Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:10, контрольная работа
В работе рассмотрено 1. Значение педагогической диагностики в экологическом воспитании дошкольников;2. 2.Особенности знаний о растениях и животных у детей разных воз4. Уровни знаний детей дошкольного возрастарастных групп
3.Критерии оценки знаний об объектах живой природы детей дошкольного возраста
4.Уровни знаний детей дошкольного возраста
5.Особенности освоения трудовых навыков и умений у детей дошкольного возраста
6.Уровни развития трудовой деятельности детей по уходу за живыми объектами
Педагогическая
диагностика рассматривается
Обязательным
условием успешного проведения педагогической
диагностики является переход педагога
с позиции обучающего на позицию человека,
проводящего диагностику. Это неизбежно
влечет за собой изменение его деятельности.
Если в процессе повседневной работы
основная цель – дать знания, добиться
правильного ответа в данный момент, воспитывать,
то в процессе проведения диагностики
– получить достоверные данные об уровне
развития ребёнка, сформированности тех
или иных умений.
На занятиях дети способны усваивать определенный программой объем знаний по формированию представлений о растениях и животных. Диагностика в дошкольном возрасте позволяет увидеть реальное достижение ребенка, сложившееся в ходе специального организованного воспитания и обучения. Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, помогает решить целый ряд взаимосвязанных задач, а именно:
выявить,
в какой степени ребенок освоил
программу экологических
выявить,
как ребенок овладел
понять, какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
увидеть, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманитарное, эстетическое, познавательное).
Для
решения указанных задач
Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Таким
образом, по результатам диагностики
знаний детей о природе, о развитии
трудовой деятельности по уходу за
живыми объектами воспитатель
Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.
Так в 1-й младшей группе у детей формируются первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, они знакомятся с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; учатся узнавать и называть этих животных и их детенышей по ярким признакам внешнего вида и движений, издаваемым звукам. Также учатся узнавать и называть растения из ближайшего окружения (дерево, куст, трава). Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.
Во 2-й младшей группе уже знакомятся с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учатся узнавать по внешнему виду, различать некоторые части тела. А также с многообразием неживой природы (свойствами воды, песка, камней). Знакомятся с основными потребностями животных и растений, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища). Узнают особенности и признаки сезонов по изменениям, которые происходят с растениями и природой в целом. Расширяются познания о растительном мире.
Дети средней группы (4—5 лет) любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Они учатся видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, устанавливать простейшие связи между некоторыми явлениями; у них формируются первые элементарные обобщения. В этом возрасте дети учатся узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), насекомых (муравей, бабочка); показывать особенности среды обитания животных в природе (звери – на земле, червяки – в земле и т.д.).
В средней группе дети знакомятся с изменениями в природе. Собирают плоды деревьев и кустарников, составляют из них коллекции и гербарии. Узнают, как растение питается, растет из семян и их сезонное изменение. Также у дошколят формируются представления о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений.
У
детей старшего дошкольного возраста
развивается способность к
В старшей группе формируются умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям.
При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты.
В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. Они знакомятся с новыми объектами через художественную книгу, картинку, кинофильмы и т. п. Дети получают знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения в природе и др.).В подготовительной к школе группе углубляются и систематизируются представления детей об условиях жизни животных и растений. Также развиваются у детей умение отличать и называть представителей животного и растительного мира по строению и условиям обитания.
На
протяжении дошкольного возраста у детей
накапливаются интересные, но разрозненные
знания о росте и развитии
животных и растений, о связи
растущего организма с окружающей средой.
Дети улавливают некоторые наглядные
признаки изменений живых существ, в отдельных
случаях ориентируются на комплекс признаков
строения при определении возраста
растений, на взаимосвязь особенностей
строения и поведения животных
разного возраста. Это даёт возможность
предположить, что целенаправленное, систематизированное
ознакомление дошкольников с развивающимися
животными и растениями
будет способствовать умственному развитию,
в частности формированию важнейшей способности
интеллекта – выявлять и предвидеть
ход изменений в окружающей действительности.
Для выявления уровня усвоенных дошкольниками знаний о природе существуют критерии оценки знаний, основная цель которых – изучить уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения дошкольников.
Для анализа и характера освоенных детьми знаний используем следующие показатели (критерии оценки):
1.
Полнота (или объем знаний) –
многообразие объектов и
2.
Существенность знаний –
3.
Обобщенность знаний –
4.
Системность знаний – познание
совокупности объективных
Также отдельно выделяют в качестве критерия глубину знаний как качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень проникновения ребенка в сущность происходящих явлений природы, степень обобщенности представлений детей, а также степень системности освоенных знаний.
Критерии освоения познавательных умений дошкольников можно выразить в баллах:
0 - узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.
1 - нарастание знаний о некоторых сторонах познаваемых объектов.
2 - нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.
3
- установление закономерных
4
- системные знания. Освоенные закономерности
распространяются на познание
объектов окружающей
Таким
образом, важными критериями готовности
ребенка к обучению в школе являются объем
и качество усвоенной в период дошкольного
детства информации, а также умение применять
ее в самостоятельной деятельности. Регулярная
проверка и оценка знаний каждого дошкольника
и группы детей позволяет получить реалистическую
картину, сделать заключение о позитивных
и негативных сторонах организации педагогического
процесса в детском образовательном учреждении.
В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.
Высокий уровень – знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.