Контрольная работа по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Что такое экосистема? Перечислите составные части экосистемы и составьте её принципиальную схему с указанием взаимосвязи компонентов?
В чем состоит ключевой экологический показатель правильного взаимодействия человека с промышленными популяциями?
Какими путями осуществляется воздействия факторов окружающее среды на организм?
Какими путями осуществляется поступления и потери биогенных элементов в наземных сообществах?
Под воздействием, каких факторов происходит смена состояний и свойств компонентов биогеоценоза?
Какому закону физики подчиняется перенос потока энергии в пищевых цепях, поясните на примере?
Дайте понятия экологической валентности вида? Приведите примера организмов с разной экологической валентностью?
Дайте понятия биоиндекации? Приведите примеры организмов, которые используются как тест объекта для определения состояния среды?
Дайте характеристику основных типов смертности в популяциях?
Экологическая группа растений по отношению к воде?
Жизненные циклы организмов, компромиссное расходование ресурсов в ходе жизненного цикла?

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 91.36 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  
По экологии 
Студента 1 Курса ЭиП 
Стальнова Александра Алексеевича

2 вариант 
 
 
 
 
 
 

  1. Что такое экосистема? Перечислите составные части экосистемы и составьте её принципиальную схему с указанием взаимосвязи компонентов?
  2. В чем состоит ключевой экологический показатель правильного взаимодействия человека  с промышленными популяциями?
  3. Какими путями осуществляется воздействия факторов окружающее  среды на организм?
  4. Какими путями осуществляется поступления и потери биогенных элементов  в наземных сообществах?
  5. Под воздействием, каких факторов происходит смена состояний и свойств компонентов биогеоценоза?
  6. Какому закону физики подчиняется перенос потока энергии в пищевых цепях, поясните на примере?
  7. Дайте понятия экологической валентности вида? Приведите примера организмов с разной экологической валентностью?
  8. Дайте понятия биоиндекации? Приведите примеры организмов, которые используются как тест объекта для определения состояния среды?
  9. Дайте характеристику основных типов смертности в популяциях?
  10. Экологическая группа растений по отношению к воде?
  11. Жизненные циклы организмов, компромиссное расходование ресурсов в ходе жизненного цикла?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1)   Экосистема (от греч. oikos — жилище, местопребывание и система), природный комплекс образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной — почва, водоём), связанными между собой обменом веществ и энергии.

В числе биологических  компонентов, слагающих экосистему, четко выделяют три группы организмов: продуценты, консументы и редуценты.

Продуценты – организмы, создающие органическое вещество из неорганических соединений (автотрофы – растения, создающие органическое вещество путем фотосинтеза, хемотрофы – некоторые организмы, создающие органику за счет химических реакций).

Консументы – организмы, питающиеся органическим веществом (все животные, часть микроорганизмов, паразитические и насекомоядные растения). Различают консументы первого порядка – растительноядные животные, второго – хищники, третьего – многие паразиты и т.д.

Редуценты – организмы, в ходе жизнедеятельности превращающие органическое вещество в неорганическое (большинство микроорганизмов, грибы).

Фитофаги - (от фито... и ...фаг), животные, пищей которых служат только растения.

Детритофаги -животные и протисты, которые питаются разлагающимся органическим материалом (детритом), мертвечиной, падалью. 

2) Если популяция находится в нормальном или близком к нормальному состоянии, человек из нее может изымать то количество особей или биомассу (последний показатель обычно используется применительно к растительным сообществам), которая прирастает за промежуток времени между изъятиями. Ясно, что изыматься должны прежде всего особи послепродуктивного возраста (окончившие размножение). Если преследуется цель получения определенного продукта, то возраст, пол или другие характеристики популяций корректируются с учетом поставленной задачи. 

3)   Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество ,лишь незначительная

часть биосферы, а  человек является лишь одним из видов  органической жизни. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего

существования. Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека.

 Воздействия факторов окружающее среды на организм:

1.Влияние атмосферы на организм человека -Атмосфера регулирует климат Земли, суточные колебания температуры на ланете. Она также играет роль переносчика влаги на Земле, является средой распространения звука. Атмосфера служит источником кислородного дыхания, воспринимает газообразные продукты обмена веществ, оказывает влияние на теплообмен и другие функции живых организмов. Основное значение для жизнедеятельности организма имеют кислород и азот.

2.Почва и человек-

Почва – это основной компонент любых наземных экосистем, в ней протекают

разнообразные физические, химические и биологические процессы, ее населяет

множество живых организмов.

3.Ландшафт  как фактор здоровья. 

4) Круговорот биогенных элементов совершается по циклу. Они необходимы в метаболических процессах живых организмов. Одни из них содержатся в довольно значительных количествах, их называют макроэлементы (натрий, кальций, магний). Другие биогенные элементы имеются в малых количествах, это микроэлементы (железо, цинк, медь, марганец). Главным источником биогенных элементов в виде катионов является почва. Они через корневую систему попадают в растения и дальше через пищевые цепи до высших организмов. При минерализации экскрементов и мертвых организмов возвращаются биогенные элементы в почву, что делает возможным включение их в повторный круговорот. Часть катионов выносится с поверхностным стоком в реки и моря. В сельском хозяйстве биогенные элементы уходят из почвы вместе с урожаем.

Запасы биогенных  элементов на Земле непостоянны. В процессе связывания некоторой  части в живой биомассе снижается  их количество для сообщества. И  если бы в конечном счете органическое вещество не разлагалось, то запас химических элементов, необходимых для живых организмов, исчерпался бы и жизнь на Земле прекратилась. Высвобождение биогенов в форме простых неорганических соединений осуществляется в основном редуцентами и лишь в небольшой доле - консументами. Круговорот биогенных элементов никогда не бывает безупречным, могут быть потери и дополнительные поступления.

5)  Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии. Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры-сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Сукачёвым в 1940 году. В зарубежной литературе — малоупотребимо. Ранее также широко употреблялось в немецкой научной литературе.

Биоценоз живет и развивается как целостная система. В природе менее устойчивые биогеоценозы со временем сменяются наиболее устойчивыми. Их смена определяется определенными факторами: упорядоченным процессом развития сообщества, установлением в нем стабильных взаимоотношений между видами, изменением климатических условий, изменением физической среды под влиянием жизнедеятельности организмов, составляющих сообщество.  
Развитая стабильная экологическая система образует максимальную биомассу на единицу имеющегося потока энергии и наибольшее количество симбиотических связей между организмами.
 

6) Энергия – источник жизни, основа и средство управления всеми природными и общественными системами, а также одно из основных свойств материи – способность производить работу.

Все, что происходит внутри и вокруг нас, основано на работе, в процессе которой одни виды энергии  переходят в другие согласно фундаментальным  законам физики (термодинамики).

Превращение энергии  Солнца в энергию пищи путем фотосинтеза, происходящего в зеленом листе, иллюстрирует действие двух законов  термодинамики, которые справедливы  и для любых других систем.

Первый закон термодинамики  – закон сохранения энергии –  гласит: энергия не создается и  не исчезает, она превращается из одной  формы в другую

Закон термодинамики. 
Первый закон гласит, что энергия может превращаться из одной формы (например, света) в другую (например, потенциальную энергию пищи), но не может быть создана или уничтожена. Второй закон утверждает, что не может быть ни одного процесса, связанного с превращением энергии, без потерь некоторой ее части. Определенное количество энергии в таких превращениях рассеивается в недоступную тепловую энергию, а следовательно, теряется. Отсюда не может быть превращений, к примеру, пищевых веществ в вещество, из которого состоит тело организма, идущих со 100% эффективностью. Можно рассмотреть пример- животное есть растения. Это животное, также, может быть съедено другим животным. Таким путем может происходить перенос энергии через ряд организмов — каждый последующий питается предыдущим, поставляющим ему сырье и энергию Биотический круговорот веществ- пищевая цепь .Такая последовательность переноса энергии называется пищевой (трофической) цепью, или цепью питания.

Место каждого звена в цепи питания - трофический уровень. Первый трофический уровень занимают автотрофы, или так называемые первичные продуценты. Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего — вторичными консументами. 
 

7) Экологическая пластичность видов.(экологическая валентность)-это свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды. 

* Чем шире диапазон колебаний экологического фактора, в пределах которого данный вид может существовать, тем больше его экологическая пластичность.

-Виды, способные существовать  при небольших отклонениях от  фактора, от оптимальной величины, называются узкоспециализированными(организмы пресный вод,нормальная жинь которых сохранятся при низком содержании солей в среде), а выдерживающие значительные изменения фактора - широкоприспособленными.

-Для большинства обитателей морей, наоборот, нормальная жизнедеятельность сохраняется при высокой концентрации солей в окружающей среде. Отсюда пресноводные и морские виды обладают невысокой экологической пластичностью по отношению к солености. В то же время, например, трехиглой колюшке свойственна высокая экологическая пластичность, так как она может жить как в пресных, так и в соленых водах.

-Экологически выносливые  виды называют эврибионтными (eyros - широкий): маловыносливые - стенобионтными (stenos - узкий). Эврибионтность и стенобионтность характеризуют различные типы приспособления организмов к выживанию.

-Если эврибионты долгое время развиваются в хороших условиях, то они могут утрачивать экологическую пластичность и вырабатывать черты стенобионтов. Виды, существующие при значительных колебаниях фактора, приобретают повышенную экологическую пластичность и становятся эврибионтами.

-Эврибионты широко распространены, а стенобионтность суживает ареалы; однако в некоторых случаях благодаря высокой специализированности стенобионтам принадлежат обширные территории. Например, рыбоядная птица скопа является типичным стенофагом, но по отношению к другим факторам среды - эврибионтом. В поисках необходимой пищи птица способна преодолевать в полете большие расстояния, поэтому занимает значительный ареал.  

 
 

8) Биоиндикация - оценка качества среды обитания и ее отдельных характеристик по состоянию ее биоты в природных условиях.

Биоиндикаторы, биологические  индикаторы, организмы, присутствие, количество или интенсивность развития которых  служит показателем каких-либо естественных процессов или условий среды  обитания, например присутствия или  отсутствия некоторых веществ (в том числе практически важных). 

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"