Низкий
уровень – ребенок имеет небольшие
по объему, неточные знания, отвечает неуверенно,
подолгу задумывается; с помощью подсказки
или наводящих вопросов дает неполный
ответ, перечисляя отдельные признаки
объектов уголка природы; не умеет выделить
существенное в объекте (явлении), не способен
к установлению связей и зависимостей.
Установление
уровня знаний дошкольника о природе
помогает воспитателю выявить, в какой
степени ребенок освоил программу экологических
знаний, как овладел познавательными и
речевыми умениями, соответствующими
содержанию знаний, продумать и грамотно
спланировать работу в данном направлении,
что, в свою очередь, обеспечит успешный
результат обучения.
-
Особенности освоения
трудовых навыков и
умений у детей дошкольного
возраста
Овладение
трудовыми навыками вселяет в детей
уверенность в своих силах, настойчивость,
готовность принимать участие в той работе,
которая удается. Наиболее успешно трудовые
навыки у детей формируются при организации
совместной деятельности взрослого и
ребенка, при которой у дошкольника возникает
необходимость в согласовании действий,
желаний, мнений ее участников, так как
для совместной деятельности недостаточно
только хорошо выполнить работу.
Одной
из важнейших специфических особенностей
детского труда является близость его
к игре, в которой они изображают тот или
иной трудовой процесс. Игровые образы
помогают детям выполнять работу с интересом,
что объясняется особенностями его мышления.
Следующая специфическая особенность
– подражательный характер трудовой деятельности.
Постепенно подражательный труд переходит
в сотрудничество, т.е. ребенок становится
помощником взрослых в хозяйственно-бытовом
труде и в природе. Овладение трудовыми
навыками не возможно без сочетания детского
труда с положительной эмоциональной
настроенностью ребенка, а также без соответствия
труда возрастным и индивидуальным возможностям.
Важно также и руководство взрослого в
постановке цели труда. Дошкольников чаще
всего увлекает сам процесс деятельности.
Трудовая
деятельность дошкольников начинается
с простых действий по самообслуживанию
(самостоятельно одеться и раздеться)
и с выполнения поручений взрослых.
С трех лет детей привлекают помогать
взрослым: накрывать столы, мыть игрушки,
поливать растения из маленьких леек.
Цель ставиться в форме конкретного задания.
Основная задача в освоении трудовыми
навыками и умениями на ступени младшего
дошкольного возраста – воспитание самостоятельности.
В воспитании у малышей интереса к труду
имеет значение работа в уголке природы
Ребята
старшей и подготовительной группе
обладают большим объемом знаний, умений
и навыков в организации своей деятельности.
Дети 5-7 лет принимают участие в следующих
видах труда: хозяйственный (выполнение
обязанностей дежурных, приведение групповой
комнаты в порядок, стирка кукольной одежды,
уборка пособий и игрушек на участке);
труд в природе (уход за комнатными растениями,
за цветами на участке, кормление животных
в уголке природы); ручной (изготовление
игрушек-самоделок, подарков из разнообразных
материалов). Старшие дети склонны переоценивать
свои возможности, зачастую они задумывают
то, что по уровню их знаний, умений и навыков
невыполнимо. Необходимо учить ребят соизмерять
свои силы, но вместе с тем даже сложные,
но выполнимые замыслы детей следует поощрять.
Таким
образом, освоение умений и навыков
труда ребенка начинается с действий
самообслуживания, далее его трудовая
деятельность совершенствуется, становится
более самостоятельной, систематически
включается в повседневную жизнь, как
в детском саду, так и дома. Трудовое
воспитание дошкольников направлено на
подготовку детей к школе.
- Уровни
развития трудовой деятельности
детей по уходу за живыми
объектами
В
воспитании у малышей интереса к
труду имеет значение работа в
уголке природы, где дети имеют возможность
наблюдать рыб, птиц, растения, видеть
заботу воспитателя о них, получать первые
элементарные трудовые навыки. Непосредственное
общение с природой дает ребенку более
яркие представления, чем книжки и картинки.
Можно
выделить следующие уровни трудовой
деятельности детей в природе:
- Освоение
первоначальных навыков и умений труда.
Важнейшим приемом является показ трудовых
действий с одновременным объяснением
его необходимости. Например, нужно не
только показать, как следует поливать
растение, но и объяснить, для чего это
делается. Ребенок на этом уровне следует
за показом взрослого, не ставит самостоятельно
цель труда и не принимает ее, если она
поставлена вне игровой мотивации. Здесь
большое значение имеет положительный
пример взрослого или сверстника, который
вызывает желание у ребенка быть похожим
на него. Качество выполнения трудовых
действий и результата на данном уровне
низкое. Поэтому немаловажную роль в привитии
детям трудовых навыков играют упражнения.
Дети выполняют простые, кратковременные
трудовые поручения воспитателя. Например,
нарвать травы для кроликов, собрать шишки,
желуди, каштаны, цветы. Труд рядом – основной
вид коллективного труда на данном уровне.
- Достаточно
самостоятельное выполнение отдельных
трудовых операций, но качественно.
Ребенок на этом уровне еще не ставит самостоятельно
цель, а предметы труда выделяет при помощи
воспитателя. Дети выполняют знакомые
трудовые поручения уже самостоятельно,
но под контролем взрослого. Например,
воспитатель может поручить отдельным
дошкольникам протереть влажной тряпочкой
листья растений, подлить воду в вазу с
цветами, помыть поилку или кормушку, покормить
животное или птицу. Воспитатель следит
за выполнение поручений и по мере необходимости
объясняет, показывает отдельные приемы
работы, помогает ребенку выполнить работу
до конца. На данном уровне развития трудовой
деятельности дошкольник вычленяет и
планирует весь трудовой процесс с помощью
воспитателя, а сам определяет только
последовательность трудовой операции.
Основная форма коллективного труда –
общий труд.
- Учитывая
возросший опыт, знания и умения ребенок
может самостоятельно поставить цель
труда, выбрать предмет труда, отобрать
средства выполнения трудового действия.
Выполняет все достаточно качественно.
Вычленяет результат труда и способен
соотнести его с целью деятельности. Трудовые
поручения приобретают характер постоянных
обязанностей, назначаются дежурства
в уголке природы. Вместе с тем и индивидуальные
поручения не теряют своей значимости,
так как дошкольник проявляет в них инициативу,
смекалку, трудовые и волевые усилия. Получаемый
результат трудовой деятельности хорошего
качества. Ребенок на данном уровне может
спланировать как трудовые действия, так
и трудовой процесс в целом. Присутствует
такая форма коллективного труда, как
совместный труд.
Таким
образом, для определения уровня
развития трудовой активности по уходу
за объектами живой природы необходимы
следующие критерии:
- понимание
детьми нравственной нормы участия в труде;
- соотношение
общественно значимых и личных мотивов
участия детей в труде;
- владение
средствами достижения поставленной в
труде цели;
- сформированность
навыков сотрудничества в совместном
труде.
Список
литературы
- Варивода
В.С. Методика экологического воспитания
дошкольников в схемах и таблицах: пособие
для педагогов учреждений, обеспечивающих
получение дошкольного образования / В.С.Варивода.
- Мозырь. – Белый Ветер, 2010 – 67с.
- Воспитание
детей в сезонных дошкольных учреждениях
/ Под ред. А.Ф. Говорковой, Н.И. Кузиной.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,
1981. – 281с.
- Золотова
Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных:
Кн. для воспитателя дет. сада/ Под ред.
Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд. перераб. –
М.: Просвещение, 1988. – 159с.
- Житко И. Педагогическая
диагностика в дошкольном учреждении:
модель использования. // Пралеска, 2003.
- №11.
- Каменева
Л.А. Как знакомить дошкольников с природой.
- М., Прсвещение, 1983.
- Коломина
Н.В. Воспитание основ экологической культуры
в дет. саду: Сценарий занятий. – М.: ТЦ
Сфера, 2004. – 144с.
- Ковальчук
Я.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание
дошкольников. – Мн.: Нар. асвета, 1983. –
72с.
- Литвина Н.
Воспитание трудовой активности у старших
дошкольников // Пралеска, 2003. - №11.
- Николаева
С.Н. Теория и методика экологического
образования детей: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / С.Н. Николаева.
— 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр
«Академия», 2005. — 336 с.
- Николаева
С.Н. Методика экологического воспитания
в детском саду: Работа с детьми сред. и
ст. групп детского сада: Кн. для воспитателей
дет. сада / С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.:
Просвещение, 2002. – 208с.