Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:11, реферат
Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).
Введение
Глава 1. Виды техногенных катастроф и их причины
1.1 Что такое техногенная катастрофа
1.2 Классификация ЧС техногенного характера
1.3 Причины техногенных катастроф
1.4 Влияние на природу
Глава 2. Техногенные катастрофы в России
2.1 Причины техногенных катастроф в России
Глава 3. Техногенные катастрофы за рубежом
3.1 Техногенные катастрофы в более развитых странах
Заключение
1. Аварии на гидротехнических сооружениях (аварии на ГЭС)
Опасность возникновения затопления низких близлежащих районов при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Стремительный и мощный поток воды может вымывать почвы со всей растительностью, смывать чернозем. Существует опасность возникновения селей. При достаточно высоких волнах животные на территории места затопления выбираются на возвышенности, могут провести там достаточно много времени.
2. Аварии на АЭС
Гипотетические тяжелые аварии на атомных электростанциях могут привести к образованию «черного столба», когда выбросы при аварии распространяются в атмосфере и больше всего от радиации страдают почвы, растения и животные. У животных, как и у людей, отмечаются случаи заболевания лучевой болезнью. Также последствиями радиации становятся торможение роста растительности, уменьшение популяций животных в близлежащих территориях аварии. К поражающим факторам можно отнести ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, радиоактивное загрязнение местности и электромагнитный импульс. Наибольшие косвенные поражения будут наблюдаться в населенных пунктах и в лесу. Световое излучение ядерного взрыва представляет поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное свечение.
3. Промышленные взрывы
Самым сильным поражающим фактором является воздушная ударная волна. Ее источник - высокое давление и температура в точке взрыва. Самое опасное ударной волны, это то, что скорость перемещения воздуха может быть более 100 м/с. При этом окружающая среда может пострадать в разной степени тяжести поражения: прямые и косвенные.
По степени тяжести
поражения людей от ударной волны
делятся: на легкие при скоростном напоре
= 20-40 кПа (вывихи, ушибы); средние при
скоростном напоре = 40-60 кПа), (контузии,
кровь из носа и ушей); тяжелые
при скоростном напоре? 60 кПа (тяжелые
контузии, повреждения слуха и
внутренних органов, потеря сознания,
переломы); смертельные при скоростном
напоре? 100 кПа. Световое излучение ядерного
взрыва может способствовать возникновению
пожара и огневого шторма, который очень
быстро перемещается в лесных сухих зонах.
2. Техногенные катастрофы в России
2.1 Причины техногенных катастроф в России
В начале века российские эксперты заговорили о «проблеме-2003». Это вроде технического конца света для России. Ведь все - от труб канализации до нефтяных вышек - было построено в советские годы. Так вот, именно в 2003 году, по опасениям правительства, должен был произойти максимальный износ всей инфраструктуры, и как результат - многочисленные катастрофы с человеческими жертвами. Но 2003-й прошел более-менее спокойно . «Черное золото» стало дорожать, и в страну рекой потекли нефтедоллары, но на модернизацию российской инфраструктуры они не пошли.Как только произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, все сразу заговорили о том, что вот он, обещанный развал советского задела.
Сразу после аварии на ГЭС Ростехнадзор бросился проверять все гидроэлектростанции в стране. Ситуация в электроэнергетике ужасающая - до 80% основных фондов станций изношены.
- На каждом энергообъекте происходит до 100 страховых случаев в год, - пояснил представитель одной из крупных страховых компаний. - Там постоянно что-то ломается.
Фактически первый
шаг к модернизации электроэнергетики
уже сделан. Почти у всех электростанций
в результате реформы РАО «ЕЭС
России» появились частные
Тесно связана с энергетикой и угольная промышленность. Все мы помним взрывы метана на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная», унесшие в 2007 году жизни 150 шахтеров. Тогда причиной аварии стала погоня за деньгами. Операторы, которые следили за системой безопасности, закрывали глаза на технические неисправности. Они просто не хотели останавливать работу шахты, ведь от этого зависит их зарплата.
Одна из самых старых отраслей в России - это металлургия. Износ ее фондов - около 80% . Но ситуация стала кардинально меняться в последние годы. Выросли цены на металлы. Кроме того, в самой России появились западные автозаводы. Такая же ситуация и в авиации. Самолеты до сих пор верой и правдой служат россиянам. Но высокая цена на нефть (а значит, и дорогой авиакеросин) сделала их невыгодными.
- Разница в потреблении топлива между Ту-154 и «Боингом» или «Эйрбасом» - почти в два раза, - говорит Олег Пантелеев, глава аналитического отдела агентства «АвиаПорт». - Многие авиакомпании уже не могли эксплуатировать самолеты, построенные в 1970 - 1980-е годы. В середине 2000-х годов наши авиакомпании стали закупать сначала подержанные «иномарки», а теперь и новенькие зарубежные самолеты.
Теперь, по признанию эксперта, наш авиапарк по износу сравним с американским, хотя и отстает от европейского. Да и возраст сам по себе на безопасность полетов напрямую не влияет.
По статистике, в
80% аварий причиной признают человеческий
фактор. Чем руководствовались и
те, кто эксплуатировал турбину на
Саяно-Шушенской ГЭС, и те, кто
следил за содержанием метана в шахте,
и те, кто проверял перед вылетом
самолет, и даже те, кто, заметив нарушения
на объекте, предпочел разойтись
с руководством компании миром и
на взаимовыгодных условиях. Самолеты
падают, заводы горят, а станции взрываются
в основном из-за тех людей, которые
их обслуживают и контролируют.
Глава 3. Техногенные катастрофы за рубежом
3.1 Техногенные катастрофы в более развитых странах
Международный центр исследований эпидемии катастроф (CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения и или пострадавшее государство обратилось за международной помощью. Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х годов. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего морские и речные. При этом, несмотря на то, что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем иные континенты, наибольшее число жертв этих катастроф проживает в Африке и Азии. По данным CRED, уровень смертности в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2003 год в индустриально развитых странах составляет 0.9 погибшего на 1 млн. жителей, для наименее развитых стран он выше более, чем в три раза - 3.1 смертельных случая на 1 млн.
В документации ООН и Международного Центра Исследований Эпидемии Катастроф, техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: "индустриальные" (химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения вызванные иными причинами), "транспортные" (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.) и "смешанные" (происходят на иных объектах).
Так, за период с 1901 по
2007 год в мире произошло 1 125 индустриальных
катастроф. В их результате пострадало
около 4.5 млн. человек, примерно 49 тыс. -
погибли. Общий ущерб от этого
типа техногенных катастроф
За тот же период в мире были зафиксированы 4 102 транспортные катастрофы. Они затронули жизни около 110 тыс. человек. Погибших было намного больше, чем пострадавших - 194.4 тыс. Совокупный прямой ущерб оценивается в $58 млрд. Наиболее часты подобные катастрофы в Азии (1 694) и Африке (115).
"Смешанные" катастрофы наиболее редки. За 106 лет было зафиксировано 1085 событий такого рода. Чаще всего они происходили в Азии (523) и Америке (220). В их результате пострадало 3.1 млн. человек, около 59 тыс. погибли. Ущерб оценивается в $4.2 млрд.
По данным Международного Центра Исследований Эпидемии Катастроф, уровень смертности, в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2007 год в индустриально развитых странах, составляет 0.8 погибших на 1 млн. жителей, для наименее развитых стран он в четыре раза выше - 3.2 смертельных случая на 1 млн. человек.
По оценкам страховой компании , в 2006 году произошло 213 техногенных катастроф. Для того, чтобы событие приняло катастрофические размеры и было занесено в базу данных этой компании, требуется, чтобы оно соответствовало одному из следующих критериев: ущерб должен составлять не менее $80 млн. (в случае авиационной катастрофы - $32.2 млн., транспортной - $16 млн.)
В общей сложности, техногенные катастрофы 2006 года унесли 8.7 тыс. жизней, больше всего жертв унесли катастрофы на море (3.9 тыс.), авиационные катастрофы (более 940), а также пожары и взрывы (более 900). Совокупный ущерб от техногенных катастроф составил $4 млрд.
В последние десятилетия
количество крупных техногенных катастроф
стабильно превышает количество природных
катастроф, хотя природные катаклизмы
наносят намного больший ущерб. Обычно
ущерб от техногенных катастроф не превышает
20% от размера убытков, нанесенных катастрофами
природными.
Заключение
Поскольку техногенные
катастрофы детерминированы человеческим
фактором, то проводится работа по их профилактике:
ведется тестирование техники на
вопрос её износа, проверяется дисциплина
и профессионализм
Данные ООН показывают,
что техногенные катастрофы - третьи
среди всех видов стихийных бедствий
по числу погибших.