Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:45, контрольная работа
Термин «экология» (от греческих «ойкос» -- дом, место обитания, и «логос» -- наука) был придуман в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем, который ввел его в обиход для обозначения «общей науки об от ношениях организмов к окружающей среде», куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Это понятие, первоначально довольно узкое, в дальнейшем расширялось, какое-то время и экология развивалась как одна из биологических наук, изучающая не отдельные организмы, а структуру и функционирование биологических систем -- популяций, видов, сообществ и их взаимодействий друг с другом и с окружающей средой. Такое или близкое определение экологии можно найти во многих со временных энциклопедиях и справочниках.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
2. ИСТОЩЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
3. ПРИЧИНЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ, ИСТОЩЕНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
4. ОХРАНА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ -- ЗАКОНОМЕРНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Примеси поступают в атмосферу в виде газов, паров, жидких и твердых частиц. Газы и пары образуют с воздухом смеси, а жид-кие и твердые частицы - аэрозоли (дисперсные системы), которые подразделяют на пыль (размеры частиц более 1 мкм), дым (разме-ры твердых частиц менее 1 мкм) и туман (размер жидких частиц менее 10 мкм). Пыль, в свою очередь, может быть крупнодисперс-ной (размер частиц более 50 мкм), среднедисперсной (50-10 мкм) и мелкодисперсной (менее 10 мкм). В зависимости от размера жидкие частицы подразделяются на супертонкий туман (до 0,5 мкм), тонкодисперсный туман (0,5-3,0 мкм), грубодисперсный ту-ман (3-10 мкм) и брызги (свыше 10 мкм). Аэрозоли чаще полидисперсные, т.е. содержат частицы различно-го размера.
Основными химическими примесями, загрязняющими атмо-сферу, являются следующие: оксид углерода (СО), диоксид углерода (СО2), диоксид серы (SO2), оксиды азота, озон, углеводороды, соединения свинца, фреоны, промышленные пыли.
Основными источниками антропогенных аэрозольных загряз-нений воздуха являются теплоэлектростанции (ТЭС), потребляю-щие уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, метал-лургические, цементные, магнезитовые и другие заводы. Аэро-зольные частицы от этих источников отличаются большим химическим разнообразием. Чаще всего в их составе обнаружива-ются соединения кремния, кальция и углерода, реже - оксиды ме-таллов: железа, магния, марганца, цинка, меди, никеля, свинца, сурьмы, висмута, селена, мышьяка, бериллия, кадмия, хрома, ко-бальта, молибдена, а также асбест. Еще большее разнообразие свойственно органической пыли, включающей алифатические и ароматические углеводороды, соли кислот. Она образуется при сжигании остаточных нефтепродуктов, в процессе пиролиза на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других подобных предприятиях.
К постоянным источникам аэрозольного загрязнения отно-сятся промышленные отвалы - искусственные насыпи из переот-ложенного материала, преимущественно вскрышных пород, об-разующихся при добыче полезных ископаемых или же из отходов предприятий перерабатывающей промышленности, ТЭС. Произ-водство цемента и других строительных материалов также являет-ся источником загрязнения атмосферы пылью.
Сжигание каменного угля, производство цемента и выплав-ка чугуна дают суммарный выброс пыли в атмосферу, равный 170 млн т/г.
Значительная часть аэрозолей образуется в атмосфере при взаимодействии твердых и жидких частиц между собой или с во-дяным паром. К опасным факторам антропогенного характера, способст-вующим серьезному ухудшению качества атмосферы, следует от-нести ее загрязнение радиоактивной пылью. Время пребывания мелких частиц в ниж-нем слое тропосферы составляет в среднем несколько суток, а в верхнем - 20-40 суток. Что касается частиц, попавших в страто-сферу, то они могут находиться в ней до года, а иногда и больше.
4) Загрязнение почвы
Почва - это уникальное природное
образование, обладающее рядом свойств
живой и неживой природы. Является
невозобновимым природным ресурсом,
так как образовалась в результате
сложных природных почвообра-
Средняя глубина почвенного горизонта не превышает, как правило, 20-30 см, на черноземах достигает 100 и более см.
Почва состоит из органических веществ, минеральных соединений, живых организмов; для каждой почвы свойственен свой генотип.
Плодородие почв - это способность ее давать урожай.
Гумус является основным и непременным условием плодородия почв; представ-ляет сложный органо-минеральный комплекс; среднее содержание гумуса в почве - от 2 до 10%. В естественных условиях и в условиях оптимального ведения земледелия сохраняется положительный баланс гумуса: ежегодная добавка биоэнергии в нем равна или больше ежегодного расхода.
Буферность почв - стойкая способность почв сохранять свои биоло-гические, химические и физические свойства.
Ценность (качество) почв определяется содержанием гумуса, буферностью, агрохимическими, агрофизическими и биологическими показателя-ми.
Деградация земель (почв) представляет собой совокупность природ-ных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному изменению их состава и свойств и сни-жению плодородно-хозяйственной значимости земель.
Формы проявления деградации почв, вызванной антропогенным воз-действием:
- сокращение продуктивности
- истощение почвенного
- загрязнение и порча земель
(ежегодно объем выбросов в
атмо-сферу России превышает 50
млн. т, большинство их
Предупреждение отрицательного воздействия деятельности человека на земельные ресурсы требует принятия соответствующих мер по их охране и регулированию использования.
Охрана земель - это система государственных и общественных меро-приятий, направленных на рациональное использование земель и защиту их от истощения, разрушения и загрязнения.
Употребляя
Сложнее обстоит дело с землей. Благодаря буферной способности почва способна многие годы аккумулировать в себе загрязняющие вещества, не теряя плодородия и качества. Однако при продолжительном и интенсив-ном поступлении в почву загрязнителей наступает предел, за которым почва уже не в состоянии нейтрализовать их. Тогда резко падает плодородная спо-собность почвы, а сама она становится вторичным загрязнителем грунтовых вод и сельхозпродукции. Следствием этого может быть долговременный вывод земель из сельскохозяйственного оборота плюс колоссальные затраты на реабилитацию почв.
Под загрязнением земель понимается
поступление в нее любых жид-
Основные источники
- средства химизации,
- выбросы промышленности и
- отходы производства и
- разлив токсичных веществ при авариях (нефть, нефтепродукты и т.д.);
- атомная энергетика, ядерные испытания;
- деятельность подразделений
Можно выделить несколько путей проникновения загрязняющих веществ в почву, большинство из которых антропогенного характера:
1. Атмосферные осадки: многие химические
соединения (газы - оксиды серы и
азота), попадающие в атмосферу
в результате работы
2. Пыль и аэрозоли: твердые и
жидкие соединения при сухой
погоде обычно оседают
3. При непосредственном
4. С растительным опадом: различные вредные соединения, в любом агрегатном состоянии, поглощаются листьями через устьица или оседают на поверхности. Затем, когда листья опадают, все эти соединения поступают в почву.
В интересах охраны здоровья людей, окружающей среды и для оцен-ки состояния почв установлены нормативы предельно-допустимых концен-траций вредных химических, бактериологических, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве.
Пестициды - общепринятое собирательное название химикатов, ис-пользуемых в сельском хозяйстве для защиты растений от вредителей, бо-лезней, сорняков.
С одной стороны, пестициды - одно из важнейших достижений науч-но-технической революции, экономическая эффективность их доказана.
С другой стороны, вследствие биологической активности, токсично-сти, персистентности, кумулятивности ядохимикатов, масштабам их приме-нения (в мире - 1,5 млн. т/год) возросла опасность негативного их воздей-ствия на природную среду.
При систематической перегрузке почв токсикантами буферный меха-низм почв нарушается и непоглощенные почвенным раствором остатки ядов поступают в растения, а через них - в организм животных и людей. Одно-временно пестициды могут загрязнять водоемы, атмосферный воздух, нега-тивно влиять на биоценозы.
Уровень применения пестицидов представлен в табл. 1.
Табл. 1.
В мире |
В России |
||
Внесено на 1 га пашни за 1991-1995 гг. |
2 кг |
0,35 кг |
|
Риск загрязнения пестицидами окружающей среды в России на этапе их внесения относительно невелик вследствие невысоких удельных нагрузок на почву. Однако сохраняется потенциальная опасность негативного воздей-ствия их на окружающую среду из-за неудовлетворительного состояния в сельхозпредприятиях материально-технической базы по обращению с ядо-химикатами (более 50 % складских помещений для хранения пестицидов не имеют санитарных паспортов).
Точная оценка влияния пестицидов
затруднена в связи с резким сни-жением
объемов ведомственного контроля за
содержанием токсикантов в
III. Заключение
В конце XX века мировая цивилизация
вступила в такой этап своего развития,
когда на первое место выдвинулись
проблемы выживания и самосохранения
человечества, сохранения окружающей
природной среды и
Только во второй половине XX века благодаря развитию экологии и распространению экологических знаний среди населения стало очевидным, что человечество является непременной частью биосферы, что покорение природы, бесконтрольное использование ее ресурсов и загрязнение окружающей среды - тупик в развитии цивилизации и в эволюции самого человека. Поэтому важнейшее условие развития человечества - бережное отношение к природе, всесторонняя забота о рациональном использовании и восстановлении ее ресурсов, сохранении благоприятной окружающей среды.
Однако многие не понимают тесной
взаимосвязи между
Список литературы
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М.: ЮНИТИ, 1998.
2. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
3. Константинов В. М. Охрана природы. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.
5. Орлов Д.С. Экология и охрана
биосферы при химическом
6. Петров К.М.. Общая экология. Взаимодействие
общества и природы. СПб:
7. Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. профильных шк./Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. М.: Просвещение, 1995.
8. Природопользование: Учебник. Под редакцией проф. Э.А. Арустамова. М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000.
9. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
10. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие. М.: ACADEMA, 2002.