения  условий повседневной жизни; гармоничного социально-экономического развития регионов; повышения ответственности в вопросах управления природными ресурсами; ООС и рационального использования земли.

Для сохранения редких и  находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (регулирование  промышленной деятельности, торговли животными и т. д.) была принята  Конвенция по сохранению живой природы  и окружающей среды в Европе (Бернская Конвенция). С мая 1987 г. действует  Соглашение о предупреждении, защите и организации помощи при крупных  стихийных бедствиях и технологических  катастрофах. Создана сеть из 12 европейских  специализированных центров для  слежения за извержениями вулканов, землетрясениями  и т. д.

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в области  экологии и охраны окружающей природной  среды странами СНГ. Государства  СНГ согласились создать Международный  Экологический Совет и при  нем Межгосударственный Экологический  фонд для выполнения согласованных  межгосударственных экологических  программ, в первую очередь для  ликвидации последствий экологических  катастроф.

Следует отметить, что в  настоящее время в мире насчитывается  более 500 неправительственных международных  организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная  роль в этой сфере принадлежат некоторым специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF).

МСОП создан по решению учредительной ассамблеи, состоявшейся в сентябре 1948г. в Фонтебло (Франция). В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. По состоянию на конец ХХ в. членами союза состояли 54 государства и больше 300 организаций из более чем 100 стран мира. Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. Так, в 1961 г. был создан Всемирный фонд охраны дикой природы, деятельность которого заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранительным мероприятиям. Программа работы этой организации в конце ХХ в. охватывала более 160 проектов охраны природы в 70 странах.

Международная юридическая  организация (МЮО), созданная в 1968 г., в последние годы уделяет много  внимания праву ОС, участвует в  подготовке международно-правовых актов  природоохранительного характера.

В марте 1973 года, в Вашингтоне была принята Конвенция по международной  торговле видами дикой фауны и  флоры, находящимися под угрозой  исчезновения (СИТЕС). Государства, подписавшие данную Конвенцию, признают, что дикая фауна и флора в их многочисленных, прекрасных и различных формах, являются незаменимой частью природных систем Земли, которые должны охраняться для настоящих и будущих поколений; сознают увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры для всех народов Земли со всех точек зрения - эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики; признают, что именно народы и государства должны наилучшим образом охранять собственную дикую флору и фауну, а также признают важность международного сотрудничества, необходимого для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в международной торговле, убеждены в необходимости объединения усилий и принятия надлежащих мер в этих целях.                

Стокгольмская Конвенция  о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.) посвящена охране здоровья человека и ОС от стойких  органических загрязнителей и зиждется на принятых ранее принципах декларации по ОС в Рио-де-Жанейро. Конвенция признала, что стойкие органические загрязнители обладают токсичными свойствами, устойчивы к разложению, характеризуются биоаккумуляцией и являются объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах и несут в себе опасность международного масштаба.

В соответствии с Конвенцией каждая сторона разрабатывает:

1) меры по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования;

2) меры по сокращению или ликвидации выбросов в результате непреднамеренного производства;

3) меры по сокращению или ликвидации выбросов, связанных с запасами и отходами;

4) каждая сторона разрабатывает и стремится осуществлять план выполнения своих обязательств, предусмотренных настоящей Конвенцией;

5) каждая сторона облегчает или осуществляет обмен информацией.

Стороны в рамках своих  возможностей поощряют и осуществляют, как на национальном, так и международном  уровнях научные исследования, разработки, мониторинг и сотрудничество в области стойких органических загрязнителей, их альтернатив и потенциальных стойких органических загрязнителей по таким, например, вопросам, как: источники и выбросы в ОС; присутствие, уровни присутствия в организмах людей и в ОС; способ переноса в ОС; воздействие на здоровье человека и ОС; социально-экономические и культурные последствия и др.

Страны-участники Конвенции  признали необходимость оказания своевременной  и соответствующей технической помощи в ответ на просьбы развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Возникающие в рамках Конвенции споры, разрешает арбитраж или Международный Суд.

 

Участие Казахстана в международном  сотрудничестве

Для молодого суверенного  государства Республики Казахстан  решение экологических проблем  и охраны окружающей природной среды  является актуальным, так как более  семидесяти лет существовало неразумное потребительское отношение к  использованию природных богатств и игнорирование интересов природы, экономические интересы общества ставились  выше экологических. В результате такой  хозяйственной деятельности на территории Республики Казахстан сформировалась сложная экологическая обстановка, где можно выделить следующие  самые актуальные для страны проблемы:

1) состояние водных ресурсов: по водообеспеченности в расчете на душу населения РК находится на последнем месте в СНГ. Дефицит водных ресурсов составляет в среднем 6,6 куб.м., ежегодно в водоемы сбрасывается свыше 200 млн.куб.м. загрязненных сточных вод.

2) утилизация твердых производственных и бытовых отходов. 97% ТБО складируется на открытых свалках, нанося ущерб окружающей среде.

3) загрязнение окружающей среды в районе нефтедобычи. В РК разрабатывается свыше 20 месторождений нефти и газа. При этом вокруг каждой буровой установки в радиусе до 800 м уничтожается 70-80 процентов растительности, происходит загрязнение морской среды, что отрицательно влияет на флору и фауну моря.

4) загрязнения атмосферного воздуха урбанизированных территорий. Данный показатель превышает норму в 11 городах страны.

5) состояние пахотных и пастбищных земель. 60 процентов территории Казахстана подвержены опустыниванию. Большая часть пашни засолена, страдает от дефляции и водной эрозии.

6) состояние лесов и особо охраняемых территорий. Лесные угодья, занимая всего три процента площади республики, являются местом обитания наиболее ценных и редких видов фауны и флоры. Из-за обширных лесных пожаров сложилась катастрофическая ситуация в лесных районах страны.

Как видно из вышеизложенного, в Республике Казахстан существуют экологические проблемы, решение  которых требует необходимости  международного сотрудничества в этой области, так как они объективно обуславливаются действием целого ряда политических, экономических, экологических  и других факторов.

В Законе Республики Казахстана «Об охране окружающей среды», принятом в 1997 году, выделена специальная глава  Х1Х «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды».

Статья 87. Международное  сотрудничество в области охраны окружающей среды гласит: «Республика  Казахстан осуществляет международное  сотрудничество в области охраны окружающей среды, руководствуясь принципами соблюдении приоритета всеобщей экологической  безопасности». В статьях 88,89 регламентируется деятельность иностранных организаций и граждан в области охраны окружающей среды на территории Республики Казахстан.

В целях практического  осуществления международных природоохранных  программ и проектов и эффективного координирования использования  собственных ресурсов и ресурсов, предоставляемых различными зарубежными  и международными организациями. Министерством  экологии и природных ресурсов, при  поддержке ПРООН, Всемирного Банка  и Европейского Банка Реконструкции  и Развития, 1 апреля 1998г. был создан Национальный экологический центр  по устойчивому развитию РК (НЭЦУР).

НЭЦ в своей деятельности обеспечивает системность в планировании и реализации экологических проектов, создает информационную базу данных по всем экологическим проектам на территории РК и их мониторинг. Проводит систематизацию полученной информации по регионам, организациям, международным конвенциям и другим соглашениям, объемом и источником финансирования. НЭЦ имеет в своем составе Комитеты по подготовке и мониторингу проектов, Комитет международных конвенций. НЭЦ разработал Национальный план действий по ООС.

Участие Казахстана в международном  природоохранном сотрудничестве является важным составным элементом политики в области охраны окружающей среды. В концепции экологической безопасности Республики Казахстан оно обозначено как приоритетное направление.

Работы  по присоединению  Казахстана к международным  экологическим  конвенциям и соглашениям  были начаты в 1993 году. В этом году Казахстан  стал стороной Конвенции Всемирной метеорологической организации. В 1994 году была ратифицирована  Конвенция по биоразнообразию; в 1997 году – Конвенция по борьбе с опустыниванием. С образованием в 1998 году при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Казахстан Комитета международных экологических конвенций Национального экологического центра появилась возможность специальной и планомерной работы в этом направлении.

В 1998 году Республика Казахстан стала  стороной Венской конвенции и  Монреальского протокола по защите озонового слоя. В апреле 1999г. был принят Закон РК о присоединении РК к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися  под угрозой исчезновения (СИТЕС). В сентябре 2000 г. Казахстан ратифицировал Орхусскую  конвенцию и присоединился к четырем трансграничным Конвенциям Европейской экономической комиссии ООН. В мае 2001 года Казахстаном была уже ратифицирована Лондонская поправка к Монреальскому протоколу по веществам разрушающий озоновый слой.

Информация о работе Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды