Контрольная работа по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрено 1. Значение педагогической диагностики в экологическом воспитании дошкольников;2. 2.Особенности знаний о растениях и животных у детей разных воз4. Уровни знаний детей дошкольного возрастарастных групп
3.Критерии оценки знаний об объектах живой природы детей дошкольного возраста
4.Уровни знаний детей дошкольного возраста
5.Особенности освоения трудовых навыков и умений у детей дошкольного возраста
6.Уровни развития трудовой деятельности детей по уходу за живыми объектами

Работа содержит 1 файл

Экология.docx

— 38.29 Кб (Скачать)

     Низкий  уровень – ребенок имеет небольшие  по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

     Установление  уровня знаний дошкольника о природе  помогает воспитателю выявить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний, как овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний, продумать и грамотно спланировать работу в данном направлении, что, в свою очередь, обеспечит успешный результат обучения.

 

  1. Особенности освоения трудовых навыков и умений у детей дошкольного возраста

     Овладение трудовыми навыками вселяет в детей уверенность в своих силах, настойчивость, готовность принимать участие в той работе, которая удается. Наиболее успешно трудовые навыки у детей формируются при организации совместной деятельности взрослого и ребенка, при которой у дошкольника возникает необходимость в согласовании действий, желаний, мнений ее участников, так как для совместной деятельности недостаточно только хорошо выполнить работу.

     Одной из важнейших специфических особенностей детского труда является близость его к игре, в которой они изображают тот или иной трудовой процесс. Игровые образы помогают детям выполнять работу с интересом, что объясняется особенностями его мышления. Следующая специфическая особенность – подражательный характер трудовой деятельности. Постепенно подражательный труд переходит в сотрудничество, т.е. ребенок становится помощником взрослых в хозяйственно-бытовом труде и в природе. Овладение трудовыми навыками не возможно без сочетания детского труда с положительной эмоциональной настроенностью ребенка, а также без соответствия труда возрастным и индивидуальным возможностям. Важно также и руководство взрослого в постановке цели труда. Дошкольников чаще всего увлекает сам процесс деятельности.

     Трудовая  деятельность дошкольников начинается с простых действий по самообслуживанию (самостоятельно одеться и раздеться) и с выполнения поручений взрослых. С трех лет детей привлекают помогать взрослым: накрывать столы, мыть игрушки, поливать растения из маленьких леек. Цель ставиться в форме конкретного задания. Основная задача в освоении трудовыми навыками и умениями на ступени младшего дошкольного возраста – воспитание самостоятельности. В воспитании у малышей интереса к труду имеет значение работа в уголке природы

     Ребята  старшей и подготовительной группе обладают большим объемом знаний, умений и навыков в организации своей деятельности. Дети 5-7 лет принимают участие в следующих видах труда: хозяйственный (выполнение обязанностей дежурных, приведение групповой комнаты в порядок, стирка кукольной одежды, уборка пособий и игрушек на участке); труд в природе (уход за комнатными растениями, за цветами на участке, кормление животных в уголке природы); ручной (изготовление игрушек-самоделок, подарков из разнообразных материалов). Старшие дети склонны переоценивать свои возможности, зачастую они задумывают то, что по уровню их знаний, умений и навыков невыполнимо. Необходимо учить ребят соизмерять свои силы, но вместе с тем даже сложные, но выполнимые замыслы детей следует поощрять.

     Таким образом, освоение умений и навыков  труда ребенка начинается с действий самообслуживания, далее его трудовая деятельность совершенствуется, становится более самостоятельной, систематически включается в повседневную жизнь, как в детском саду, так и дома.  Трудовое воспитание дошкольников направлено на подготовку детей к школе.

  1. Уровни развития трудовой деятельности детей по уходу за живыми объектами

     В воспитании у малышей интереса к  труду имеет значение работа в  уголке природы, где дети имеют возможность  наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получать первые элементарные трудовые навыки. Непосредственное общение с природой  дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки.

     Можно выделить следующие уровни трудовой деятельности детей в природе:

  1. Освоение первоначальных навыков и умений труда. Важнейшим приемом является показ трудовых действий с одновременным объяснением его необходимости. Например, нужно не только показать, как следует поливать растение, но и объяснить, для чего это делается. Ребенок на этом уровне следует за показом взрослого, не ставит самостоятельно цель труда и не принимает ее, если она поставлена вне игровой мотивации. Здесь большое значение имеет положительный пример взрослого или сверстника, который вызывает желание у ребенка быть похожим на него. Качество выполнения трудовых действий и результата на данном уровне низкое. Поэтому немаловажную роль в привитии детям трудовых навыков играют упражнения. Дети выполняют простые, кратковременные трудовые поручения воспитателя. Например, нарвать травы для кроликов, собрать шишки, желуди, каштаны, цветы. Труд рядом – основной вид коллективного труда на данном уровне.
  2. Достаточно самостоятельное выполнение отдельных трудовых операций, но  качественно. Ребенок на этом уровне еще не ставит самостоятельно цель, а предметы труда выделяет при помощи воспитателя. Дети выполняют знакомые трудовые поручения уже самостоятельно, но под контролем взрослого. Например, воспитатель может поручить отдельным дошкольникам протереть влажной тряпочкой листья растений, подлить воду в вазу с цветами, помыть поилку или кормушку, покормить животное или птицу. Воспитатель следит за выполнение поручений и по мере необходимости объясняет, показывает отдельные приемы работы, помогает ребенку выполнить работу до конца. На данном уровне развития трудовой деятельности дошкольник вычленяет и планирует весь трудовой процесс с помощью воспитателя, а сам определяет только последовательность трудовой операции. Основная форма коллективного труда – общий труд.
  3. Учитывая возросший опыт, знания и умения ребенок может самостоятельно поставить цель труда, выбрать предмет труда, отобрать средства выполнения трудового действия. Выполняет все достаточно качественно. Вычленяет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Трудовые поручения приобретают характер постоянных обязанностей, назначаются дежурства в уголке природы. Вместе с тем и индивидуальные поручения не теряют своей значимости, так как дошкольник проявляет в них инициативу, смекалку, трудовые и волевые усилия. Получаемый результат трудовой деятельности хорошего качества. Ребенок на данном уровне может спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом. Присутствует такая форма коллективного труда, как совместный труд.

     Таким образом, для определения уровня развития трудовой активности по уходу  за объектами живой природы необходимы следующие критерии:

    • понимание детьми нравственной нормы участия в труде;
    • соотношение общественно значимых и личных мотивов участия детей в труде;
    • владение средствами достижения поставленной в труде цели;
    • сформированность навыков сотрудничества в совместном труде.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

    
  1. Варивода  В.С. Методика экологического воспитания дошкольников в схемах и таблицах: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.С.Варивода. - Мозырь. – Белый Ветер, 2010 – 67с.
  2. Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях / Под ред. А.Ф. Говорковой, Н.И. Кузиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 281с.
  3. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.
  4. Житко И. Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении: модель использования. // Пралеска, 2003. - №11.
  5. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. -  М., Прсвещение, 1983.
  6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в дет. саду: Сценарий занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
  7. Ковальчук Я.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание дошкольников. – Мн.: Нар. асвета, 1983. – 72с.
  8. Литвина Н. Воспитание трудовой активности у старших дошкольников // Пралеска, 2003. - №11.
  9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Николаева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп детского сада: Кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 208с.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"