Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:11, реферат
Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).
Введение
Глава 1. Виды техногенных катастроф и их причины
1.1 Что такое техногенная катастрофа
1.2 Классификация ЧС техногенного характера
1.3 Причины техногенных катастроф
1.4 Влияние на природу
Глава 2. Техногенные катастрофы в России
2.1 Причины техногенных катастроф в России
Глава 3. Техногенные катастрофы за рубежом
3.1 Техногенные катастрофы в более развитых странах
Заключение
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет.
Кафедра радиационный
и химической защиты
Масштабы
ущерба техногенных катастроф
Выполнила ст. гр. ЗЧС 1 -08
Любишина С.А.
Проверила:
Хорзова Лидия Ивановна
Волгоград 2011
Введение
Глава 1. Виды техногенных катастроф и их причины
1.1 Что такое техногенная катастрофа
1.2 Классификация ЧС техногенного характера
1.3 Причины техногенных катастроф
1.4 Влияние на природу
Глава 2. Техногенные катастрофы в России
2.1 Причины техногенных катастроф в России
Глава 3. Техногенные катастрофы за рубежом
3.1 Техногенные катастрофы в более развитых странах
Заключение
1. Виды техногенных катастроф и их причины
1.1 Что такое техногенная катастрофа
Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).
Основные причины аварий и катастроф:
· Просчеты при проектировании
и недостаточный уровень
· Некачественное строительство или отступление от проекта;
· Непродуманное размещение производства;
· Нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.
Далее мы рассмотрим причины более подробно.
В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров т.п.
1.2 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Промышленные взрывы
Взрыв - процесс быстрого
неуправляемого физического или
химического превращения
Физический взрыв чаще всего связан с неконтролируемым высвобождением потенциальной энергии сжатых газов из замкнутых объемов машин и аппаратов, сила взрыва сжатого или сжиженного газа зависит от внутреннего давления этого резервуара.
Пожары на промышленных объектах
Под пожаром понимают неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Причиной возникновения пожаров на промышленных объектах можно разделить на две группы. Первая - это нарушение противопожарного режима или неосторожное обращение с огнем, вторая - нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий. Пожары могут возникнуть при взрыве в помещениях или производственных аппаратах при утечках и аварийных выбросах пожаровзрывоопасных сред в объемы производственных помещений.При пожарах существует несколько различных опасных факторов. Первый из них - это повышенные температуры в зоне горения. Они могут привести к тепловым ожогам поверхности кожи и внутренних органов людей, а также вызвать потерю несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений. Вторым фактором является поступление в воздух рабочей зоны значительного количества вредных продуктов сгорания, в большинстве случаев приводящее к острым отравлениям людей.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ)
СДЯВ - это обращающиеся
в больших количествах в
В зависимости от термодинамического состояния жидкости, находящейся при хранении в емкости, возможно три варианта протекания процесса при разгерметизации емкости:
- при больших перегревах
жидкость может полностью
- при низких энергетических
параметрах жидкости
- промежуточный режим,
когда в начальный момент
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ)
Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, и использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ БОВ
Биологически опасные вещества БОВ - называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах.
Аварии на очистных сооружениях
В данной отрасли промышленности различают две группы аварий:
- На очистных сооружениях
сточных вод промышленных
- На очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ
Опасность в залповых
выбросах отравляющих или токсичных
веществ в окружающую среду естественно
отрицательным воздействием на персонал.
1.3 Причины техногенных катастроф
Аварии на гидротехнических сооружениях
.Опасность возникновения затопления низких районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.
Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.
Значительные участки местности через 15-30 минут обычно оказываются заполненными слоем воды толщиной от 0,5 до 10м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.
В случае прорыва плотины для оповещения населения используют все средства: сирены, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадает вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проверить его. Спичками не пользоваться - возможно, присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен, Убрать весь влажный мусор.
Аварии на транспорте
Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.
При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.
Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружение в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.
Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.
Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, то есть свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это не осуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой.
Обобщенные причины техногенных катастроф
1. Авиакатастрофы:
Причинами авиакатастроф являются: неисправность двигателей, ошибка пилота, неблагоприятные погодные условия, террористические акты, столкновение с посторонним объектом, поражение боевым оружием.
· 27 марта 1977г. - два «Боинг-727» столкнулись на взлетно-посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Число жертв 582.
· 28 января 1986г. - космический корабль «Челенджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. Число жертв 7.
2. Взрывы:
Причины взрывов: ошибки и присчеты людей, присутствие ядовитых газов, избыток взрывоопасной пыли, хранение старых боеприпасов, перегрузка судна, террористические акты.
· 12 февраля 1931г. - шахта в Маньчжурии. Число жертв 3000.
· 17 августа 1956г. Конвой с динамитом в кали, Колумбия (1100).
3. Железнодорожные катастрофы
Причины: неисправные и перегруженные поезда.
· 9 июля 1918 г. - два пассажирских поезда столкнулись на дроге между Нэшвилом и Сент-Луисом, США, самая страшная железнодорожная катастрофа в истории страны. Число жертв 101.
· 6 июня 1981г. - Бихар, Индия (500).
4. Пожары
Причины: человеческие ошибки, небрежность и злой умысел; землетрясения, войны.
· 30 декабря 1903г. - театр «Ирокез» в Чикаго, США . Число жертв - 602.
· 20 августа 1949г. - кинотеатр в Абадане, Иран. Число жертв (422).
1.4 Влияние на природу
По степени потенциальной
опасности, приводящей к подобным катастрофам
в техногенной сфере
Аварии и катастрофы на указанных объектах могут инициироваться опасными природными явлениями - землетрясениями, ураганами, штормами. Сами техногенные аварии и катастрофы при этом могут сопровождаться радиационными и химическими повреждениями и заражениями, взрывами, пожарами, обрушениями.