Контроль за использованием и утилизацией отходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Отсутствие должной организации сбора, транспортировки и переработки биологических отходов приводит к тому, что они вывозятся на городские полигоны и ухудшают без того напряженную экологическую обстановку в регионе.
Цель данного реферата – изучить такое явление как контроль в сфере использования и утилизации отходов производства и потребления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И УТИЛИЗАЦИЕЙ ОТХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ 4
КОНТРОЛЬ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ В РОССИИ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
ИЛЛЮСТРАЦИИ К РЕФЕРАТУ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа содержит 1 файл

экология.docx

— 224.27 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Южно-Уральский  Государственный Университет

Архитектурный факультет

Кафедра Архитектуры 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экология»

на  тему: «Контроль за использованием и утилизацией отходов»

 
 
 
 
 

Выполнил: ст. гр. А – 351 Урайкин А.В.

Проверил: Игнатьев Ю.В. 
 
 
 

Челябинск

2010 год

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

_Toc280545619

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И УТИЛИЗАЦИЕЙ ОТХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ 4

КОНТРОЛЬ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ В РОССИИ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РЕФЕРАТУ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема  использования отходов имеет  не только экологический, но и экономический  аспект. При наличии соответствующего механизма управления отходами последние могут стать одним из факторов повышения доходов в промышленных корпорациях. Многие руководители промышленных корпораций начинают это понимать. Значительная экономия появляется уже при попытках сократить образование отходов в их источнике. Но при этом особое внимание должно быть уделено контрольным функциям.

     Контроль  в области использования и  утилизации отходов производства и  потребления играет важную роль в соблюдении субъектами соответствующих правоотношений требований законодательства. Поскольку он осуществляется в сфере отношений, либо возникающих непосредственно по поводу обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, либо напрямую связанных с этим, его можно рассматривать как разновидность экологического контроля.

     Отсутствие  должной организации сбора, транспортировки  и переработки биологических  отходов приводит к тому, что они  вывозятся на городские полигоны и ухудшают без того напряженную экологическую обстановку в регионе.

     Цель  данного реферата – изучить такое явление как контроль в сфере использования и утилизации отходов производства и потребления. 

                                    

КОНТРОЛЬ  ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И УТИЛИЗАЦИЕЙ ОТХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ

 

     В США предложена трехуровневая система  контроля, приемлемая для большинства  промышленных организаций:

    1. почасовой учет материальных потерь на крупных операциях (с помощью компьютеров),
    2. ежедневная отчетность,
    3. ежемесячный отчет, выполняемый специальным подразделением и прилагаемый к общезаводскому.

       В условиях строгой системы контроля компания сможет снизить стоимость своих отходов на 30% в течение первого года, а еще через два года - дополнительно 20%. При широком распространении механизма управления отходами экономия в расчете на одного жителя США может составить 800 дол. в год при одновременном улучшении качества окружающей среды.

     В Германии недавно принята новая  редакция Закона о ликвидации отходов. Заложенные в основу Закона принципы гласят:

    1. решению вопроса об удалении отходов должно предшествовать решение вопроса о возможной их рециклизации;
    2. к категории "отходы" должны быть отнесены лишь те вещества и продукты, которые не могут быть повторно используемы;
    3. связанные с ликвидацией отходов предприятия целесообразнее всего приватизировать при одновременном уменьшении роли в этом деле коммунальных служб;
    4. за рециклизацией вторичного сырья должен быть установлен государственный контроль. Выполнить требования нового закона, как оказалось, можно лишь крупным предприятиям, располагающим достаточными средствами (техническими и финансовыми) для организации рециклинга отходов. Это объясняет трудности в проведении закона в жизнь.

     Во  многих случаях сооружение по переработке  отходов и его эксплуатация требует  объединительной (кооперативной) политики. Такая политика проводится, например, в Австрии.

     Остро стоит проблема контроля использования  отходов в Великобритании, где 95% отходов отправляется на свалки, в том числе 85% опасных. Многие свалки, в частности для захоронения коммунальных отходов, находятся в ведении государственных органов. Тем не менее, главную роль в процессе утилизации размещенных на свалках отходов играет частный сектор. Например, в Англии и Уэльсе из 1700 лицензированных предприятий по переработке и утилизации опасных отходов на свалках 78% находятся в частном секторе. В 1981 г. утилизация промышленных и коммунальных отходов, размещенных на свалках, почти целиком была сосредоточена на предприятиях частного сектора (98%).

     Законодательством Великобритании утилизация свалок рассматривается  как вид землепользования, требующий специального разрешения. Получивший такое разрешение не имеет права использовать занятый свалкой участок каким-либо иным способом. Оговоренные в разрешении условия землепользования находятся под строгим контролем, добиться хотя бы незначительных изменений в них чрезвычайно трудно.

     В целом в мировой практике эффективных  механизмов контроля за использованием отходов явно недостаточно. По этой причине рост отходов стал почти неизбежным спутником очень многих производств. Законодательство стран, в том числе России, уделяет недостаточное внимание вопросам управления отходами.

     Отходы, для которых существует возможность  утилизации, должны стать объектом особого правового режима. Им присваивают статус вторичных ресурсов. Это означает, что такие отходы находятся на балансе предприятия и не подлежат списанию. На них распространяется положение о плате за фонды. Отсюда возникает естественное стремление предприятия использовать имеющиеся в их распоряжении отходы с максимальной для себя выгодой: утилизировать их, продать и т.д. Четкое определение режима утилизируемых отходов, регулирование всего комплекса отношений по поводу вторичных ресурсов - предмет специального закона об отходах, который необходимо разработать.

     Стимулы к использованию отходов могут  быть и чисто рыночного свойства. В ряде работ, например, предлагается метод стимулирования утилизации отходов, основанный на ценовом подходе. Исходная позиция не вызывает сомнений: нужно  установить оптовые цены на отходы таким образом, чтобы обеспечить большую рентабельность производства готовой продукции из отходов, чем  из природного сырья. В связи с  этим предлагается установить цены на отходы с учетом эксплуатационных расходов на их утилизацию и так называемой ущербоемкости. Последняя определяется как среднеотраслевой нормативный предотвращенный экономический ущерб, причиняемый в процессе производства единицы продукции или услуг. Предполагается, что чем выше будет нормативная трудоемкость, тем выше должна быть цена на отходы. Возможно, что торговать отходами по так называемым директивным ценам будет выгодно. Но кто пожелает их купить? К тому же расчет ущербоемкости требует хорошо развитой информационной базы. В результате назначаемые на отходы цены все равно будут недостаточно обоснованными. Целесообразнее было бы установить более высокие платежи за пользование свалками. Нет необходимости заранее их рассчитывать. На первых порах их можно назначить произвольно, а затем корректировать в зависимости от реакции предприятий. Если они начнут искать способы утилизации отходов и вводить соответствующие технологии, то цель будет достигнута. В противном случае платежи за пользование свалками необходимо увеличить. В ряде стран работает именно этот механизм.

  КОНТРОЛЬ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ В РОССИИ

 

     Контроль  в сфере использования и утилизации отходов производства и потребления  представляет собой специфическую деятельность государственных органов, общественных объединений и граждан, направленную на выявление и устранение нарушений действующего законодательства об отходах. Данная организационно-правовая мера выполняет ряд функций. В их числе: предупредительная, заключающаяся в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений; информационная, суть которой заключается в том, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов; карательная, которая проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций. Исходя из этого, считаем, что экологический контроль в сфере использования и утилизации отходов производства и потребления направлен на предупреждение, выявление и устранение нарушений требований законодательства об охране окружающей среды в целом и законодательства об отходах в частности.

     В соответствии с действующим законодательством  контроль в сфере использования  и утилизации отходов производства и потребления подразделяется на несколько видов в зависимости от субъектов, его осуществляющих.

     Так, ст. 25, 26, 27 Федерального закона "Об отходах  производства и потребления" (89-ФЗ от 30.12.2008) устанавливают, что в Российской Федерации в рассматриваемой  сфере осуществляется государственный, производственный и общественный контроль.

     На  схеме показаны все направления  обращения с отходами (в том  числе и с ТБО).

     

     Несмотря  на значимость таких видов экологического контроля, как производственный, муниципальный и общественный, все же наиболее важным и действенным следует признать государственный экологический контроль. Применительно к теме нашего исследования - государственный контроль в области использования и утилизации отходов производства и потребления.

     Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов РФ.

     Государственный контроль за деятельностью в области  обращения с отходами включает в  себя:

    • контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;
    • контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
    • контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;
    • контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
    • контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
    • контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
    • контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;
    • выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
    • привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

     Проведение  проверки органов местного самоуправления, коммунальных служб:

    • организация порядка обращения с отходами на подведомственных территориях поселковых, сельских, городских, районных администраций;
    • порядок сбора отходов и соблюдение норм и правил по обращению с отходами. Организация раздельного сбора отходов по видам, обеспеченность площадками и контейнерами или другими емкостями для раздельного размещения отходов, пунктов приема вторичных ресурсов от населения;
    • наличие разработанной программы или мероприятий по обращению с отходами и ее выполнение;
    • наличие объектов размещения отходов на подведомственной территории;
    • наличие разрешений на размещение, захоронение отходов, выданного ДПР;
    • наличие лицензии на осуществление природоохранной деятельности в части обращения с отходами;
    • наличие фактов несанкционированного размещения отходов, принятые меры по их ликвидации.
    • Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
    • наличие разрешения (лицензии) на размещение, захоронение отходов и условия его действия. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утвержденные нормативы образования отходов и лимитов размещения, суммарный объем (масса) образования отходов (т/год, шт/год, куб.м/год);
    • токсичные отходы 1,2,3,4 классов опасности, нетоксичные отходы (наименование и количество);
    • отходы, перерабатываемые на собственном объекте наименование отходов, количество, методы переработки);
    • отходы, переданные другим объектам на переработку;
    • отходы, полученные от других объектов;
    • отходы, переданные на хранение, переработку, размещение на другие объекты (в собственные хранилища, на общегородские полигоны и т.п.);
    • наличие паспорта отходов, характеристика отходов, инструментальные анализы. Перечень источников образования отходов, условия сбора и хранения, заключение о невозможности и нецелесообразности обезвреживания, утилизация отходов, перспективы их использования;
    • ведение учета, предоставление отчетности по обращению с отходами. Сроки и достоверность представления экологической информации, декларируемых видов отходов инспектируемого объекта (инвентаризация отходов, Госстатотчет 2-ТП);
    • порядок осуществления производственного экологического контроля за обращением с отходами;
    • наличие ситуационной схемы расположения структурных подразделений, мест временного и постоянного хранения отходов, объектов размещения отходов (полигонов, хранилищ, накопителей, отвалов, принадлежащих предприятию). Расчет предельного количества хранения отходов на предприятии. График вывоза отходов;
    • наличие объектов размещения отходов, производств, технологий, установок по переработке, обезвреживанию и уничтожению отходов, строительства, реконструкции, консервации, ликвидации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов. Материалы земельного отвода. Проекты. Заключение государственной экологической экспертизы;
    • наличие лицензии на осуществление природоохранной деятельности в части обращения с отходами;
    • наличие документов на транспортирование опасных отходов, транспорта по перевозке отходов, санитарных паспортов на транспорт. Способы обработки транспорта (мойки), место ее проведения, наличие лицензии на перевозку отходов у транспортной организации;
    • наличие разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
    • плановые мероприятия по снижению объемов образования отходов и степени их опасности, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья и достижению лимитов размещения отходов;
    • мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами. Журнал регистрации возникновения аварийных ситуаций. Действия в аварийных ситуациях, схема предоставления экологической информации в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами;
    • правила (инструкции) экологической безопасности при обращении с отходами, техники безопасности, пожарной безопасности при сборе, транспортировке и хранении отходов и т.п.

Информация о работе Контроль за использованием и утилизацией отходов