Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:27, реферат
Глядя на фотографии Максимилиана Волошина 20-х – начала 30-х годов, трудно догадаться, что человек этот – поэт и художник. С пышной бородой, с гривой кудрявых волос, перетянутых шнурком, с суковатой палкой в руках, в просторной рубахе и сандалиях на босу ногу, он больше походил то ли на кузнеца, то ли на путника, исходившего не одну сотню километров. Волошин действительно путешествовал немало.
МАОУ
«Лицей №2» г. Перми
Реферат на тему:
Максимилиан
Волошин
Выполнила: ученица 11Б класса
Дудина Софья
Биография
Глядя на фотографии Максимилиана Волошина 20-х – начала 30-х годов, трудно догадаться, что человек этот – поэт и художник. С пышной бородой, с гривой кудрявых волос, перетянутых шнурком, с суковатой палкой в руках, в просторной рубахе и сандалиях на босу ногу, он больше походил то ли на кузнеца, то ли на путника, исходившего не одну сотню километров. Волошин действительно путешествовал немало.
Родился он в Киеве в 1877 году. Себя он с иронией называл «продуктом смешанных кровей». Полная его фамилия Кириенко-Волошин, унаследована от отца, по профессии юриста. Отец умер, когда мальчику не было еще и пяти лет. Всю заботу по воспитанию Макса (так называли Максимилиана близкие) взяла на себя мать Елена Оттобальдовна. Корни отцовского рода шли от Запорожской сечи, а материнского - из Германии. Не желая жить на попечении родственников мужа, мать купила в 1893 году участок земли в Коктебельской долине и обосновалась там. Коктебель стал малой родиной Максимилиана Волошина, сыграв важнейшую роль в его судьбе.
А
отношения его с матерью
До переезда в Крым Максимилиан учился в московской гимназии, и уже тогда его свободный ум и живая пытливость вступили в борьбу со школярскими стереотипами. Потом он вспоминал: «Я был преисполнен всяческих интересов – культурных, исторических, лингвистических, математических, и все это сводилось к неизбежной двойке». Тяга к познанию жизни и искусства не по узаконенным образцам, а глубоко личным путем обозначились в сознании очень рано. Так же как и способности к стихотворчеству и рисованию. Так со школьной скамьи он увлекся переводами и сочинением собственных стихов. Осенью 1895 года впервые появилось в печати его стихотворение – «Над могилой В.К. Виноградова» (в память умершего директора феодосийской гимназии).
Учеба в Московском университете (Максимилиан поступил на юридический факультет по семейной традиции, а мечтал об историко-филологическом) не раз прерывалась. Сначала, в 1899 и 1900 годах, он совершил путешествие по странам Европы, посетив Швейцарию, Италию, Германию, Францию. А затем за участие в общественном студенческом движении, за «отрицательное миросозерцание» и « склонности ко всякого рода агитациям» был выдворен из Москвы. В университет он не вернулся. «Юридический факультет обратно не влек, - объяснял он свое решение. – А единственный серьезный интерес, который в те годы во мне намечался, - искусствоведение». Он принимает решение, опасаясь неизбежной дальней высылки, с помощью друга отправиться рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Здесь он печатается в газете «Русский Туркестан», но не только стихи, а так же свои статьи о литературе и о заграничных впечатлениях. Этот период Волошин называл позднее «решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры». Как и следующий за ней: «Из Средней Азии пути ведут меня на Запад – в Париж на много лет учиться: художественной форме – у Франции, чувству красок – у Парижа, логике – у готических соборов».
Так в 1901 году он отправляется в Париж, чтобы слушать лекции в Сорбонне и Русской высшей школе общественных наук, заниматься самообразованием. Первобытный Ташкент сменяется изысканным Парижем. В период своего отъезда Волошин, кок бы оправдываясь перед матерью пишет «Земля такая маленькая планета, что стыдно не побывать везде».
В стихах это звучало так:
Я возвращался, чтобы взять и усвоить
Все перечувствовать, все пережить
Чтобы связать полноводное устье
С чистым истоком Азиатских высот.
С чем мне сравнить ликование полета
Из Самарканда на запад – в Париж?
Французская
столица покорила Волошина навсегда.
В очерке «Живое о живом» Марина
Цветаева писала: Волошин жил «головой,
обернутой на Париж… Его ношение
по Москве и Петербургу, его всеприсутствие
и всеместность везде, где читались стихи
и встречались умы, было только воссозданием
Парижа». Столица Франции становится
его второй духовной родиной.
Он уже стал переводить французских поэтов, писать рецензии и статьи об изобразительном искусстве, о театре. Во время первых поездок за рубеж он жадно впитывал впечатления от архитектуры античности, от картин итальянских музеев. Он уже ощутил значительность новых веяний в искусстве. Он признавался: «В эти годы я только впитывающая губка, я весь – глаза, весь – уши. Странствую по странам, музеям, библиотекам».
Природная
общительность и темперамент
помогли Волошину. В Париже он знакомится
с крупнейшими поэтами
Знавшие Макса отмечали, что наряду с погруженностью в таинства искусства он интересовался точными науками – гоелогия или ботаника. Астрономия или археология. Но его характер, стремящийся все познать и дороже всего ценивший свободу, вел одновременно к испытанию подсознательным, религиозным, мистическим.
Буддизм, каталицизм, магия и антропософичя – и через эти увлечения проходил он в своем духовном развитии. Волошин блуждал от одного учения к другому, стремясь найти то, которое укажет путь истинный. Антропософское учение, на какой то момент стало для него источником внутренних сил, все в его жизни приобрело мистический смысл. В том числе и его любовь к Сабашниковой, ставшей в 1906г его первой женой. Но семейное счастье оказалось не долгим. Прошло меньше года как они расстались.
Еще в дек. 1904 года он познакомился с основателем антропософии Штейнером, оказавшим на него большое влияние. Волошин был связан с символизмом, затем с акмеизмом, но занимал самостоятельную позицию в творческих исканиях 20 века.
Он оставался верен своему врожденному чувству пытливости. Поэт признавался, что его заветное желание
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями
Все воспринять и
снова воплотить!
Но в первую очередь Волошина влекло искусство. И не только поэзия. Еще в 1902 году он начал писать маслом, а в середине 10-х годов – акварелью. Из всех статей, опубликованных им, 69 посвящены живописи, скульптуре и графике, 34-театру, 11-танцу. Волошин работал над брошюрой «О Репине» (1913г.), над книгой «Дух готики» (1913-1914гг.), собирал материалы для биографии художника Сурикова.
Преданность искусству не мешала Волошину внимательно следить за политическими событиями. Приехав утром в Петербург утром 9 января 1905 года, Волошин становиться свидетелем «кровавого воскресенья». После он печатает очерк «Кровавая неделя в Санкт- Петербурге. Рассказ очевидца».
Он предощутил тогда грядущую трагедию своего народа, написав: «Уж занавес дрожит перед началом драмы…».
В 1909 году Волошин становится инициатором и соавтором самой громкой литературной мистификации в России: она связана с молодой поэтессой Елизаветой Дмитриевой, которой он придумал псевдоним "Черубина де Габриак". Эта история долго мистифицировала весь литературный Петербург. Кроме того в этот год состоялась дуэль между Волошиным и Гумилевым, закончившаяся благополучно для обоих. Причиной была женщина.
В 1910 г. Выходит первая книга в Москве «Стихотворения 1900-1910», которая получила в целом положительные отзывы, отмечалось высокое техническое мастерство поэта. Автор включил в него уже печатавшиеся стихи – ранние, и более поздние.
С 1905 по 1912 год Волошин, как корреспондент журнала "Весы", пишет статьи о современном искусстве, рецензии на новые книги, отчеты о выставках. Одним из первых русских поэтов, он поддерживает молодых Сергея Городецкого, Михаила Кузмина, Марину Цветаеву. Серьезно занимается живописью (известны его чудесные крымские акварели).
В
1914 году Волошин уезжает в Швейцарию,
где участвует в постройке
храма святого Иоанна, символа
братства народов и религий, затем
в Париж. Первая мировая война было
встречена Волошиным циклом статей «Париж
и война» - протест против всякой войны.
Редкие наезды в Россию стали плодотворны и воплотились в постройке начатой 1903 году Дома поэта, как он впоследствии был назван, по собственным чертежам Волошина в Коктебеле. Кто только не побывал при жизни в его стенах! Он стал своеобразным центром культуры, не имевшим аналогов в стране. Писатели Горький и Булгаков, художник Петров – Водкин и Бенуа, поэты Цветаева и Белый. Актеры, музыканты, ученые…
Сюда вдаль от шумных столиц бежит Волошин изжить боль от разрыва с Маргаритой Сабешниковой. Сюда он возвратился из Парижа в апреле 1926 года, чтобы поселиться здесь уже навсегда, вплоть до самой смерти. Здесь Волошин пережил революцию, Гражданскую войну, годы террора. Чуждый советской власти, он мог эмигрировать, мог покинуть Родину, но предпочел иную судьбу:
Чтоб в годы лжи, паденья и разрух
В уединеньи выплавить свой дух
И выстрадать великое
познанье.
Всегда казавшийся далеким от действительности, погруженным в мистические переживания и мало приспособленным к реальной жизни, Волошин после Октябрьской революции вдруг стал невероятно энергичен. Когда речь шла о спасении чьей – то жизни, он действовал решительно и бесстрашно: выручал людей, которым грозила тюрьма, а то и расстрел, невзирая на их принадлежность к красным или белым. В событиях революции и Гражданской войны он видел не просто политическое противоборство, но мировую, даже космическую драму. Согласна антропософскому учению, душа сама выбирает время и место своего воплощения и несет ответственность за этот выбор. Волошин верил, что не случайно пришел в мир именно в этом столетии и в этой стране: «Я не сам ли выбирал час рождения, век и царство, область и народ…».
В эти годы Волошин бедствовал не меньше других. «Так уж истерта его коричневая бархатная блуза, - вспоминает Бунин, - так блестят черные штаны и разбиты башмаки». Он недоедал, его мучили ревматизм и астма. Однако он не только не оставил поэзию, но писал не меньше, чем в самые благополучные периоды своей биографии. И в стихотворении доблесть поэта так определял приемлемую для него позицию:
В смутах усобиц и войн постигать целокупность.
Быть не частью, а всем; не с одной стороны, а с обеих.
Зритель захвачен игрой – ты не актер и не зритель,
Ты соучастник судьбы,
раскрывающий замысел драмы.
В дни революции быть Человеком, а не Гражданином:
Помнить, что знамена, партии и программы
То же, что скорбный
лист для врача сумасшедшего дома.
Годы после окончания гражданской войны были для Волошина немногим легче. Хлопоты о хлебе насущном, смерть матери – человека очень близкого и дорогого, невозможность печататься. В 1922 г., ко всему прочему у поэта попытались отобрать его коктебельский дом. Отстоять дом удалось, но после пережитых волнений у Волошина произошло кровоизлияние в мозг, от которого он так полностью и не оправился. В июле 1931 г. Он записал в дневнике: « Вчера за работой вспомнил уговоры своей жены Маруси: «Давай повесимся». И невольно почувствовал всю правоту этого стремления…Это так просто: написать несколько стихотворений о текущем, о России о существу. И довольно…»
В августе 1932 г. Волошин скончался. В своем завещании он просил похоронить его на горе, с которой открывается вид, а Коктебельскую бухту. Воля поэта была исполнена.
Тематика
Художник видит, а поэт воплощает его видение в слове, причем художник и поэт – одно лицо. Таким был Волошин. Он отличался живописной изобразительностью. «Говорящий глаз», - хорошо сказал о нем символист Вячеслав Иванов.
Тематика его произведений связана с жизненными событиями и отражает их понимание Волошиным.
Средняя азия. Пустыни, скрывающие в просторах «тени мертвых городов», станут у Волошина одним из важных звеньев в философско – поэтических размышлениях о судьбах цивилизаций: «Пустыня» (1901), «Полдень» (1907; из цикла «Алтари в пустыне»), «Города в пустыне» (1916), «Пустыня» (1919). И др.
Травою жесткою, пахучей и седой
Порос бесплодный скат извилистой долины.
Белеет молочай. Пласты размытой глины
Искрятся
грифелем, и сланцем, и слюдой.