Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:27, реферат
Глядя на фотографии Максимилиана Волошина 20-х – начала 30-х годов, трудно догадаться, что человек этот – поэт и художник. С пышной бородой, с гривой кудрявых волос, перетянутых шнурком, с суковатой палкой в руках, в просторной рубахе и сандалиях на босу ногу, он больше походил то ли на кузнеца, то ли на путника, исходившего не одну сотню километров. Волошин действительно путешествовал немало.
По стенам шифера, источенным водой,
Побеги каперсов; иссохший ствол маслины;
А выше за холмом лиловые вершины
Подъемлет
Карадаг зубчатою стеной.
И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной,
И запах душных трав, и камней отблеск ртутный,
И злобный
крик цикад, и клекот хищных птиц —
Мутят сознание. И зной дрожит от крика...
И там — во впадинах зияющих глазниц
Огромный взгляд растоптанного Лика.
1907
Париж. Париж был воспринят Волошиным как центр мировой культуры, как источник творческой энергии и место встреч с выдающимися людьми эпохи. Этот город стал поэтической темой его творчества, отраженной в цикле «Париж» и др. произведениях.
Как мне близок и понятен
Этот мир - зеленый, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.
Мир стряхнул покров туманов.
Четкий воздух свеж и чист.
На больших стволах каштанов
Ярко вспыхнул бледный лист.
Небо целый день моргает
(Прыснет дождик, брызнет луч),
Развивает и свивает
Свой покров из сизых туч.
И сквозь дымчатые щели
Потускневшего окна
Бледно пишет акварели
Эта бледная весна.
1901 или 1902
Февраль 1910 года становится годом первой книги Волошина «Стихотворения.1900-1910». Впечатляющим в книге было гармоническое сочетание жизнеутверждающего пафоса, глубокого интереса к мировой культуре и жажде творчества. Тема странствий – одна из основных в книге.
Волошин много писал о живописи, публиковал статьи о современниках – в основном о французских и русских художниках. При жизни Волошин опубликовал более 250 статей, большинство из которых были объединены в циклы книг под общим названием «Лики творчества». В 1914 году вышла первая книга цикла.
Начало первой мировой войны. В январе 1915 в Париже он пишет книгу «В год пылающего мира». Ее общая тональность – чувство катастрофы мирового масштаба. Резкое выражение неприятия войны. Стихи написаны с болью в сердце, автор описывает ужасающую гибель деятелей французской культуры на фронтах войны. «Жертвы войны», «Шарль Пеги», «Франция и война».
В апреле 1916 Волошин возвращается в Россию и активно включается в культурную жизнь России, подготовил сборник стихотворений «Иверни». Между ноябрем 1917 и началом 1918 были написаны стихи составившие книгу о революции «Демоны глухонемые». Начало этой темы «Предвестие» и «Ангел мщенья».
Сразу после Октября поэт создал трагические, полные мрачных предчувствий и безысходности стихи. Тексты насыщены параллелями и историческими аналогиями, которые он заимствует из русской истории, эпоху французской революции, истории Рима, из Библии. В стихах всплывают как зловещие напоминания критических ситуаций в русской и мировой истории: смутное время в России, террор, крестьянские бунты и восстания.
Трудно найти опору в «обезумевшем» мире: « Для разума нет исхода». Сквозными являются слова и образы «бездна», «огонь», «поток», «раскол». Совершенно по-новому – мощно и тревожно зазвучал голос поэта.
В 1919 г. Создается цикл стихов о Гражданской войне. «Неопалимая купина» - одно из наиболее значительных стихотворений этого цикла; впоследствии оно дало название третьей книге лирики Волошина. Для поэта Россия, раздираемая усобицей, была все еще жива. Более того она бессмертна: таков смысл символа Неопалимая Купина – вечно живого, «несгораемого огня». Финал стихотворения «Гражданская война» звучал как вызов в разгар войны: позицию Волошина интерпретировали как «соглашательство». Но у поэта нет другого такого стихотворения, в котором бы с такой силой прозвучал чистый голос милосердия, боль за страдающих и погибающих с обеих сторон.
Сокрушительную
критику вызвали стихи «
Зверь зверем. С крученкой во рту.
За поясом два пистолета.
Был председателем «Совета»,
А раньше грузчиком
в порту.
Когда матросы предлагали
Устроить к завтрашнему дню
Буржуев общую резню
И в город
пушки направляли, -
Всем обращавшимся к нему
Он заявлял спокойно волю:
- «Буржуй здесь мой, и никому
Чужим их резать
не позволю».
Гроза прошла на этот раз:
В нем было чувство человечье -
Как стадо он буржуев пас:
Хранил, но стриг
руно овечье.
Когда же вражеская рать
Сдавила юг в германских кольцах,
Он убежал. Потом опять
Вернулся в
Крым при добровольцах.
Был арестован. Целый год
Сидел в тюрьме без обвиненья
И наскоро «внесен в расход»
За два часа до отступленья.
С осени 1920 по весну 1921 написан цикл стихов о терроре. В русской литературе этого периода не было другого поэта, который бы столь решительно, смело и честно выступил против террористических актов и «красных», и «белых». Его словесные образы предстают устрашающими, натуралистически жуткими «Красная пасха», «Террор».
Собирались на работу ночью. Читали
Донесенья, справки, дела.
Торопливо подписывали приговоры.
Зевали. Пили вино.
С утра раздавали солдатам водку.
Вечером при свече
Выкликали по спискам мужчин, женщин.
Сгоняли на темный двор.
Снимали с них обувь, белье, платье.
Связывали в тюки.
Грузили на подводу. Увозили.
Делили
Ночью гнали разутых, голых
По
Под северо-восточным ветром
За город в
Загоняли прикладами на край обрыва.
Освещали
Полминуты работали пулеметы.
Доканчивали штыком.
Еще недобитых валили в яму.
Торопливо засыпали землей.
А потом с широкою русскою песней
Возвращались
А к рассвету пробирались к тем же оврагам
Жены, матери, псы.
Разрывали землю. Грызлись за кости.
Целовали
26 апреля 1921
Симферополь
Убежденный анархист в теории, Волошин вместе с тем создал потрясающее по художественно-эмоциональной силе произведение – «Заклятие о русской земле», в котором, как никто из поэтов своего времени, оплакал распад великой державы и выразил веру в ее будущее единство.
В 1922-24 Волошин интенсивно работал над поэтическим циклом – книгой «Путями Каина: Трагедия материальной культуры». В 15 маленьких поэмах воплощены волновавшие автора идеи. Пути Каина – значит пути убийств, пути совершенствования орудий и приемов принуждения – таков трагический путь мировой цивилизации. Этапы разрушительного процесса познания описаны в одном из лучших стихотворений цикла «Космос» (1923) волошин – автор произведений духовно-нравственного содержания, написанных после 1917. В конце 1919 он напряженно работал над большой поэмой «Святой Серафим», посвященной святому Серафиму Саратовскому.
Поэма «Россия» (1924) обращена к петербургскому периоду в истории России, в котором сформировался революционный процесс. Начало его – сам Петр Первый: «Великий Петр был первый большевик». Парадоксальный в оценках исторических событий, поэт сумел представить в поэме целостный образ России. В середине 20-х годов Волошин составил собрание поэтических произведений в 4 книгах (неопубликованных): «Годы странствий», «Selva oscura», «Неопалимая Купина», «Путями Каина».
Поэтическое творчество Волошина завершил стих «Владимирская Богоматерь» (1929). Еще в 1924 году он впервые увидел очищенную от наслоения древнюю икону. Как свидетельствуют мемуаристы, он созерцал ее в одиночестве в течение многих часов. В образе Владимирской Богоматери для него соединились прошлое и будущее России. В изображении Волошина она бессмертный свидетель русской истории, источник духовного единства народа. Волошин охотно перелагал в стихи чужие мысли, у него немало произведений пересказов. Он формулировал свой принцип отражения внешнего мира: «Я зеркало. Я отражаю в себе каждого, кто остановится передо мной». Эта способность поэта нередко вводила в заблуждение критиков, не всегда отличавших «свое» и «чужое» в его произведениях.
Художественные особенности
В письме к матери от 7 января 1914г. Волошин так сформулировал свое поэтическое кредо: «…я делая в искусстве только то, что трудно. Мне легко дается стих. Я довел требования к нему до такой степени, что мне трудно писать стихи и я пишу их очень мало». И далее он определил еще один исходный принцип: «Страстность – в холодности и законченности формы». Высокая требовательность Волошина к стиху производила сильное впечатление даже на его современников. Поэтесса М.Л.Моравская писала Волошину о его первой книге: «Поразили меня маленькие размеры вашего сборника: я ожидала увидеть основательный томище. И вдруг: 124 стр.! Эта цифра рядом с пометкой: 1900-1910г. – такая пощечина современным поэтам, которые каждый год выпускают по сборнику. Ведь между публикой и писателем уже установилось молчаливое согласие, что в сборнике может быть ¼ совершенных стихов, а остальные – в качестве свиты. И вдруг – маленький сборник только избранных стихов!»
Другой
принцип –стремление к «
Вывод
С гордостью и не без горечи писал Волошин о том, что его стихам ныне не суждено «списываться тайно и украдкой», «при жизни быть не книгой, а тетрадкой». «В конце концов, это хорошо, когда твое искусство не нужно, - писал Волошин 16 ноября 1924г., - тогда делаешь только необходимое. Это крепче, сжатее, напряженнее». А у «хорошо сделанного» творчества всегда есть свой достаточно сформировавшийся круг почитателей, что не позволяет творчеству Волошина кануть в небытие, а имя не придаваться забвению. Это было даже в те десятилетия, когда с 1928 по 1962 год ни одно его стихотворение не стало достоянием печати. Так же и сейчас. Ведь его стихи воспринимаются по-прежнему как живое, подлинное чувство, раскрывающее сердце, воспитывающие мысли.