Контрольная работа по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Что такое экосистема? Перечислите составные части экосистемы и составьте её принципиальную схему с указанием взаимосвязи компонентов?
В чем состоит ключевой экологический показатель правильного взаимодействия человека с промышленными популяциями?
Какими путями осуществляется воздействия факторов окружающее среды на организм?
Какими путями осуществляется поступления и потери биогенных элементов в наземных сообществах?
Под воздействием, каких факторов происходит смена состояний и свойств компонентов биогеоценоза?
Какому закону физики подчиняется перенос потока энергии в пищевых цепях, поясните на примере?
Дайте понятия экологической валентности вида? Приведите примера организмов с разной экологической валентностью?
Дайте понятия биоиндекации? Приведите примеры организмов, которые используются как тест объекта для определения состояния среды?
Дайте характеристику основных типов смертности в популяциях?
Экологическая группа растений по отношению к воде?
Жизненные циклы организмов, компромиссное расходование ресурсов в ходе жизненного цикла?

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 91.36 Кб (Скачать)

9)   Смертность, как и рождаемость, бывает абсолютной (количество особей, погибших за определенное время), так и удельной. Она характеризует скорость снижения численности популяции от гибели из-за болезней, старости, хищников, недостатка корма, и играет главную роль в динамике численности популяции.

Различают три типа смертности:

- одинаковый на всех стадиях развития; встречается редко, в оптимальных условиях;

- повышенная смертность  в раннем возрасте; характерна  для большинства видов растений  и животных (у деревьев к возрасту  зрелости доживает менее 1% всходов,  у рыб – 1-2% мальков, у насекомых  – менее 0,5% личинок);

- высокая смерть  в старости; обычно наблюдается  у животных, чьи личиночные стадии  проходят в благоприятных мало  изменяющихся условиях: почве, древесине,  живых организмах. 

10)  Гидатофиты– это водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду. Среди них – цветковые, которые вторично перешли к водному образу жизни (элодея, рдесты, водяные лютики, валлиснерия, уруть и др.). Вынутые из воды, эти растения быстро высыхают и погибают. У них редуцированы устьица и нет кутикулы. Транспирация у таких растений отсутствует, а вода выделяется через особые клетки – гидатоды.

Гидрофиты– это растения наземно-водные, частично погруженные в воду, растущие по берегам водоемов, на мелководьях, на болотах. Встречаются в районах с самыми разными климатическими условиями. К ним можно отнести тростник обыкновенный, частуху подорожниковую, вахту трехлистную, калужницу болотную и другие виды. У них лучше, чем у гидатофитов, развиты проводящие и механические ткани. Хорошо выражена аэренхима. В аридных районах при сильной инсоляции их листья имеют световую структуру. У гидрофитов есть эпидерма с устьицами, интенсивность транспирации очень высока, и они могут расти только при постоянном интенсивном поглощении воды.

Гигрофиты– наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах. Среди них различают теневые и световые. Теневые гигрофиты – это растения нижних ярусов сырых лесов в разных климатических зонах (недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропические травы и т. п.). Из-за высокой влажности воздуха у них может быть затруднена транспирация, поэтому для улучшения водного обмена на листьях развиваются гидатоды, или водяные устьица, выделяющие капельно-жидкую воду. Листья часто тонкие, с теневой структурой, со слабо развитой кутикулой, содержат много свободной и малосвязанной воды. Обводненность тканей достигает 80 % и более. При наступлении даже непродолжительной и несильной засухи в тканях создается отрицательный водный баланс, растения завядают и могут погибнуть.

К световым гигрофитам относятся виды открытых местообитаний, растущие на постоянно влажных почвах и во влажном воздухе (папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка и др.). Переходные группы – мезогигрофиты и гигромезофиты.

Мезофиты-могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Это растения, произрастающие при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и достаточно хорошей обеспеченности минеральным питанием. К мезофитам можно отнести вечнозеленые деревья верхних ярусов тропических лесов, листопадные деревья саванн, древесные породы влажных вечнозеленых субтропических лесов, летнезеленые лиственные породы лесов умеренного пояса, кустарники подлеска, травянистые растения дубравного широкотравья, растения заливных и не слишком сухих суходольных лугов, пустынные эфемеры и эфемероиды, многие сорные и большинство культурных растений. Из приведенного перечня видно, что группа мезофитов очень обширна и неоднородна. По способности регулировать свой водный обмен одни приближаются к гигрофитам (мезогигрофиты), другие – к засухоустойчивым формам (мезоксерофиты).

Ксерофиты-растут в местах с недостаточным увлажнением и имеют приспособления, позволяющие добывать воду при ее недостатке, ограничивать испарение воды или запасать ее на время засухи. Ксерофиты лучше, чем все другие растения, способны регулировать водный обмен, поэтому и во время продолжительной засухи остаются в активном состоянии. Это растения пустынь, степей, жестколистных вечнозеленых лесов и кустарниковых зарослей, песчаных дюн.

Ксерофиты подразделяются на два основных типа: суккуленты и  склерофиты.

Суккуленты – сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах.

Склерофиты – это  растения, наоборот, сухие на вид, часто  с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку.

11) В большинстве музеев естественной истории представлены коллекции половозрелых организмов, как будто обо всем разнообразии можно судить лишь по одной этой стадии в онтогенезе каждого из видов. Однако такого "характерного" этапа в природе нет. Чтобы представить организм в истинном свете, необходимо рассмотреть весь жизненный цикл. Последний включает особенности роста, дифференцировки, накопления запасов, и особенно размножения, в разные периоды онтогенеза. У разных видов неодинакова продолжительность фаз роста и дифференцировки, предшествующих размножению; само оно может быть одно - или многократным, более или менее совпадающим с окончанием роста или идущим одновременно с увеличением размеров особи. Попытка объяснения сходства и различия жизненных циклов - один из важнейших аспектов современной экологии.Каждый цикл, по крайней мере до некоторой степени, уникален. Поэтому следует отметить способы их классификации и сравнения. Поиск основных типов жизненных циклов включает прежде всего разработку наиболее эффективных способов их описания. Только после этого можно выявлять корреляции между их параметрами и особенностями среды, в которой они протекают. Также интересен вопрос о взаимосвязи различных параметров циклов: например, правда ли, что все долгоживущие виды начинают размножаться поздно? Такие проблемы должны рассматриваться с учетом эволюционного процесса. Необходимо выяснить, может ли естественный отбор благоприятствовать совместному проявлению определенных черт жизненного цикла, а также их развитию в зависимости от тех или иных особенностей местообитания.Конечно, жизненный цикл не фиксирован жестко. Генотип определяет пределы, в которых возможна его индивидуальная изменчивость: любой цикл пластичен и зависит от взаимодействия наследственности организма со средой его обитания. Таким образом, рассматривая экологическое значение жизненных циклов, происходит столкновение, как с результатами эволюции, так и с путями их взаимодействия с современным окружением. Кроме того, иногда важно учитывать развитие их взаимодействий.

Важно также осознавать, что изучение типов жизненных  циклов связано обычно с относительными, а не абсолютными величинами. Следовательно, исследования жизненных циклов связаны  с применением таких понятий, как "больше", "дольше", "крупнее" и т.д.

Наконец, может возникнуть вопрос о смысле поиска "типов" жизненного цикла. Согласно Southwoоd, 1977, это своего рода попытка создавать экологический эквивалент Периодической системы элементов. Для химика XVIII века "…каждый факт должен был открываться и запоминаться независимо от других". Сходная судьба ожидает экологов, если им не удастся выявить, хотя бы в общих чертах, некие повторяющиеся закономерности в том, как организмы проживают свои жизни.

Жизненый цикл – последовательность стадий развития, через которые проходит представитель данного вида от зиготы одного поколения до зиготы следующего. Жизненный цикл организма - совокупность всех фаз развития организма. Следует отличать жизненный цикл (характеристику вида) от онтогенеза (развития отдельной особи от момента ее появления до момента смерти или деления).

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"