Мегаполис. Мегаполисы как среда обитания человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 02:23, реферат

Описание работы

Предпосылками урбанизации являются: рост индустрии, углубление территориального разделения труда, развитие культурных и политических функций городов.

Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и

возрастающее маятниковое движение людей из сельского окружения и ближайших мелких городов в крупные (на работу, по культурным и бытовым потребностям).

Содержание

1. Урбанизация

2.Мегаполисы

3.Источники загрязнения

4.Микроклиматические характеристики городов

5.«Грусть новых городов»

6.Пути решения проблемы

7.Конфликт

Итог

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат мегаполис-Илющенко.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     Шум свыше 80 децибел вреден для организма. Современные условия жизни в  крупных городах создают шум, приближающийся к этому значению. А самый шумный город мира Рио-де-Жанейро даже превышает этот уровень. Болевой же порог лежит в пределах 120-130 децибел.

     Шумовое загрязнение в городах практически  всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского, железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. Как показывают исследования медиков, повышенные уровни шумов способствуют развитию нервно-психических заболеваний и гипертонической болезни. Борьба с шумом, в центральных районах городов затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-за которой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев, снижающих на дорогах уровни шумов. Таким образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, использование противошумной, изоляции стен вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции) - это в два с половиной раза снижает уровень шума. .

Вибрация

       Немало вреда приносит и вибрация. Наиболее значимые ее источники  в городе – линии метрополитена  мелкого заложения, трамвайные  и железнодорожные пути. Максимальное  влияние данных источников регистрируется  преимущественно в нижних этажах и полуподвальных помещениях. Вибрация оказывает неблагоприятное влияние на самочувствие людей, состояние нервной системы, сердце и кровеносные сосуды.  

4.Микроклиматические характеристики городов

     Хозяйственная деятельность, планировка жилых кварталов, ограниченное количество зеленых насаждений приводят к тому, что в городах, особенно крупных, складывается свой микроклимат, который в целом ухудшает его экологические характеристики.

     В безветренные дни над крупными городами на высоте 100-150 м может образовываться слой температурной инверсии, который задерживает загрязненные массы воздуха над территорией города. Это наряду со значительными тепловыми выбросами и интенсивным нагревом каменных, кирпичных и железобетонных сооружений приводит к нагреву центральных районов города. В зимние безветренные дни перепад температур воздуха между центром и окраинами мегаполиса может достигать 10° С.

     Значительная  загазованность воздушного бассейна, в свою очередь, приводит к уменьшению инсоляции и сокращению поступления к поверхности земли ультрафиолетового излучения. Это отрицательно влияет на здоровье горожан, поскольку при пониженной инсоляции замедляется выведение из организма ряда токсических веществ, в частности тяжелых металлов и их соединений, помимо этого пониженная инсоляция тормозит синтез в организме ряда важных ферментов. Между тем жители больших городов очень часто, особенно в зимнее время, испытывают дефицит инсоляции.

     Особо следует сказать о неблагоприятных  ветровых режимах, возникающих во многих районах новостроек со свободной застройкой. Хорошо известно, что перепады атмосферного давления, в особенности его снижение, весьма неблагоприятно сказываются на самочувствии людей, страдающих сердечно- сосудистыми заболеваниями. Вместе с тем во многих районах новостроек из-за нерациональной планировки кварталов в отдельных их точках могут наблюдаться местные падения атмосферного давления. Так, в небольших промежутках между двумя крупными домами при определенных направлениях ветра скорость ветровых потоков может значительно возрастать. Согласно законам аэродинамики в этих точках происходит местное падение атмосферного давления (до десятков миллибар), которое с внутренней стороны квартала приобретает пульсирующий характер (частота около 5-6 Гц). Зона подобного пульсирующего давления распространяется на 15-20м в стороны от промежутка между домами. Сходное, хотя и менее четко выраженное положение наблюдается и на верхних этажах зданий с плоской кровлей. Излишне говорить, что пребывание в этих зонах людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, может отрицательно влиять на их здоровье.

     Решение данной проблемы постоянно требует  проведения в районах новостроек комплекса мер по нормализации ветрового  режима в отдельных микрорайонах за счет более рациональной планировки кварталов, строительства ветрозащитных сооружений и высадки зеленых насаждений.

     Мегаполис невозможно себе представить без  развития радио и телевидения, радиолокации, расширения сети высоковольтных линий  электропередач. Но все это привело к увеличению уровня электромагнитных излучений по сравнению с природным, естественным фоном. Свою долю вносят учреждения, работающие с радиоактивными веществами, реакторами, электрофизическими установками, создающими ионизирующее излучение. В городе масса рентгеновских аппаратов, все шире применяется радиоизотопы.

     Обобщая сказанное, нельзя не прийти к заключению, что низкий уровень здоровья населения, увядание ее природных факторов есть прямое следствие хаотичной, непродуманной  застройки мегаполиса и недостаточного учета экологических факторов, а также абсолютного игнорирования человека.

     Завершая  разбор основных факторов, формирующих  экологическое состояние в городах-мегаполисах, остановимся еще на одной проблеме, непосредственно связанной с экологией человека. Выше указывались факторы, формирующие окружающую среду городов, между тем взрослый житель крупного города в будний день подавляющую часть времени проводит в замкнутых пространствах – 9 час. на работе, 10-12 – дома и не менее часа в транспорте, магазинах и других общественных местах и, таким образом, непосредственно соприкасается с окружающей средой города приблизительно 2-3 часа в день. Этот факт заставляет обратить особенно серьезное внимание на экологические характеристики производственной и жилой сред.

     5.«Грусть новых городов»

     Явление повышенной заболеваемости жителей  новых городских районов, где  условия среды жизни объективно как будто бы намного лучше, чем  те, в которых жили переселенцы  раньше. Очевидно, вызвано какими-то ошибками в городской планировке, отсутствием прежних тесных контактов с жителями, соседями, отрывом от привычной социально-психологической среды. Нередко «грусть новых городов» связана с многоэтажным строительством.

     Для борьбы с явлениями подобного  рода в архитектуре возникло новое направление – экологическая архитектура. Это направление в районной и городской планировке, стремящееся максимально учесть экологические и социально-психологические потребности конкретного человека от его рождения до глубокой старости. Экологическая архитектура старается максимально приблизить человека к природе (создание зеленых зон отдыха, парков), избавить от городской однотипности (различная конфигурация и окраска домов), достичь равномерного распределения населения по площади (уменьшение количества многоэтажных строений), изолировать трассы для движения транспорта и создать условия для общения между людьми.

6.Пути решения проблемы

     Противостоять всестороннему ухудшению жизни  в мегаполисе предназначено разворачивающееся  движение, пропагандирующее экологическую безопасность жизни людей, в частности в крупных городах. Оно должно включить в себя широкомасштабные оздоровительные мероприятия, а также, ряд архитектурно-планировочных решений по борьбе с загрязнением, которые вкратце можно свести к следующему: развитие и реконструкция улично-дорожной сети, бестранспортные пешеходные зоны в центральной части города, организация системы скоростных дорог и магистралей непрерывного движения, озеленение улиц, площадей и скверов, газификация автотранспорта и поиск относительно безвредных видов топлива, дальнейшее развитие троллейбусного парка и общественного транспорта, ужесточение контроля за выхлопными газами и др.

7.Конфликт

     Чтобы рассмотреть проблемы мегаполисов  с точки зрения социологии рассмотрим социологию конфликта.

     Социальную  напряженность и конфликтность  нельзя объяснить только материальной необеспеченностью,  ущемлением прав или отчуждением труда. В самом  общем случае конфликт возникает  в обществе, в котором противоречащие друг другу интересы социальных групп постоянно сталкиваются и должны регулироваться законом.

     Межличностные конфликты – фактором, влияющим на возможность возникновения конфликта  есть самооценка человека. Если внутренний мир человека рушится, то и его  взаимоотношения с окружающими  натягиваются.

     Трудовые  конфликты – могут содействовать  либо существованию социально-экономической  системы, либо ее разрушению. В нашей  стране они стали частью процесса распада административно-командной  системы

     Конфликты между социальными слоями населения  – объектом конфликтов выступает стремление людей к обретению высокого социального статуса и достижению лучших условий жизни.

     Межнациональные конфликты – игнорирование культурной специфики народов, репрессии и  дискриминация, наращивающие внутреннее недовольство и протест. Социальные конфликты различных общественных структур – зачастую являются последствиями экономических и политических реформ.

     Итак, для больших городов преобладающими будут межличностные конфликты  и конфликты между общественными  структурами. То есть условия мегаполиса лишают людей терпимости, усиливают социальную напряженность в обществе. 

Итог 

     Мегаполис – значительная пространственно  и функционально единая группировка  городов или поселений городского типа, составляющая общую социально-биологическую, экологическую и экономическую систему.

     Жизнь в мегаполисе очень напряжена. Человек  нередко чувствует себя незащищенным, и это далеко не без оснований. Экологическая обстановка находится  на грани допустимого, хотя эти рамки  четко и не определены. Человек оторван от естественной среды обитания - от природы. Его здоровье медленно, но уверенно растворяется в городских улицах и зданиях. Карьера оказывает сильное влияние на самооценку личности. 

     Совокупность  этих факторов вызывает в обществе нарастание конфликтных ситуаций и социальной неуравновешенности. Хотя в существовании больших городов есть свои преимущества: более низкий уровень безработицы, чем в областях, выше качество образования и науки, более широкий ассортимент товаров.

     Но  в целом, необходимо стремиться к равномерному, а не выборочному росту городов. Так как с увеличением площади города и количества этажей люди теряют способность к общению и все чаще предпочитают телевизор, а общение для людей самое главное. Иначе мы бы не были людьми. 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Список литературы: 

1. Н.Ф. Реймерс: «Природопользование»;

2. «Политические исследования», 1994: «Социальные конфликты в обществе»;

3. «Социологические исследования» , 1990 (?): «Мегаполис»;

4. О.Н. Яницкий: «Планирование социального развития города. Экологические проблемы городского развития.»; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

Информация о работе Мегаполис. Мегаполисы как среда обитания человека