Лекции по экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:21, курс лекций

Описание работы

Экологические проблемы становятся все острее в современном обществе в связи с нерациональным использованием основных природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека. Потребности людей возрастают, что ведет к увеличению объема используемых ресурсов, которые преобразуются в ходе технологической обработки в потребительский продукт и, после использования, возвращаются в окружающую среду в виде отходов, изменяя естественный кругооборот элементов в природе.

Работа содержит 1 файл

экология-кл.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

       Проведение целенаправленных восстановительных  мер возможно только на основе  объективной информации, которую  можно получить через систему  экологического мониторинга. 

     Мониторинг  – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза  изменения состояния  биосферы и ее компонентов под влиянием хозяйственной деятельности человека.

     Основными задачами мониторинга являются:

  • наблюдение за источниками антропогенного воздействия,
  • наблюдение за факторами антропогенного воздействия,
  • наблюдение за состоянием природной среды, при антропогенном воздействии,
  • оценка физического состояния природной среды,
  • прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

     Мониторинг  различают по:

  • объектам наблюдения,
  • масштабам воздействия,
  • характеру обобщения информации,
  • методам наблюдения.

     Показатели  качества природной среды подразделяют на:

  • медицинские,
  • технологические,
  • научно-технические.

       Медицинские показатели определяют пороговый уровень  угрозы здоровью человека.

     Технологические  показатели характеризуют способность  производства обеспечить выполнение установленных  пределов воздействия  на человека и природную среду.

     Научно-технические  – определяют возможность измерительных средств контролировать антропогенное воздействие на биосферу.

     Разработаны нормативы качества окружающей среды, которые разделяются на санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, комплексные.

     К санитарно-гигиеническим нормативам относятся предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК), предельно допустимые уровни воздействия различных полей (ПДУ), предельно допустимая остаточная концентрация вредных веществ в продуктах питания (ПДОК).

     Производственно-хозяйственные  нормативы включают нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС).

     Предельно допустимая норма нагрузки (ПДНН) или  предельно допустимая  экологическая  нагрузка (ПДЭН) является комплексным  нормативом, который определяет размер антропогенного воздействия, не приводящего к нарушению экологических функций окружающей среды.

     Существующая  система недостаточно объективна, т.к. не учитывает индивидуальную восприимчивость  людей к внешним воздействиям.

     Под риском понимается вероятность возникновения определенного повреждения, ущерба наносимого окружающей среде и человеку в результате техногенного воздействия. Для оценки риска используются приемы апробации, отбора, моделирования поведения вещества  в среде. Вещества, оказывающие негативное воздействие  на человека разделяют на канцерогены и токсиканты. Для токсикантов устанавливается  порог токсичности, для канцерогенов порога нет, их присутствие может привести к злокачественным новообразованиям. Дальнейшая оценка риска связана с выявлением связи между дозой воздействия и величиной негативного эффекта. На основании оценки риска можно определить пути уменьшения вредного воздействия.

     Основные  направления природоохранной деятельности:

  1. Защита гидросферы и атмосферы от химических загрязнений за счет создания замкнутых циклов производства продукции.
  2. Утилизация отходов.
  3. Повышение культуры производства.
  4. Создание новых экологически чистых, энерго- и ресурсосберегающих технологий.
  5. Производство продукции высокого экологического качества.
  6. Создание экологически уравновешенных территориально-промышленных комплексов.

     Создание  безотходного и малоотходного производства может происходить при следующих  условиях:

  • исходный природный ресурс добывается один раз для всех возможных продуктов, а не каждый раз для отдельных,
  • созданные продукты после прямого использования должны являться источником сырья, для нового производства.

    Источниками отходов являются:

  • примеси в сырье, т.е. компоненты, которые не используются в процессе изготовления основного продукта,
  • неполнота протекания процесса, остаток полезного продукта в сырье,
  • побочные химические реакции, приводящие к образованию неиспользуемых веществ.

    Принципы  рекультивации земель:

  1. Подбор ассортимента многолетних трав.
  2. Определение нормы высева растений.
  3. Определение сроков высева (посадки).
  4. Выбор способов подготовки почвы и посева растений.
  5. Определение средств ухода за растениями.
  6. Подбор необходимых технических средств для каждого этапа работ.

    Оценка  качества рекультивации проводится по следующим группам показателей:

  • техническим,
  • технологическим,
  • экономическим,
  • биологическим,
  • стабильности.
 

     Тема 7. Основы экологического права и международное  сотрудничество в  области охраны окружающей среды. 

     Экологическое право – часть права, представляющая собой систему норм права, регулирующую общественные отношения в сфере взаимодействия  общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

     В России систему экологического права  образуют:

  • Конституция РФ,
  • федеральные законы,
  • указы и распоряжения Президента РФ,
  • постановления правительства,
  • правовые акты министерств и ведомств,
  • региональные нормативные акты.

       В России  система экологического  законодательства состоит из  двух подсистем – природоохранительного  и природоресурсового законодательства. Природоохранительная  подсистема основывается на законе РФ «Об охране окружающей природной среды» и других законодательных актов комплексного правового регулирования (Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Основы законодательства  РФ об охране здоровья, Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).

     Природоресурсовое законодательство включает: Земельный  кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства, Закон об охране водных ресурсов, Закон об охране и использовании животного мира, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

     Необходимость усиления работы в области экологии привела к созданию системы стандартов, определяющей требования к качеству среды, способам контроля и управления этим качеством. Эта система имеет номер 17 и включает следующие группы Государственных стандартов: ГОСТ 17.1 « Охрана природы. Гидросфера», ГОСТ 17.2 « Охрана природы. Атмосфера», кроме того, действуют стандарты по условиям рекультивации земель (ГОСТ 17.5.3.04-83), охраны почвы от загрязнений (ГОСТ 17.4.2.01-80) и другие нормативные документы, определяющие все условия обеспечения мониторинга и условия стабилизации экологической обстановки.

     Экологический контроль предназначен для проверки соблюдения всеми субъектами рынки  и гражданами экологических требований по охране окружающей среды  и обеспечению  экологической безопасности общества. Реализация экологического контроля позволяет предупреждать и устранять вредное воздействие антропогенной деятельности  на компоненты природной среды.

     Система экологического контроля определена Законом  РФ об охране окружающей  природной  среды и состоит из государственной  службы наблюдения за состоянием природной среды, государственного, производственного и общественного экологического контроля. В этой сфере действует «Положение о производственном экологическом контроле».

     Современная система экологической оценки производственной деятельности в РФ включает два механизма: государственную экологическую экспертизу и оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). В данной системе анализ потенциальных последствий выполняется на этапе проектирования, результирующие материалы рассматриваются в рамках экологической экспертизы.

     Федеральный закон «Об экологической экспертизе в РФ» определяет порядок установления соответствия между деятельностью  субъектов рынка и экологическими требованиями к деятельности предприятий  и граждан. Экологическая экспертиза имеет чисто предупредительное значение, т.к. проводится до начала производственной деятельности. Ее целью является обеспечение предупреждения  вредных последствий хозяйственной деятельности для природной среды. Объектами экспертизы являются документы по деятельности и продукты, получаемые в результате деятельности. Подлежат экологической экспертизе следующие экологически опасные виды деятельности: атомная, металлургическая, химическая, целлюлозобумажная промышленность, нефтехимия, энергетика, добыча полезных ископаемых, газопереработка, транспорт нефти, газа и продуктов их переработки, производство, хранение и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива, транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов, животноводческие комплексы, птицефабрики, мелиоративные системы, крупные  склады  для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицитов.

     Принципы  экологической экспертизы:

  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы в отношении тех объектов, которые способны оказывать негативное влияние на качество природной среды и выполнения выводов и рекомендаций, содержащихся в заключении экспертизы;
  • независимость и вневедомственность экспертизы;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключения экологической экспертизы;
  • гласность проведения экологической экспертизы на всех ее этапах;
  • ответственность всех участников экологической экспертизы.

     В соответствии с законом осуществляется государственная и общественная экспертиза, которая обеспечивает проведение соответствующей экологической политики.

     ОВОС  определяет основу экологической политики, обеспечение защиты природных ресурсов и здоровья населения. Основным нормативным  документом  в области ОВОС является «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации».

     Процедура ОВОС является обязательной на всех стадиях  разработки проектных решений для  всех видов деятельности субъектов  рынка, осуществление которой может  оказать влияние на состояние  природной среды, здоровье и условия жизни человека.

     К основным принципам ОВОС можно отнести:

  • интеграцию экологических, технических, экономических и социальных показателей проектируемого хозяйственного решения;
  • учет региональных особенностей при реализации проекта;
  • вариантность решений.

     Материалы ОВОС представляются на государственную  экологическую экспертизу в составе  технико-экономических обоснований  и проектно-сметной документации. Экологическая экспертиза – завершающий  этап ОВОС.

     Все нормативные акты согласуются с  международными соглашениями в области экологии. В 1992 году в Рио-де- Жанейро (Бразилия) была принята декларация по окружающей среде и развитию – «Декларация Рио» в которой были развиты принципы, заложенные в 1972 г. в Стокгольме на конференции по окружающей человека среде.

     Основные  принципы «Декларации Рио»:

Информация о работе Лекции по экологии