- Венская
конвенция об охране озонового
слоя, 22 марта, 1985 г.;
- Монреальский
протокол по веществам, разрушающим
озоновый слой, 16 сентября 1987 г.;
- Конвенция
об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте,
25 февраля 1991 г.;
- Рамочная
Конвенция ООН об изменении
климата, 9 мая 1992 г.;
- Конвенция
ООН о биологическом разнообразии, 5 июня
1992 г.;
- Конвенция
о международной торговле видами
дикой фауны и флоры, находящимися
под угрозой исчезновения, 3 марта
1993 г. и др.
В рамках конвенций разработан
ряд проектов (в частности, проект
программы «Охрана атмосферного воздуха»
с учетом выполнения Беларусью международных
обязательств, установлены критические
нагрузки на экосистемы Республики Беларусь
под влиянием техногенного фактора, осуществлена
работа по оценке эмиссионных факторов
по тяжелым металлам и др.), предпринят
комплекс мер по регламентации перемещения
озоноразрушающих веществ (ОРВ) через
государственную границу, сокращению
производства и потребления ОРВ, создан
банк данных об их импортерах и потребителях
ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим
мероприятиям выбросы оксидов азота снижены
на территории Беларуси до уровня 1987 г.,
а потребление озоно-разрушающих веществ
за последние годы сократилось в 4 раза.
В контексте реализации Конвенции
о сохранении биоразнообразия планеты
Беларусь стала полноправным участником
процесса создания Общеевропейской экологической
сети территориальной охраны природы
(EECONET), основной целью которой является
сохранение пространственных и функциональных
связей между природными экосистемами
соседних стран. Большинство европейских
стан обязались спланировать и создать
такую сеть к 2010 г. Основными функциями
экосети является предотвращение увеличения
фрагментарности экосистем, выявление
наиболее важных (ключевых) с точки зрения
сохранения биоразнообразия территорий
в отдельных европейских странах и обеспечение
их охраны в рамках единой функционально
и территориально связанной системы (путем
создания в дальнейшем трансграничных
охраняемых природных территорий). Идея
создания EECONET оценивается специалистами
как одна из лучших современных макрорегиональных
инициатив.
Являясь одним из учредителей
ООН, Республика Беларусь на
постоянной основе поддерживает
контакты с межправительственными
организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной
метеорологической организацией (ВМО),
ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды
и водным ресурсам, Международной справочной
системой источников информации по окружающей
среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.
Расширяется взаимодействие Беларуси
с такими крупными международными
организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ,
Межгосударственный экологический совет
(МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества,
Всемирный банк, Евробанк, а также органами,
созданными для имплементации международных
природоохранных конвенций и протоколов
к ним и др.
В последние годы активизировалось
сотрудничество природоохранных органов
Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН)
в нашей республике, в рамках которой реализуются
проекты по устойчивому развитию на областном,
районном уровнях и межсекторные программы
устойчивого развития.
За приверженность нашей страны
идеям экоразвития и активную
природоохранную позицию на 52-й сессии
Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.)
Республика Беларусь была избрана в Управляющий
совет Программы ООН по окружающей среде
(ЮНЕП) на четырехлетний период (начиная
с 1998 г.).
В области охраны окружающей
среды у Беларуси много общих
с другими странами СНГ проблем,
оставшихся в наследство от
Советского Союза, и в первую очередь –
последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому
одним из первых документов, принятых
в рамках СНГ после образования Содружества,
явилось Соглашение о взаимодействии
в области экологии и охраны окружающей
природной среды, подписанное 8 февраля
1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран
СНГ (Украина присутствовала в качестве
наблюдателя).
Для практической реализации
договоренностей, вытекающих из Соглашения,
в июле 1992 г. в Минске на заседании руководителей
природоохранных ведомств стран СНГ был
подписан Протокол о создании и полномочиях
Межгосударственного экологического
совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего
органа МЭС был учрежден Секретариат совета
со штаб-квартирой в Минске.
За период существования МЭС
был принят ряд соглашений
в области охраны окружающей среды:
- Соглашение
об охране и использовании
мигрирующих видов птиц и млекопитающих
и мест их обитания от 9 сентября
1994 г.;
- Соглашение
о книге редких, находящихся под
угрозой исчезновения видов животных
и растений – Красной книге СНГ от 23 июня
1995 г.;
- Соглашение
о контроле за трансграничной
перевозкой опасных и других
отходов от 12 апреля 1996 г.;
- Соглашение
об информационном сотрудничестве
в области экологии и охраны окружающей
природной среды от 6 июня 1997 г.;
- Соглашение
о принципах взаимодействия в области
рационального использования и охраны
трансграничных водных объектов от
6 июня 1997г.
Беларусь развивает и двустороннее
сотрудничество в области охраны
природы, прежде всего со странами
СНГ, а также с другими сопредельными
государствами и потенциальными инвесторами
(Германией, Швейцарией, Швецией) и др.
Подписаны и реализуются межправительственные
соглашения с Латвией, Российской Федерацией,
Украиной, а также межведомственные (между
природоохранными ведомствами) – с Польшей,
Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.
Одним из главных направлений
в сотрудничестве с Российской
Федерацией является взаимодействие природоохранных
органов приграничных территорий (Витебской,
Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской,
Псковской областей). Продолжается работа
природоохранных ведомств по унификации
экологических норм и стандартов. С этой
целью проведен семинар на тему «Сближение
законодательной и нормативно-методической
базы управления качеством окружающей
среды в России и Беларуси». Осуществляются
совместные меры по оздоровлению и охране
трансграничных рек Днепра и Западной
Двины.
Главным направлением взаимодействия
Беларуси с Польшей в природоохранной
сфере является охрана вод
Западного Буга и его притоков,
унификация действий по сохранению
биоразнообразия Беловежской пущи и др.
И это
лишь малая толика примеров международного
природоохранного сотрудничества нашей
страны.
Экологическая деятельность Республики
Беларусь находит активную поддержку
международных финансовых институтов.
Так, из общей суммы займов (171,2 млн.долл.),
выделенных Беларуси Всемирным банком
(ВБ) за годы сотрудничества, четвертая
часть была направлена на нужды, так или
иначе связанные с экологией (заем на развитие
лесного хозяйства, кредитный аванс на
подготовку проекта энергосбережения
на объектах социальной сферы). Еще 14 млн.долл.
составила грантовая поддержка со стороны
ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой
суммы пошла на реализацию проекта по
прекращению применения озоноразрушающих
веществ путем технического переоснащения
предприятий; 1 млн.долл – на проект сохранения
биоразнообразия лесов Беловежской пущи
и Березинского заповедника, значительные
суммы – на разработку проекта модернизации
системы городского водоснабжения и проекта
по созданию противопаводковой инфраструктуры
в пойме р.Припяти. Однако условием дальнейшего
кредитования экологической сферы республики
ВБ определил серьезные изменения макроэкономической
ситуации в Беларуси. Во всяком случае,
перспективы дальнейшего экологического
сотрудничества изучаются обеими сторонами.
И среди них такие направления, как внедрение
экономических инструментов в природоохранную
деятельность, проблемы переработки промышленных
отходов, введение налогов на товары, загрязняющие
окружающую среду (ПЭТ-бутылки, аккумуляторы,
асбест и т.п.), управление водными ресурсами
и др.
Активное участие Беларуси в
процессе международного экологического
сотрудничества дает надежду на то, что
наше возвращение на общемировые пути
социально-экономического развития будет
способствовать выходу из экологического
кризиса совместно с другими странами.
Для этого существуют реальные предпосылки.
Беларусь имеет определенный материально-технический
и интеллектуальный потенциал для совершенствования
технологий в целях экологизации хозяйственной
деятельности, поскольку очевидно, что
спасение биосферы планеты – в повсеместном
переходе на передовые мало- и безотходные
технологии.
Обеспечение экологической безопасности
страны тесно связано с интегрированием
Беларуси в систему международного
экологического сотрудничества. В
Концепции государственной природоохранной
политики Республики Беларусь
поставлена задача участия республики
в решении глобальных экологических проблем,
в том числе: сохранении биологического
разнообразия; охране озонового слоя;
предотвращении антропогенного изменения
климата; охране и восстановлении лесов;
развитии и совершенствовании системы
охраняемых природных территорий; регламентации
международной торговли редкими и находящимися
на грани исчезновения видами животных
и растений.
По оценкам международных экспертов,
благодаря своим лесным и водным
ресурсам территория Беларуси
выступает в качестве «компенсатора»
трансграничных загрязнений, «поставляемых»
из Европейского региона. Проводя сбалансированную
экологическую политику на международной
арене, Республика Беларусь исходит из
необходимости нового, более справедливого
международного экологического порядка,
который позволит рассчитывать на предоставление
существенной экологической «ренты» за
сохранение «зеленых легких» Европы.
Национальные и международные
эксперты считают, что привлечение
в Беларусь передовых малоотходных
и природоохранных технологий, а
также масштабная реабилитация экосистем,
пострадавших от Чернобыльской катастрофы,
способны кардинально укрепить экологическую
безопасность нашей страны. Ввиду сложной
экономической ситуации в настоящее время
эти стратегические задачи вынужденно
отодвигаются на второй план. Их решение
станет возможным после поступления в
страну крупных международных кредитов
или целевых «экологических» инвестиций
из внешних источников.
В нынешних условиях важное
значение приобретают тактические
задачи, включая реализацию так называемых
программ «скорой экологической помощи».
В числе наиболее неотложных оперативных
проблем — мониторинг опасных природных
и техногенных процессов, обеспечение
руководства страны прогнозно-аналитической
информацией о потенциальных экологических
угрозах.
Для обеспечения мониторинга
природных процессов зачастую
требуется незначительная внешняя
помощь, достаточно лишь получение
разовых зарубежных грантов. Необходимо
отметить, что международные доноры,
как правило, с пониманием реагируют
на просьбы Республики Беларусь о содействии
в оснащении национальной системы мониторинга.
Помогая нашей стране, зарубежные доноры
ставят целью уменьшение собственных
экономических потерь из- за возможных
трансграничных катастроф и стихийных
бедствий.
Министерство иностранных дел
Республики Беларусь во взаимодействии
с Министерством природных ресурсов
и охраны окружающей среды,
Государственным комитетом по
гидрометеорологии и другими
органами государственного управления
значительное внимание уделяют работе
по продвижению белорусских проектов
по линии международных и региональных
межправительственных организаций.
Разблокированы предназначенные
для белорусских экологических
проектов средства программы
технического содействия Европейского
Союза (ЕС) странам СНГ (Программа «ТАСИС»).
Республика Беларусь присоединилась
к значительному числу важнейших
природоохранных конвенций и
протоколов ООН, ряду европейских
договоров и соглашений СНГ,
а также подписала двусторонние
документы с сопредельными государствами
в области охраны и рационального использования
приграничных природных ресурсов и комплексов.
С учетом принципов и норм
международного экологического
права и обязательств приняты
в новой редакции законы: «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» (2000 г.), «Об отходах» (2000 г.),
«О государственной экологической экспертизе»
(2000 г.), «Об охране окружающей среды» (2002
г.), «Об охране атмосферного воздуха»
(1997 г.), Водный кодекс Республики Беларусь
(1998 г.), Кодекс Республики Беларусь о земле
(1999 г.), а также впервые разработанные
законы: «О радиационной безопасности
населения» (1998 г.), «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
(1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999
г.), «Об особо охраняемых природных территориях
и объектах» (2000 г.), «О гидрометеорологической
деятельности» (1999 г.), «О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов» (2001 г.), «Об охране озонового
слоя» (2001 г.), «О растительном мире» (2003
г.) и значительное число подзаконных актов.
В стране заложены правовые основы достаточно
гибкой системы экологического лицензирования;
экологической экспертизы; системы нормативов
выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
экологической сертификации.