Контрольная работа по «Природопользование»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:58, контрольная работа

Описание работы

Экологическая техноемкость территории и предельно допустимая техногенная нагрузка — это фундаментальные экологические нормативы, предназначенные для регламентации территориальной хозяйственной деятельности. Но как раз ЭТТ и ПДТН законодательно не утверждены как нормативы.

Содержание

Экологическое нормирование
3
Основы экологического права
5
Источники экологического права
5
Экологическая стандартизация и паспортизация
9
Экология и экономика
12
Эколого-экономический учёт природных ресурсов
13
Лицензия, договор и лимиты на природопользование
15
Механизмы финансирования охраны окружающей среды
17
Понятие о концепции устойчивого развития
20
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

природопользование.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства

Российской  федерации

 

Фгоу впо  дальневосточный аграрный

Университет

 

Кафедра основ  экономической теории

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Природопользование»

Вариант № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса ФПК

3-х год. обучения спец-сть

бухгалтерский учёт, анализ и аудит

группа 1 шифр 241505

Фурник Ю.С.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск

2009

 

План

 

Экологическое нормирование

3

Основы экологического права

5

Источники экологического права

5

Экологическая стандартизация и паспортизация

9

Экология и экономика

12

Эколого-экономический  учёт природных ресурсов

13

Лицензия, договор и  лимиты на природопользование

15

Механизмы финансирования охраны окружающей среды

17

Понятие о концепции  устойчивого развития

20

Список использованной литературы

24


 

Экологическое нормирование

Экологическая техноемкость территории и предельно допустимая техногенная нагрузка — это фундаментальные экологические нормативы, предназначенные для регламентации территориальной хозяйственной деятельности. Но как раз ЭТТ и ПДТН законодательно не утверждены как нормативы.

Вся сфера экологического нормирования и стандартизации, особенно связанная с техногенным загрязнением среды, так или иначе опирается  на гигиенические нормы и использует установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) или предельно допустимые дозы (ПДД) вредных агентов. ПДК — это та наибольшая концентрация вещества в среде и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, пище), которая при более или менее длительном действии на организм — контакте, вдыхании, приеме внутрь — не оказывает влияния на здоровье и не вызывает отставленных эффектов (не сказывается на потомстве и т.п.). Поскольку возможный эффект зависит от длительности действия, особенностей обстановки, чувствительности реципиентов и других обстоятельств, различают ПДК среднесуточные (ПДКсС), максимальные разовые (ПДКмр), ПДК рабочих зон (ПДКрз), ПДК для растений, животных и человека. В настоящее время установлены ПДК нескольких тысяч индивидуальных веществ в разных средах и для разных реципиентов. ПДК не являются международным стандартом и могут несколько различаться в разных странах, что зависит от методов определения и спецификации.

На основании величин  ПДК с помощью специальных  программ вычисляются значения предельно допустимых эмиссий — предельно допустимые выбросы в атмосферу (ПДВ), предельно допустимый сброс в водоемы (ПДС) тех или иных веществ, выделяемых конкретными источниками (предприятиями) данной территории. При этом учитываются характеристики источников и условия распространения эмиссий. Например, для того, чтобы в ближайшем к заводским трубам жилом квартале города при наименее благоприятных условиях рассеяния не превышались ПДК определенных аэрополлютантов, нужно ограничить выброс этих веществ постоянной предельной величиной — ПДВ. Подобная ситуация схематически отображена на рис. 10.3.

ПДВ и ПДС уже непосредственно  регламентируют интенсивность и качество технологических процессов, являющихся источником загрязнения, и приобретают свойство экологических нормативов. Сверхнормативные эмиссии влекут за собой экономические и административные санкции. Часто бывает, однако, что предприятие по техническим причинам не может соблюдать предписанные ему ПДВ, санкции безрезультатны, а сокращение или остановка производства чревата экономическими и социальными коллизиями. В таких случаях применяется практика временного согласования выбросов и стоков на уровне фактических эмиссий (ВСВ и ВСС), что по существу является отказом от нормирования и приводит к ухудшению экологической обстановки. Но и соблюдаемые ПДВ и ПДС не удовлетворяют многим требованиям экологического нормирования, так как существуют серьезные сомнения в пригодности ПДК в качестве основы этих нормативов. Вообще частно-нормативный подход не соответствует потребностям решения экологических проблем.

Во-первых, далеко не для всех реальных загрязнителей установлены ПДК. Во-вторых, нет ПДК для множества разнообразных сочетаний различных агентов; возможные взаимодействия между ними, образование вторичных продуктов и совмещенные эффекты не позволяют рассчитать «комплексы» ПДВ. В-третьих, ПДК одного и того же вещества для ценных растений и животных могут быть существенно меньше, чем для человека; это вынуждает делать очень ответственный выбор. И наконец, в-четвертых, расчет большинства ПДВ делается на основании максимальных разовых ПДК, которые могут быть на порядок выше среднесуточных. Ясно, что регламентация должна строиться на другой основе.

В настоящее время  очень немногие промышленные источники загрязнения среды отвечают этому требованию. Отсюда вытекает необходимость перестройки отраслевой структуры и масштабного технологического перевооружения энергетики и промышленности. Но не менее важны опережающая регламентация количественного роста производства, запрет на размещение предприятий выше определенного для данной территории уровня природоемкости.

Экологическое нормирование не ограничивается лишь регламентацией хозяйственной деятельности. В его задачи входит создание системы экологических кадастров территорий, которые учитывают природные ресурсы, устойчивость природных комплексов, их экологическую ценность, биоразнообразие, способность быть резерватами чистой природной среды. Это сближает экологическое нормирование с целями и задачами контроля экологической регламентации.

Основы экологического права

Право — единая система  общеобязательных правил (норм), которые  установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.

Экологическое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно-правового направления постоянно растет.

 

Источники экологического права

Источниками экологического права являются следующие правовые документы: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и

контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в  области охраны окружающей среды:

— общие положения (гл. Г);

— основы управления в области  охраны окружающей среды (гл. П);

— права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. ПГ);

— экономическое регулирование (гл. TV);

— нормирование (гл. V);

— оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI);

— требования в области охраны окружающей среды при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

— зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII);

— природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

— государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

— контроль в области  охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI);

— научные исследования (гл. ХП);

— основы формирования экологической культуры (гл. ХШ);

— ответственность за нарушение  законодательства (гл. XTV);

— международное сотрудничество (гл. XV);

— заключительные положения (гл. XVI).

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Земельный кодекс РФ регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс Российской Федерации регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха». Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон Российской Федерации  «О радиационной безопасности населения» провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом.

В случае радиационной аварии Закон  гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный

с проживанием вблизи ядерных и  радиационных установок, в виде улучшения  социально-бытовых условий населения  и др.

Закон Российской Федерации  «О недрах устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон Российской Федерации  «О животном мире». В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Закон Российской Федерации  «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» и др.

Задачей на перспективу является написание  Экологического кодекса Российской Федерации, который будет представлять кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и смог бы регулировать не только природоохранные проблемы, но и скорректировал все законы, касающиеся природопользования (Грачев В. А., Кудрина И. В., 2003).

Информация о работе Контрольная работа по «Природопользование»