Международное экологическое сотрудничество. Участие России в международных экологических программах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

В ХХ веке произошли самые неожиданные и значительные для человечества изменения в окружающей среде. Новые технологии позволили создать средства наблюдения, при помощи которых был собран и обработан огромный материал, свидетельствующих о быстрых и негативных изменениях происходящих в природной среде, ряд из которых принял глобальный масштаб (изменение климата, парниковый эффект, озоновые дыры и др.). Изменение коснулось всех сред – происходит перераспределение содержания химических элементов в природных средах, в первую очередь биогенных, жизненно важных элементов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Международные организации…………………………………………………...5
Основные принципы международного сотрудничества в области
охраны окружающей среды…………………………………………………...
Участие России в международном сотрудничестве…………………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.06 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(Технический  университет) (СПбГТИ(ТУ))

 


Кафедра экологической  и производственной безопасности

 

 

 

 

Международное экологическое сотрудничество.

Участие России в международных экологических  программах.

 

 

 

 

Выполнила: Семенова Т.С.

Группа: 224

Преподаватель: Шугалей И.В.

 

 

Санкт-Петербург 

2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Международные организации…………………………………………………...5

Основные принципы международного сотрудничества  в области 

охраны окружающей среды…………………………………………………...

Участие России в международном  сотрудничестве…………………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В ХХ веке произошли самые  неожиданные и значительные для  человечества изменения в окружающей среде. Новые технологии позволили  создать средства наблюдения, при  помощи которых был собран и обработан огромный материал, свидетельствующих о быстрых и негативных изменениях происходящих в природной среде, ряд из которых принял глобальный масштаб (изменение климата, парниковый эффект, озоновые дыры и др.). Изменение коснулось всех сред – происходит перераспределение содержания химических элементов в природных средах, в первую очередь биогенных, жизненно важных элементов.

 

Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все времена причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войны). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.

 

В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды. Уже существуют экологические беженцы  и экологические войны. Условность государственных границ особенно видна  в районах экологических бедствий.

Примером может служить  Африка в районах наступления  Сахары. Когда-то эта пустыня возникла на месте саванн в результате перевыпаса скота, а теперь расширяется со скоростью  нескольких километров в год. Население  и животный мир, спасаясь от голода и жажды, пытаются переместиться  на еще пригодные для жизни  территории соседних государств, что  вызывает кровавые столкновения.

 

Всем стало ясно, что решить проблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельных стран в принципе невозможно. Природный комплекс каждой страны, особенно небольшой по размеру занимаемой территории, какими являются большинство стран мира, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран, или даже является их составной частью.

Таким образом, отдельным  странам приходится объединяться для  совместной борьбы с глобальными  экологическими проблемами.

 Международные  организации.

Международные организации  позволяют объединить природоохранную  деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных  проблем. Россия активно участвует  в работе многих международных экологических  организаций.

Большой вклад в решение  проблем окружающей  среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все её главные органы и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны окружающей  среды:

ЮНЕП – ( программа ООН по окружающей  среде) осуществляется с 1972 г. И является  основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

ЮНЕСКО – (Организация Объединенных Наций по вопросом образования, науки, культуры) существует с 1946 г. с целью содействию миру и международной безопасности,  сотрудничества между государствами в области просвещения, науки, культуры. Наиболее известными направлениями в деятельности является научная программа «Человек и сфера»  (МАБ), принятая в 1970 г.

ФАО - (Продовольственная и сельскохозяйственная  организация ООН) образована в 1945 г., занимается вопросами продовольственных ресурсов  и развития сельского хозяйства,  для улучшения условий жизни народов мира.

ВОЗ – (Всемирная организация здравоохранения), создана в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с окружающей  средой.

ВМО – (Всемирная метеорологическая организация) – утверждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой, прежде всего, связаны с глобальным мониторингом окружающей  среды, в том числе:

  • оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;
  • изучение воздействия на озоновый слой Земли.

МОТ ( Международная организация труда ) – специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 г. При Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнений биосферы, возникающего часто из-за  пренебрежительного отношения к производственной среде.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является специализированным учреждением.

В конце 90-х годов в  мире насчитывалось несколько сотен  (200 -500 ) неправительственных международных  организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а  также проявляющих интерес к  экологическим проблемам.

Международный союз по охране природы – МСОП – создан в 1961 г. В Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. МСОП организатор ведения Красных книг. 

Всемирный фонд охраны дикой природы – самая многочисленная частная экологическая организация, созданная в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всём мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн. индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные предприятия России вложено более12 млн. долл. США.

Международная юридическая  организация (МЮО), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны  окружающей  среды.

Римский клуб (РК) – международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношения Человека и Природы. Основная форма её деятельности – организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области.

Римский клуб1 положил начало работам по исследованиям проблем. Названных «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленный вопрос ряду выдающихся учёных того времени была заказана серия «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества». Полученные результаты прогнозирования перспектив развития мира по компьютерным моделям2 были опубликованы и обсуждались во всём мире.

Первым в 1972 г. Был доклад группы Д. Медоуза «Пределы роста».

В период с1973 г. по 1980 гг. (годы расцвета деятельности и международного влияния Римского клуба) были подготовлены ещё несколько докладов, в том  числе Я. Тинбергеном (1977), Э. Ласло (1977). В 1978-1980 гг. обсуждались проблемы переработки  отходов, использования энергии, организации  общества, достижения изобилия и благосостояния. Важную роль сыграл доклад Боткина  с соавторами « Нет пределов обучению» (1980).

В 1994 г. Э. Вайцзеккер с соавторами подготовили обстоятельный доклад «Фактор четыре», наметивший основные пути решения энергосбережения. В настоящее время Римским клубом продолжаются исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные перемены. Особенно в геополитике, при этом экологическая ситуация в мире продолжает ухудшаться.

В работе Римского  клуба  участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. В разное время действительными членами  клуба были академики Д. М. Гвишиани, Е.К. Фёдоров, В.Е. Примаков, А.А. Логунов, Ч. Айтматов, почётными членами –  М.С. Горбачёв, Б.Е. Патон.

Международный экологический  суд (МЭС) был учреждён по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного решения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.

Споры в Международном  экологическом суде рассматриваются  на принципах тререйского суда. Стороны  сами принимают решения об обращении  в суд и выбирают из его состава  трёх или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании  международного права окружающей  среды, национального законодательства сторон и прецедентов.

ГРИНПИС – независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей  среды, создана в Канаде в 1971 г. Насчитывает около 1,5 млн. членов, 1/3 которых – американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране окружающей  среды; имеет отделения в 31 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с1993 г.

Большинство международных  неправительственных организаций  занимается вопросами охраны отдельных  объектов или видов природных  ресурсов. К ним относятся Международный  совет по охране птиц. Международная  федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.п.

 

 Основные   принципы   международного сотрудничества   в   области   охраны   окружающей среды

    Необходимость  международного сотрудничества  в области ООС диктуется все  большей и большей экологической  зависимостью всех стран друг  от друга. Разрушение озонового  слоя земли, загрязнение атмосферного  воздуха, Мирового океана, пагубное  влияние ядерных взрывов распространяются  не только на те государства,  где допускаются экологически  опасные действия, но и на все  мировое сообщество. По этому  в настоящее время государства  под эгидой ООН или на двухсторонней  основе организуют взаимодействие  с целью охраны среды обитания  человека, растительного и животного  мира. В основу такого взаимодействия  положен ряд общепризнанных мировым  сообществом принципов человеческой  деятельности в области использования  природной среды. Они содержатся  отчасти в межгосударственных  договорах и актах, в нормативных  документах международных организаций  и суммированы в решениях наиболее  значительных международных конференций,  полностью или частично посвященных  охране окружающей среды и  регулированию сотрудничества государств  и народов в этой области.

    Впервые принципы  международного экологического  сотрудничества были обобщены  и объединены в декларации  Стокгольмской конференции ООН  по проблемам окружающей человека  среды 1972 г., но наиболее полно  они были изложены в декларации  по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН, состоявшейся  в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро  (Бразилия).

    В настоящее  время международно-правовой механизм  ООС зиждется на следующих  принципах:

  • принцип защиты ОС на благо нынешних и будущих поколений, суть которого сводится к обязанности государств сотрудничать на благо настоящего и будущего поколений, принимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества ОС, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рационально и научно обоснованному  управлению природными ресурсами;
  • принцип недопустимости трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общего пользования, и подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам ОС других государств и районов общего пользования;
  • принцип экологически обоснованного, рационального использования природных ресурсов связан с тем, что исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии может привести к краху техногенной цивилизации; истощение же запасов воздуха и питьевой воды поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотря на очевидную важность этого принципа, его реализация затруднена, прежде всего чрезмерно общим определением его содержания. Суть реализации принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;
  • принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования атомной энергии. Формирование и утверждение этого принципа идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики;
  • принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;
  • принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения ущерба или причинения вреда любому государству;
  • принцип обеспечения экологической безопасности отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;
  • принцип контроля за соблюдением международных до говоров по ООС предусматривает создание, кроме национальной, также и системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно признанных критериев и пара метров;
  • принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб ОС предполагает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.

Информация о работе Международное экологическое сотрудничество. Участие России в международных экологических программах