Контрольная работа по «Природопользование»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:58, контрольная работа

Описание работы

Экологическая техноемкость территории и предельно допустимая техногенная нагрузка — это фундаментальные экологические нормативы, предназначенные для регламентации территориальной хозяйственной деятельности. Но как раз ЭТТ и ПДТН законодательно не утверждены как нормативы.

Содержание

Экологическое нормирование
3
Основы экологического права
5
Источники экологического права
5
Экологическая стандартизация и паспортизация
9
Экология и экономика
12
Эколого-экономический учёт природных ресурсов
13
Лицензия, договор и лимиты на природопользование
15
Механизмы финансирования охраны окружающей среды
17
Понятие о концепции устойчивого развития
20
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

природопользование.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Формы платежей за природные  ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей — в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Платность природных  ресурсов несомненно повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.

Плата за загрязнение  окружающей природной среды. Законом Российской Федерации об охране окружающей природной среды предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи производятся за счет себестоимости продукции предприятия, во втором — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. При этом из общей суммы 90% платежей перечисляют во внебюджетные экологические фонды, а 10% — в доход федерального бюджета.

В случае убыточности  предприятия-загрязнителя платежи  производятся за счет всех имеющихся  у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территориальные органы Минприроды России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность таких предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении.

Поскольку платежи взимаются  за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят главный ключ экономизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.

Экологические фонды. Для  реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т.д. — создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционируют за счет отчислений предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов идет на реализацию природоохранительных мероприятий.

Экологические фонды  способствуют также развитию таких  прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности как:

— вложение средств в  формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;

—  выдачу гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

Таким образом, в современных  условиях экологические фонды становятся важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Тем не менее в бюджете 2001 г. Федеральный экологический фонд Российской Федерации был упразднен. Возникла необходимость создания новой структуры, способной координировать инвестиционную деятельность в области охраны окружающей среды.

Экологическое страхование. По Закону Российской Федерации предприятия, а также граждане имеют право на получение страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствия. Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение, если оно неоднократно предупреждалось о возможности аварии, но не приняло никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды.

Все более актуальными  становятся и такие важные природоохранные проблемы, как страхование риска загрязнения окружающей природной среды, страхование инвестиций в экологически рисковые проекты, выбор приоритетных объектов экологического страхования. Развиваются и другие формы экологического страхования.

Экономический механизм природопользования в переходный период к рыночной экономике нуждается в постоянном совершенствовании - в условиях перехода к рынку комплекс экономических мер по отношению к окружающей природной среде должен носить поэтапный характер. Всего предусматривается четыре этапа.

На первом этапе —  подготовка к введению платежей за выбросы и платы за природные ресурсы; пересмотр нормативов временно согласованных выбросов; решение вопроса о возобновлении деятельности предприятий, закрытых на основании экспресс-эколого-экономической экспертизы; освоение выпуска новой природоохранной техники; создание основы службы экологического мониторинга.

Очевидно, что первый этап, в основном, преодолен.

На втором этапе —  совершенствование платежного режима природопользования; формирование рынка экологических услуг; определение приоритетных проблем с точки зрения долгосрочного развития приватизации части природно-ресурсного потенциала; реформа механизма ценообразования на природное сырье; усиление службы государственной экологической экспертизы.

На третьем этапе  — формирование рынка природоохранного оборудования и экологических технологий, и на четвертом (заключительном) этапе — начало реализации долгосрочной эколого-экономической стратегии.

 

Понятие о концепции устойчивого развития

Концепция устойчивого  развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию.

По первоначальному  определению устойчивое развитие формулировалось как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой».

В рамках Глобального  экологического форума в Рио-де-Жанейро сформулированы следующие основные принципы о неразрывности эколого-экономических связей:

—  экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню;

— упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.

Особо подчеркивалось, что  понятие устойчивого развития общества подразумевает обеспечение возможности  удовлетворения потребностей людей без угрозы возможности удовлетворить таковые для будущих поколений.

«Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» была утверждена Указом Президента от 1 апреля 1996 г. В этих документах отмечается, что, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в резолюциях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.

Решение этих задач возможно лишь в рамках такого экономического развития страны, при котором не будет происходить разрушения естественного биотического механизма регуляции окружающей природной среды, а улучшение качества жизни людей будет обеспечиваться в пределах допустимой хозяйственной емкости биосферы.

Исходя из этих принципиальных положений основными направлениями  перехода России к устойчивому развитию были приняты следующие:

— создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства;

— разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экономические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием;

— оценка хозяйственной  емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого  антропогенного воздействия на них;

—  формирование эффективной системы организации устойчивого развития и создания соответствующей системы воспитания и обучения.

Переход нашей страны к устойчивому развитию — это  весьма длительный процесс, который потребует решения огромных по масштабу эколого-экономических и социальных задач, поэтому он будет осуществляться поэтапно. Основные вехи на этом пути: решение сложнейших социальных и экономических проблем оздоровления окружающей среды, в первую очередь в зонах экологического бедствия; существенная экологизация всего процесса экономического развития; гармонизация взаимодействия с природой всего мирового сообщества, и др. Особо следует отметить, что переход к устойчивому развитию потребует безусловного искоренения стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающих безответственное отношение к обеспечению экологической безопасности. Как считают многие ведущие ученые и специалисты, именно движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете должно привести к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), к достижению гармонии между Обществом и Природой.

 

 

Список использованной литературы

  1. Акимова, Т.А., Хаскин В.В. Экология Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для вузов / Т.А.Акимова, В.В.Хаскин. – 2-е изд., перераб и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 566 с.
  2. Коробкин, В.И., Передельский Л.В. Экология / В.И.Коробкин, Л.В.Передельский. - Изд. 5-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 576 с. (Серия «Высшее образование»).
  3. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ю.Л.Хотунцев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.



Информация о работе Контрольная работа по «Природопользование»