Контрольная работа по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрено 1. Значение педагогической диагностики в экологическом воспитании дошкольников;2. 2.Особенности знаний о растениях и животных у детей разных воз4. Уровни знаний детей дошкольного возрастарастных групп
3.Критерии оценки знаний об объектах живой природы детей дошкольного возраста
4.Уровни знаний детей дошкольного возраста
5.Особенности освоения трудовых навыков и умений у детей дошкольного возраста
6.Уровни развития трудовой деятельности детей по уходу за живыми объектами

Работа содержит 1 файл

Экология.docx

— 38.29 Кб (Скачать)
  1. Значение  педагогической диагностики  в экологическом  воспитании дошкольников

     Педагогическая  диагностика рассматривается как  неотъемлемый компонент педагогического процесса, как педагогическая деятельность, направленная на изучение воспитанника, состояние педагогического процесса. Главное назначение педагогической диагностики – получить материал для определения оптимальных условий для жизни и деятельности каждого ребенка на основе дифференциации.

  Обязательным  условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы  
основная цель – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.

     На  занятиях дети способны усваивать определенный программой объем знаний по формированию представлений о растениях и животных. Диагностика в дошкольном возрасте позволяет увидеть реальное достижение ребенка, сложившееся в ходе специального организованного воспитания и обучения. Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, помогает решить целый ряд взаимосвязанных задач, а именно:

     выявить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;

     выявить, как ребенок овладел познавательными  и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;

     понять, какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

     увидеть, в какой степени у ребенка  сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманитарное, эстетическое, познавательное).

     Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент, дидактические игры.

  Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

     Таким образом, по результатам диагностики  знаний детей о природе, о развитии трудовой деятельности по уходу за живыми объектами воспитатель планирует  организацию педагогического процесса, направленного на воспитание основ экологической культуры, осуществляет выбор методов и форм организации детей, их сочетание, учитывая психическое развитие дошкольников.

  1. Особенности знаний о растениях и животных у детей разных возрастных групп

     Дошкольное  природоведение ставит своей целью  формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.

     Так в 1-й младшей группе у детей формируются первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, они знакомятся с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; учатся узнавать и называть этих животных и их детенышей по ярким признакам внешнего вида и движений, издаваемым звукам.  Также учатся узнавать и называть растения из ближайшего окружения (дерево, куст, трава). Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.

     Во 2-й младшей группе уже знакомятся с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учатся узнавать по внешнему виду, различать некоторые части тела. А также  с многообразием неживой природы (свойствами воды, песка, камней). Знакомятся с основными потребностями животных и растений, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища). Узнают особенности и признаки сезонов по изменениям, которые происходят с растениями и природой в целом. Расширяются познания о растительном мире.

     Дети  средней группы (4—5 лет) любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Они  учатся видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, устанавливать  простейшие связи между некоторыми явлениями; у них формируются первые элементарные обобщения. В этом возрасте дети учатся узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), насекомых (муравей, бабочка); показывать особенности среды обитания животных в природе (звери – на земле, червяки – в земле и т.д.).

     В средней группе дети знакомятся с изменениями в природе. Собирают плоды деревьев и кустарников, составляют из них коллекции и гербарии. Узнают, как растение питается, растет из семян и их сезонное изменение. Также у дошколят формируются представления о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений.

     У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической  деятельности. Дети шестого года жизни  не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируется система представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов. Также совершенствуются представления о взаимосвязях неживой природы, растений и животных.

     В старшей группе формируются умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям.

     При планомерном ознакомлении детей  с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты.

     В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. Они знакомятся с новыми объектами через художественную книгу, картинку, кинофильмы и т. п. Дети получают знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения в природе и др.).В подготовительной к школе группе углубляются и систематизируются представления детей об условиях жизни животных и растений. Также развиваются у детей умение отличать и называть представителей животного и растительного мира по строению и условиям обитания.

     На протяжении дошкольного возраста у детей накапливаются интересные, но разрозненные  знания  о росте  и  развитии  животных   и   растений, о связи растущего организма с окружающей средой. Дети улавливают некоторые наглядные признаки изменений живых существ, в отдельных случаях ориентируются на комплекс признаков строения при определении возраста  растений, на взаимосвязь особенностей строения  и поведения животных  разного возраста. Это даёт возможность предположить, что целенаправленное, систематизированное ознакомление  дошкольников  с развивающимися  животными   и   растениями  будет способствовать умственному развитию, в частности формированию важнейшей способности интеллекта – выявлять  и  предвидеть ход изменений в окружающей действительности. 

  1. Критерии  оценки знаний об объектах живой природы  детей дошкольного возраста

     Для выявления уровня усвоенных дошкольниками  знаний о природе существуют критерии оценки знаний, основная цель которых  – изучить уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения дошкольников.

     Для анализа и характера освоенных  детьми знаний используем следующие показатели (критерии оценки):

     1. Полнота (или объем знаний) –  многообразие объектов и сторон  познаваемого объекта. Это количественный показатель освоения знаний. Он показывает степень полноты освоения программы.

     2. Существенность знаний – выделение  существенного в объекте.

     3. Обобщенность знаний – выявление  сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

     4. Системность знаний – познание  совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

     Также отдельно выделяют в качестве критерия глубину знаний как качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень проникновения ребенка в сущность происходящих явлений природы, степень обобщенности представлений детей, а также степень системности освоенных знаний.

     Критерии  освоения познавательных умений дошкольников можно выразить в баллах:

     0 - узкие, неадекватные знания, частые  заблуждения.

     1 - нарастание знаний о некоторых  сторонах познаваемых объектов.

     2 - нарастание полноты знаний о  многообразии особенностей и  наиболее существенных сторонах объектов.

     3 - установление закономерных связей  объектов, появление обобщений (видовых,  родовых) на основе известных  существенных особенностей объектов. Появление обобщенности знаний.

     4 - системные знания. Освоенные закономерности  распространяются на познание  объектов окружающей действительности.

     Таким образом, важными критериями готовности ребенка к обучению в школе являются объем и качество усвоенной в период дошкольного детства информации, а также умение применять ее в самостоятельной деятельности. Регулярная проверка и оценка знаний каждого дошкольника и группы детей позволяет получить реалистическую картину, сделать заключение о позитивных и негативных сторонах организации педагогического процесса в детском образовательном учреждении. 
 
 
 
 

  1. Уровни  знаний детей дошкольного  возраста

     В соответствии с критериями оценки ответов  выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.

     Высокий уровень – знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

     Средний уровень – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки  обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"