Масштабы ущерба техногенных катастроф

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:11, реферат

Описание работы

Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).

Содержание

Введение
Глава 1. Виды техногенных катастроф и их причины
1.1 Что такое техногенная катастрофа
1.2 Классификация ЧС техногенного характера
1.3 Причины техногенных катастроф
1.4 Влияние на природу
Глава 2. Техногенные катастрофы в России
2.1 Причины техногенных катастроф в России
Глава 3. Техногенные катастрофы за рубежом
3.1 Техногенные катастрофы в более развитых странах
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат масштабы техногенных катас.docx

— 26.91 Кб (Скачать)

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет.

Кафедра радиационный и химической защиты 
 
 
 
 
 

Масштабы  ущерба техногенных катастроф 
 
 
 

                 Выполнила ст. гр. ЗЧС 1 -08

                           Любишина С.А. 

                   Проверила:

                     Хорзова Лидия      Ивановна 
               
               
               

Волгоград 2011

Введение 

Глава 1. Виды техногенных  катастроф и их причины

1.1 Что такое техногенная  катастрофа

1.2 Классификация  ЧС техногенного характера

1.3 Причины техногенных  катастроф

1.4 Влияние на природу

Глава 2. Техногенные катастрофы в России

2.1 Причины техногенных  катастроф в России

Глава 3. Техногенные катастрофы за рубежом

3.1 Техногенные катастрофы  в более развитых странах

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Виды техногенных  катастроф и их  причины

1.1 Что такое техногенная  катастрофа

Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).

Основные  причины аварий и  катастроф:

· Просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

· Некачественное строительство  или отступление от проекта;

· Непродуманное  размещение производства;

· Нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной  подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

Далее мы рассмотрим причины более подробно.

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом  ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров т.п.

1.2 Классификация чрезвычайных  ситуаций техногенного  характера

Промышленные  взрывы

Взрыв - процесс быстрого неуправляемого физического или  химического превращения системы, сопровождающийся переходом ее потенциальной  энергии в механическую работу. При  химических взрывах вещества могут  быть твердыми, жидкими, газообразными, а также аэровзвесями горючих веществ в воздухе.

Физический  взрыв чаще всего связан с неконтролируемым высвобождением потенциальной энергии сжатых газов из замкнутых объемов машин и аппаратов, сила взрыва сжатого или сжиженного газа зависит от внутреннего давления этого резервуара.

Пожары  на промышленных объектах

Под пожаром понимают неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Причиной возникновения пожаров на промышленных объектах можно разделить на две группы. Первая - это нарушение противопожарного режима или неосторожное обращение с огнем, вторая - нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий. Пожары могут возникнуть при взрыве в помещениях или производственных аппаратах при утечках и аварийных выбросах пожаровзрывоопасных сред в объемы производственных помещений.При пожарах существует несколько различных опасных факторов. Первый из них - это повышенные температуры в зоне горения. Они могут привести к тепловым ожогам поверхности кожи и внутренних органов людей, а также вызвать потерю несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений. Вторым фактором является поступление в воздух рабочей зоны значительного количества вредных продуктов сгорания, в большинстве случаев приводящее к острым отравлениям людей.

Аварии  с выбросом (угрозой  выброса) сильнодействующих  ядовитых веществ (СДЯВ)

СДЯВ - это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферу и вызвать массовые поражения людей.На многих предприятиях для технологических целей применяют вредные, в том числе сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ).

В зависимости от термодинамического состояния жидкости, находящейся при хранении в емкости, возможно три варианта протекания процесса при разгерметизации емкости:

- при больших перегревах  жидкость может полностью переходить  во взвешенное мелкодисперсное  и парообразное состояние с  образованием токсичных, вредных  и пожаровзрывоопасных смесей;

- при низких энергетических  параметрах жидкости происходит  спокойный ее пролив на твердую  поверхность, а испарение осуществляется  путем теплоотдачи от твердой  поверхности;

- промежуточный режим,  когда в начальный момент происходит  резкое вскипание жидкости с  образованием мелкодисперсной фракции,  а затем наступает режим свободного  испарения с относительно низким  скоростями.

Аварии  с выбросом (угрозой  выброса) радиоактивных  веществ (РВ)

Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения  развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения  связано с функционированием  предприятий, и использующих радиоактивные  материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций  по переработке и захоронению  радиоактивных отходов.

Аварии  с выбросом (угрозой  выброса) биологически опасных веществ  БОВ

Биологически опасные  вещества БОВ - называют вещества, способные  вызвать массовые инфекционные заболевания  людей и животных при попадании  в организм в ничтожно малых количествах.

Аварии  на очистных сооружениях

В данной отрасли  промышленности различают две группы аварий:

- На очистных сооружениях  сточных вод промышленных предприятий  с выбросом более 10 тонн.

- На очистных сооружениях  промышленных газов с массовым  выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных  веществ в окружающую среду естественно  отрицательным воздействием на персонал. 
 

1.3 Причины техногенных  катастроф

Аварии  на гидротехнических сооружениях

.Опасность возникновения затопления низких районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.

Значительные участки  местности через 15-30 минут обычно оказываются заполненными слоем  воды толщиной от 0,5 до 10м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу  имеются схемы и карты, где  показаны границы зоны затопления и  дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство  жилья и предприятий.

В случае прорыва  плотины для оповещения населения  используют все средства: сирены, телевидение, телефон и средства громкоговорящей  связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные  участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадает вода или не будет получено сообщение  о том, что опасность миновала.

При возвращении  на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с  водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти  в дом, надо внимательно осмотреть  его и убедиться, что нет опасности  разрушения. Перед входом в здание обязательно проверить его. Спичками не пользоваться - возможно, присутствие  газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен, Убрать весь влажный мусор.

Аварии  на транспорте

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны  столкновением поездов, их сходом с  рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары  о конструкции вагонов, что может  привести к ушибам, переломам или  гибели людей.

Для уменьшения последствий  возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения  в поездах.Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружение в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Автомобильный транспорт  является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно  от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки  принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, то есть свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это не осуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой.

Обобщенные  причины техногенных  катастроф

1. Авиакатастрофы:

Причинами авиакатастроф являются: неисправность двигателей, ошибка пилота, неблагоприятные погодные условия, террористические акты, столкновение с посторонним объектом, поражение боевым оружием.

· 27 марта 1977г. - два  «Боинг-727» столкнулись на взлетно-посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Число жертв 582.

· 28 января 1986г. - космический  корабль «Челенджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. Число жертв 7.

2. Взрывы:

Причины взрывов: ошибки и присчеты людей, присутствие ядовитых газов, избыток взрывоопасной пыли, хранение старых боеприпасов, перегрузка судна, террористические акты.

· 12 февраля 1931г. - шахта  в Маньчжурии. Число жертв 3000.

· 17 августа 1956г. Конвой с динамитом в кали, Колумбия (1100).

3. Железнодорожные катастрофы

Причины: неисправные  и перегруженные поезда.

· 9 июля 1918 г. - два  пассажирских поезда столкнулись на дроге между Нэшвилом и Сент-Луисом, США, самая страшная железнодорожная катастрофа в истории страны. Число жертв 101.

· 6 июня 1981г. - Бихар, Индия (500).

4. Пожары

Причины: человеческие ошибки, небрежность и злой умысел; землетрясения, войны.

· 30 декабря 1903г. - театр  «Ирокез» в Чикаго, США . Число жертв - 602.

· 20 августа 1949г. - кинотеатр  в Абадане, Иран. Число жертв (422).

1.4 Влияние на природу

По степени потенциальной  опасности, приводящей к подобным катастрофам  в техногенной сфере гражданского комплекса, можно выделить объекты  ядерной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, уникальные инженерные сооружения (плотины, эстакады, нефтегазохранилища), транспортные системы (аэрокосмические, надводные и подводные, наземные), перевозящие опасные грузы и большие массы людей, магистральные газо- и нефтепродуктопроводы. Сюда же относятся опасные объекты оборонного комплекса - ракетно-космические и самолетные системы с ядерными и обычными зарядами, атомные подводные лодки и надводные суда, крупные склады обычных и химических вооружений.

Аварии и катастрофы на указанных объектах могут инициироваться опасными природными явлениями - землетрясениями, ураганами, штормами. Сами техногенные  аварии и катастрофы при этом могут  сопровождаться радиационными и  химическими повреждениями и  заражениями, взрывами, пожарами, обрушениями.

Информация о работе Масштабы ущерба техногенных катастроф