Комплексное влияние чрезвычайных ситуаций на региональную экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:02, реферат

Описание работы

Высокое разнообразие и многофакторность влияния чрезвычайных ситуаций (ЧС) на региональную экономику предопределяют то, что адекватность его оценки во многом зависит от того, что будет выбрано в качестве объекта подобной оценки. При этом можно выделить следующие виды подобных объектов:
- население (по видам, с учетом наиболее уязвимых слоев);
- предприятия (по видам);
- регион в целом.

Работа содержит 1 файл

Воздействие ЧС на эконом.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

С другой стороны, ЧС весьма специфически распределяет диалектику взаимоотношений. Изменение привычного уклада жизни и трудовой деятельности отражается на сознании людей, их нравственных установках, на восприятии окружающей действительности, оценке происходящего и своего места в коллективе. Показатели трудовой деятельности сотрудников, работающих в условиях ЧС, как правило, намного выше, чем при работе в нормальных условиях[4]. У них в значительной мере повышается производительность, желание, ответственность и организованность. Вместе с тем работа в экстремальных условиях требует предельной мобилизации физических и психологических адаптивных механизмов человека и приводит к формированию его «экстремального состояния». Последнее с одной стороны, способствует мобилизации всех ресурсов человека, а с другой – может вызвать травмы, ухудшение здоровья, снизить психологическую устойчивость. Если условия работы в ЧС связаны с постоянной опасностью вредного воздействия на организм работников, их необходимо часто менять[5]. 

Функционирование  экономики  в условиях ЧС характеризуется рядом особенностей: 

         - опасность. Деятельность всех  экономических объектов в зоне  ЧС может осуществляться по  угрозой повторного возникновения  стихийного бедствия или техногенной  аварии. Причем уже состоявшееся  экстремальное явление может быть причиной активизации какого-либо другого опасного процесса. Это обуславливает улиц, привлекаемых к СНАВР и другим неотложным работам чувство высокой опасности, неуверенности в будущем и другие психосоматические синдромы[6]. Кроме того, при ЧС экологического характера деятельность объектов экономики ведется по угрозой неблагоприятного химического, радиационного или других видов воздействия. Такое воздействие может сделать продукцию данных предприятий не пригодной к употреблению. Примером может служить забой крупного рогатого скота в хозяйствах, расположенных в зоне аварии Чернобыльской АЭС. Мясо, полученное при этом, имело повышенный радиационный фон, но отправлялось для дальнейшего потребления населением. Нам не известно осуществлялись ли эти поставки по регионам России, но то, что оно поставлялось в республики Средней Азии достоверно известно. По решению местных властей данное мясо в большинстве случаев не поступало в продажу, но подлежало захоронению; 

         - дефицит времени. Функционирование  экономики в период ЧС происходит в условиях, когда все мероприятия требуется осуществлять либо в минимальный,  либо в строго определенный период времени. Данный дефицит складывается из трех основных составляющих: дефицит, зависящий от сложившейся ситуации; дефицит, связанный со сроками пребывания сотрудников в зоне ЧС; дефицит, определяемый психологическим состоянием лиц, находящихся в зоне ЧС. Конкурентная среда определяет также то, что в целом от сроков выхода из кризиса любого пострадавшего предприятия во многом зависит его рыночная позиция и доля которая может быть значительно уменьшена вследствие потери клиентов и партнеров по бизнесу.  

- особенности  выполняемой работы и её организации.  В период кризиса, вызванного  возникновением ЧС рыночным агентам  приходится выполнять значительный объем работы и принимать решения, большинство из которых носит неординарный характер. В силу неопределенности обстановки часто неясно что и как делать. Решение находится методом проб и ошибок. При этом быстро меняются задачи и оценка возможных перспектив. Сложности работы во многом усугубляются отрицательным впечатлением от происходящих событий, бесплодно потраченных усилий и неэффективных решений; 

- относительная  изоляция. Экономические агенты  пострадавших территорий иногда  достаточно продолжительное время работают в условиях разрыва хозяйственных связей. Рвется привычная система коммерческих, трудовых и социальных отношений. Требуется время для адаптации к изменившимся условиям, поиска новых партнеров и потребителей. Иногда данная ситуация осложняется ограничениями в передвижении и транспортировке товаров; 

- ответственность.  Деятельность предприятий в период  ЧС, как правило, осуществляется  в условиях пристального внимания  со стороны общественности. Это  накладывает на них не только официальные, но и нравственные требования. Возникает насущное требование ответственного выполнения всех предписанных вышестоящими органами мероприятий. Необходимо быть готовым по распоряжению органов управления в ЧС предоставить соответствующие ресурсы, а также оказать помощь населению на гуманитарных основах[7]. 

Институциональный дисбаланс проявляется в том, что существующая институциональная  база перестаёт представлять собой  адекватную юридическую, а иногда и  политическую надстройку в период ЧС, в особенности на её территории. При этом в огромной мере изменяется диалектическое равновесие между централизованным плановым управлением и свободными рыночными отношениями, распределение полномочий между собственниками, трансакционные издержки, уровень цен, домашние хозяйства, а также соотношение между легальной и нелегальной экономикой и другие аспекты институциональности. В этих условиях возникает объективная потребность значительного изменения основной институциональной базы в целях её адаптации к новым условиям в целях рационализации отношений между подвергшимися воздействию ЧС субъектами рынка. Кроме того, насущной потребностью возникает регламентация отношений между предприятиями, расположенными в зоне ЧС и рыночными агентами не пострадавшими от воздействия поражающих факторов. 

Бюджетный дисбаланс  представляет собой возможность  превышения в период ЧС расходной  части бюджета над доходной. В  зависимости от масштабов ЧС такое  превышение может носить значительный характер и привести к бюджетному дефициту. Самый легкий и распространенный путь его снижения – денежная эмиссия, которая приводит к инфляционным процессам. Инфляция в этих условиях, хотя ухудшает жизненный уровень непострадавшего населения позволяет в некотором роде распределить тяготы последствий ЧС между всеми членами общества. В экономической теории при этом особо отмечается, что процесс перераспределения дохода обычно осуществляется с помощью политики налогообложения и расходов. Государственное регулирование, впрочем, тоже играет немаловажную роль. «В наше время в странах с наиболее развитой экономикой дети не голодают из-за затруднительного экономического положения, в котором находятся их родители; малоимущие не умирают из-за того, что у них не хватает денег на необходимое медицинское обслуживание; молодёжь получает бесплатное базовое образование; пожилые люди имеют возможность прожить последние годы своей жизни достойно, располагая минимальным доходом»[8]. 

Следует особо  подчеркнуть, что инфляция при крупномасштабных ЧС является практически неизбежным фактором. Доказательством тому может служить то, что в период войн воюющие страны за счет эмиссий многократно (в сотни, тысячи и даже миллионы раз) девальвируют свои национальные валюты резко снижая жизненный уровень своих граждан. В нашей стране после подобных финансовых провалов традиционно проводятся денежные реформы. 

Следует подчеркнуть, что в случае ЧС регионального  характера в современных рыночных условиях, при господстве плюрализма форм собственности определение  источников финансирования расходов, связанных с локализацией и ликвидацией последствий ЧС представляет весьма большую трудность. В качестве основных источников при этом для областного уровня можно выделить: 

- федеральный  бюджет, кстати, все вопросы, связанные  с ЧС в настоящее время финансируются в подавляющем объеме именно из этого источника; 

- бюджет области; 

- средства предприятий; 

- государственная  международная помощь; 

- международные  и гуманитарные фонды. 

Суммы данных вложений, особенно те, которые осуществляются предприятиями, как правило, не разглашаются, поскольку это входит в состав коммерческой тайны. Поэтому можно лишь в общих чертах отметить, что обслуживание бюджетного дефицита должно вестись на основе создания наиболее благоприятных условий для инвестирования с учетом их привлечения из непострадавших регионов. В этом смысле на областном уровне наиболее целесообразно использовать фискальные методы в рамках региональных и местных налогов. При этом экономическая теория, отмечая, что наибольшее влияние на GDP оказывают косвенные налоги, подсказывает, что решение следует искать в сфере сокращения косвенного налогообложения. 

Влияние чрезвычайных ситуаций на экономику региона в  современных условиях в обязательном порядке предусматривает оценку воздействия ЧС на региональный рынок. При этом рынок может рассматриваться как совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого административно-территориального образования с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений. Исходя из этого, рынок может рассматриваться как система социально-экономических отношений в сфере обращения. Данная система в значительной мере может способствовать выходу территорий подвергшихся воздействию ЧС из экстремальных условий. 

Ключевым аспектом влияния ЧС на региональный рынок  с общепринятых теоретических позиций  является спрос, как основной фактор, обеспечивающий экономический рост и развитие региональной экономики. В этом смысле наиболее важными объектами оценки влияния ЧС на региональный рынок можно выделить следующие: 

- изменение общего  объема спроса и объема спроса  на отдельные виды товаров; 

- изменения структуры  спроса одноименных товаров различных предприятий; 

- изменения в  сезонных колебаниях спроса на  отдельные виды товаров; 

- изменение требований  покупателей к качеству товаров. 

Непосредственно для управления в ЧС важно представлять себе разницу влияния ЧС на различные  виды рынков. В их числе при этом можно отметить следующие: 

- поселенческие; 

- рынки в населенных  пунктах сельской местности; 

- городские; 

- областные; 

- республиканские; 

- межобластные; 

- межреспубликанские; 

- межрегиональные. 

Оценка специфики  влияния ЧС на данные виды рынков важна для того, чтобы вырабатывать эффективную экономическую политику в период выхода из ЧС и реабилитации пострадавших объектов. Главным аспектом при этом может являться выбор действий по защите местных производителей и привлечению инвестиций из неместных источников. «Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства, способствующие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению важнейших народно-хозяйственных задач»[9]. 

Весьма важной стороной влияния ЧС на территориальные  рынки является нарушение существующей инфраструктуры, то есть размещения различных  рыночных объектов, его развития и  функционирования, емкости рынка, каналов  и схем товарообразования. Приоритетность восстановления объектов во многом может определяться именно тем, какую роль они играют в товарных и финансовых потоках. 

Всё это в  совокупности позволяет глубже понять специфику комплексного воздействия  ЧС на региональные рынки в целях  использования интеграционных факторов при организации осуществления восстановительных работ после возникновения ЧС и в период реабилитации экономических агентов. На этой основе можно будет разработать действенные методики восстановления и реабилитации пострадавшего хозяйства.

Информация о работе Комплексное влияние чрезвычайных ситуаций на региональную экономику