Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:00, реферат
Новое время человечество, с точки зрения отношений с природной средой, начало практически под тем же знаком, и всю свою историю – существование человеческой цивилизации по прежнему остается крупнейшей экологической проблемой современности. Экология – это наука о взаимоотношении видов со средой, и в данном случае нас больше других интересует один конкретный вид – сам человек. За прошедшие тысячелетия цивилизация и технологии сделали заметный скачок в своём развитии.
Введение………………………………………………………………….. 3
1. Ухудшение экологической ситуации в мире………………………… 5
1.1. Влияние НТП………………………………………………………… 5
1.2. Воздействие человека на окружающую среду…………………….. 6
1.3.Основные факторы экологических проблем ………………………. 7
2.Международно-правовые принципы охраны окружающей среды… 15
3.Международные экологические организации. Международные конференции по охране окружающей среды…………………………………….............. 26
Заключение………………………………………………… 40
Список литературы………………………………………… 42
веществ и по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения;
в) ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно
или рециркулируются;
г) не возобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в
меру, с учетом их запасов, рациональных возможностей их переработки для
потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием
естественных систем.
Принципы 3 и 5 Стокгольмской декларации посвящены соответственно охране
восполнимых и невосполнимых ресурсов. Первые должны сохраняться главным
образом путем поддержания естественной способности природы к их
воспроизводству. Невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким
образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы
выгоды от их разработки в международных пространствах получало все
человечество.
Шестую группу составляют принципы (в частности, принципы 6 и 7
Стокгольмской декларации), сориентированные на предотвращение загрязнения
окружающей среды и других вредных воздействий на природу. В Хартии по этому
вопросу записано следующее: следует воздержаться от всякого сброса
загрязняющих веществ в естественные системы, если такой сброс неизбежен, то
эти загрязняющие вещества должны обезвреживаться в тех местах, где они
производятся, с использованием наиболее совершенных средств, имеющихся в
распоряжении производителей, а также должны приниматься особые меры
предосторожности с целью не допускать сброса радиоактивных и токсичных
отходов (принцип 12).
Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна
контролироваться, и следует использовать наиболее подходящую технологию,
которая может уменьшить масштабы вредных последствий для природы. В
частности:
а) необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести
непоправимый ущерб природе;
б) необходимо воздерживаться от деятельности, таящей в себе повышенную
опасность для природы. Лица, осуществляющие такую деятельность, должны
доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб,
который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное
воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна
предприниматься;
в) деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшествовать
заблаговременная оценка ее возможных последствий; если принято решение о
проведении такой деятельности, она должна осуществляться на плановой основе
и вестись таким образом, чтобы до минимума сократить ее вредные
последствия;
г) деятельность в области сельского хозяйства, скотоводства, лесного
хозяйства и рыболовства следует вести с учетом особенностей и запасов
природных ресурсов данных районов;
д) районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат
восстановлению в соответствии со своим природным потенциалом и требованиями
благосостояния проживающего в этих районах населения (принцип 11).
Седьмая, наиболее обширная группа принципов охраны окружающей среды
предполагает тесное и эффективное международное сотрудничество в данной
области. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях
сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности
экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния
глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную
ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они
несут, в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития
с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей
среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.
Принцип 12 Декларации Рио-де-Жанейро говорит о том, что для более
эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды
государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой
международной экономической системы, которая привела бы к экономическому
росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой
политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны
представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации
или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать
односторонних действий по решению экологических задач за пределами
юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды,
направленные на решение трансграничных или глобальных экологических
проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном
консенсусе.
Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся
ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического
ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают
также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося
ответственности и компенсации за негативные последствия экологического
ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или
контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции (принцип 13).
Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживания или
предотвращения переноса и перевода в другие государства любых видов
деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или
считаются вредными для здоровья человека (принцип 14). В целях защиты
окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко
применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда
существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной
научной уверенности не может служить причиной для отсрочки принятия
экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния
окружающей среды (принцип 15). Национальные власти должны стремиться
содействовать интернационализации экологических издержек и использованию
экологических средств, принимая во внимание подход, согласно которому
загрязнитель обязан покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным
образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю
и инвестирование (принцип 16).
Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента
осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут
оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые
подлежат утверждению решением компетентного национального органа (принцип
17). Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных
бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к
неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах.
Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи
пострадавшим от этого государствам (принцип 18). Государства направляют
государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и
своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности,
которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и
проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй
воли (принцип 19). Государства должны сотрудничать в целях укрепления
деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения
устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена
научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации,
распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские
технологии (принцип 9).
Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи
искоренения бедности — необходимого условия устойчивого развития — в целях
уменьшения различия в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения
потребностей большинства населения мира.
Особое значение придается положению и потребностям развивающихся стран, в
первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран.
Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть
также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.
Восьмая группа характеризует принципы, обеспечивающие право на информацию.
В соответствии с принципом 10 Декларации Рио-де-Жанейро экологические
вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех
заинтересованных граждан — на соответствующем уровне. На национальном
уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации,
касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных
органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности, и
возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают
и поощряют информированность и участие населения путем широкого
предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность
использования судебных и административных процедур, включая возмещение и
средства судебной защиты.
Девятая группа устанавливает обязательства охраны окружающей среды в
случаях вооруженных конфликтов. Война неизбежно оказывает разрушительное
воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны
уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во
время вооруженных конфликтов, и при необходимости должны сотрудничать в
деле его дальнейшего развития.
Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.
Государства должны разрешать все свои экологические споры мирным путем и
надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН.
Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в
выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем
развитии международного права в области устойчивого развития.
И конечно, процесс совершенствования правовых норм, регулирующих охрану
окружающей среды, выходит на новый уровень в 90-х годах. С учетом
рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конференции ООН по
окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), решений Комиссии ООН
по устойчивому развитию, более 20 странами мира, в том числе и Беларусью,
приняты национальные программы по окружающей среде и развитию 4 .
В этих программах отражены основные рекомендации и принципы документов,
принятых в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде
и развитию, стремление осуществить переход к устойчивому развитию,
обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач,
проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного
потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих
поколений людей. В принятой Конференцией ООН “Повестке дня на XXI век”
намечена стратегия мирового сообщества на будущее, предусматривающая
гармоничное достижение основных целей — сохранения окружающей среды и
здоровой экономики для всех народов мира. Это предполагает охрану
окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов,
сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное применение
высоких технологий, химических веществ с учетом решения социально-
Информация о работе Международное сотрудничество в области экологии