Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:58, контрольная работа
Экологическая техноемкость территории и предельно допустимая техногенная нагрузка — это фундаментальные экологические нормативы, предназначенные для регламентации территориальной хозяйственной деятельности. Но как раз ЭТТ и ПДТН законодательно не утверждены как нормативы.
Экологическое нормирование
3
Основы экологического права
5
Источники экологического права
5
Экологическая стандартизация и паспортизация
9
Экология и экономика
12
Эколого-экономический учёт природных ресурсов
13
Лицензия, договор и лимиты на природопользование
15
Механизмы финансирования охраны окружающей среды
17
Понятие о концепции устойчивого развития
20
Список использованной литературы
Министерство сельского хозяйства
Российской федерации
Фгоу впо дальневосточный аграрный
Университет
Кафедра основ экономической теории
Контрольная работа
по дисциплине «Природопользование»
Вариант № 6
Выполнил: |
Студент 1 курса ФПК 3-х год. обучения спец-сть бухгалтерский учёт, анализ и аудит группа 1 шифр 241505 Фурник Ю.С. |
Проверил: |
Благовещенск
2009
План
Экологическое нормирование |
3 |
Основы экологического права |
5 |
Источники экологического права |
5 |
Экологическая стандартизация и паспортизация |
9 |
Экология и экономика |
12 |
Эколого-экономический учёт природных ресурсов |
13 |
Лицензия, договор и лимиты на природопользование |
15 |
Механизмы финансирования охраны окружающей среды |
17 |
Понятие о концепции устойчивого развития |
20 |
Список использованной литературы |
24 |
Экологическое нормирование
Экологическая техноемкость территории и предельно допустимая техногенная нагрузка — это фундаментальные экологические нормативы, предназначенные для регламентации территориальной хозяйственной деятельности. Но как раз ЭТТ и ПДТН законодательно не утверждены как нормативы.
Вся сфера экологического
нормирования и стандартизации, особенно
связанная с техногенным
На основании величин ПДК с помощью специальных программ вычисляются значения предельно допустимых эмиссий — предельно допустимые выбросы в атмосферу (ПДВ), предельно допустимый сброс в водоемы (ПДС) тех или иных веществ, выделяемых конкретными источниками (предприятиями) данной территории. При этом учитываются характеристики источников и условия распространения эмиссий. Например, для того, чтобы в ближайшем к заводским трубам жилом квартале города при наименее благоприятных условиях рассеяния не превышались ПДК определенных аэрополлютантов, нужно ограничить выброс этих веществ постоянной предельной величиной — ПДВ. Подобная ситуация схематически отображена на рис. 10.3.
ПДВ и ПДС уже непосредственно регламентируют интенсивность и качество технологических процессов, являющихся источником загрязнения, и приобретают свойство экологических нормативов. Сверхнормативные эмиссии влекут за собой экономические и административные санкции. Часто бывает, однако, что предприятие по техническим причинам не может соблюдать предписанные ему ПДВ, санкции безрезультатны, а сокращение или остановка производства чревата экономическими и социальными коллизиями. В таких случаях применяется практика временного согласования выбросов и стоков на уровне фактических эмиссий (ВСВ и ВСС), что по существу является отказом от нормирования и приводит к ухудшению экологической обстановки. Но и соблюдаемые ПДВ и ПДС не удовлетворяют многим требованиям экологического нормирования, так как существуют серьезные сомнения в пригодности ПДК в качестве основы этих нормативов. Вообще частно-нормативный подход не соответствует потребностям решения экологических проблем.
Во-первых, далеко не для всех реальных загрязнителей установлены ПДК. Во-вторых, нет ПДК для множества разнообразных сочетаний различных агентов; возможные взаимодействия между ними, образование вторичных продуктов и совмещенные эффекты не позволяют рассчитать «комплексы» ПДВ. В-третьих, ПДК одного и того же вещества для ценных растений и животных могут быть существенно меньше, чем для человека; это вынуждает делать очень ответственный выбор. И наконец, в-четвертых, расчет большинства ПДВ делается на основании максимальных разовых ПДК, которые могут быть на порядок выше среднесуточных. Ясно, что регламентация должна строиться на другой основе.
В настоящее время очень немногие промышленные источники загрязнения среды отвечают этому требованию. Отсюда вытекает необходимость перестройки отраслевой структуры и масштабного технологического перевооружения энергетики и промышленности. Но не менее важны опережающая регламентация количественного роста производства, запрет на размещение предприятий выше определенного для данной территории уровня природоемкости.
Экологическое нормирование не ограничивается лишь регламентацией хозяйственной деятельности. В его задачи входит создание системы экологических кадастров территорий, которые учитывают природные ресурсы, устойчивость природных комплексов, их экологическую ценность, биоразнообразие, способность быть резерватами чистой природной среды. Это сближает экологическое нормирование с целями и задачами контроля экологической регламентации.
Основы экологического права
Право — единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.
Экологическое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно-правового направления постоянно растет.
Источники экологического права
Источниками экологического права являются следующие правовые документы: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.
1. Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и
контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.
2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.
Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.
В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:
— общие положения (гл. Г);
— основы управления в области охраны окружающей среды (гл. П);
— права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. ПГ);
— экономическое регулирование (гл. TV);
— нормирование (гл. V);
— оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI);
— требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);
— зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII);
— природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);
— государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);
— контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI);
— научные исследования (гл. ХП);
— основы формирования экологической культуры (гл. ХШ);
— ответственность за нарушение законодательства (гл. XTV);
— международное сотрудничество (гл. XV);
— заключительные положения (гл. XVI).
Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.
Земельный кодекс РФ регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.
Водный кодекс Российской Федерации регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха». Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом.
В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный
с проживанием вблизи ядерных и
радиационных установок, в виде улучшения
социально-бытовых условий
Закон Российской Федерации «О недрах устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.
Основы лесного
Закон Российской Федерации «О животном мире». В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.
Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» и др.
Задачей на перспективу является написание Экологического кодекса Российской Федерации, который будет представлять кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и смог бы регулировать не только природоохранные проблемы, но и скорректировал все законы, касающиеся природопользования (Грачев В. А., Кудрина И. В., 2003).
Информация о работе Контрольная работа по «Природопользование»