Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:02, реферат
Высокое разнообразие и многофакторность влияния чрезвычайных ситуаций (ЧС) на региональную экономику предопределяют то, что адекватность его оценки во многом зависит от того, что будет выбрано в качестве объекта подобной оценки. При этом можно выделить следующие виды подобных объектов:
- население (по видам, с учетом наиболее уязвимых слоев);
- предприятия (по видам);
- регион в целом.
С другой стороны,
ЧС весьма специфически распределяет
диалектику взаимоотношений. Изменение
привычного уклада жизни и трудовой деятельности
отражается на сознании людей, их нравственных
установках, на восприятии окружающей
действительности, оценке происходящего
и своего места в коллективе. Показатели
трудовой деятельности сотрудников, работающих
в условиях ЧС, как правило, намного выше,
чем при работе в нормальных условиях[4].
У них в значительной мере повышается
производительность, желание, ответственность
и организованность. Вместе с тем работа
в экстремальных условиях требует предельной
мобилизации физических и психологических
адаптивных механизмов человека и приводит
к формированию его «экстремального состояния».
Последнее с одной стороны, способствует
мобилизации всех ресурсов человека, а
с другой – может вызвать травмы, ухудшение
здоровья, снизить психологическую устойчивость.
Если условия работы в ЧС связаны с постоянной
опасностью вредного воздействия на организм
работников, их необходимо часто менять[5].
Функционирование
экономики в условиях ЧС характеризуется
рядом особенностей:
- опасность. Деятельность всех
экономических объектов в зоне
ЧС может осуществляться по
угрозой повторного
- дефицит времени.
- особенности
выполняемой работы и её
- относительная
изоляция. Экономические агенты
пострадавших территорий
- ответственность.
Деятельность предприятий в
Институциональный
дисбаланс проявляется в том,
что существующая институциональная
база перестаёт представлять собой
адекватную юридическую, а иногда и
политическую надстройку в период ЧС,
в особенности на её территории. При
этом в огромной мере изменяется диалектическое
равновесие между централизованным плановым
управлением и свободными рыночными отношениями,
распределение полномочий между собственниками,
трансакционные издержки, уровень цен,
домашние хозяйства, а также соотношение
между легальной и нелегальной экономикой
и другие аспекты институциональности.
В этих условиях возникает объективная
потребность значительного изменения
основной институциональной базы в целях
её адаптации к новым условиям в целях
рационализации отношений между подвергшимися
воздействию ЧС субъектами рынка. Кроме
того, насущной потребностью возникает
регламентация отношений между предприятиями,
расположенными в зоне ЧС и рыночными
агентами не пострадавшими от воздействия
поражающих факторов.
Бюджетный дисбаланс
представляет собой возможность
превышения в период ЧС расходной
части бюджета над доходной. В
зависимости от масштабов ЧС такое
превышение может носить значительный
характер и привести к бюджетному
дефициту. Самый легкий и распространенный
путь его снижения – денежная эмиссия,
которая приводит к инфляционным процессам.
Инфляция в этих условиях, хотя ухудшает
жизненный уровень непострадавшего населения
позволяет в некотором роде распределить
тяготы последствий ЧС между всеми членами
общества. В экономической теории при
этом особо отмечается, что процесс перераспределения
дохода обычно осуществляется с помощью
политики налогообложения и расходов.
Государственное регулирование, впрочем,
тоже играет немаловажную роль. «В наше
время в странах с наиболее развитой экономикой
дети не голодают из-за затруднительного
экономического положения, в котором находятся
их родители; малоимущие не умирают из-за
того, что у них не хватает денег на необходимое
медицинское обслуживание; молодёжь получает
бесплатное базовое образование; пожилые
люди имеют возможность прожить последние
годы своей жизни достойно, располагая
минимальным доходом»[8].
Следует особо
подчеркнуть, что инфляция при крупномасштабных
ЧС является практически неизбежным
фактором. Доказательством тому может
служить то, что в период войн воюющие
страны за счет эмиссий многократно (в
сотни, тысячи и даже миллионы раз) девальвируют
свои национальные валюты резко снижая
жизненный уровень своих граждан. В нашей
стране после подобных финансовых провалов
традиционно проводятся денежные реформы.
Следует подчеркнуть,
что в случае ЧС регионального
характера в современных
- федеральный
бюджет, кстати, все вопросы, связанные
с ЧС в настоящее время
- бюджет области;
- средства предприятий;
- государственная
международная помощь;
- международные
и гуманитарные фонды.
Суммы данных вложений,
особенно те, которые осуществляются
предприятиями, как правило, не разглашаются,
поскольку это входит в состав коммерческой
тайны. Поэтому можно лишь в общих чертах
отметить, что обслуживание бюджетного
дефицита должно вестись на основе создания
наиболее благоприятных условий для инвестирования
с учетом их привлечения из непострадавших
регионов. В этом смысле на областном уровне
наиболее целесообразно использовать
фискальные методы в рамках региональных
и местных налогов. При этом экономическая
теория, отмечая, что наибольшее влияние
на GDP оказывают косвенные налоги, подсказывает,
что решение следует искать в сфере сокращения
косвенного налогообложения.
Влияние чрезвычайных
ситуаций на экономику региона в
современных условиях в обязательном
порядке предусматривает оценку
воздействия ЧС на региональный рынок.
При этом рынок может рассматриваться
как совокупность высоколокализованных
социально-экономических процессов и
отношений в сфере обмена (обращения),
формируемых под влиянием особенностей
спроса и предложения каждого административно-
Ключевым аспектом
влияния ЧС на региональный рынок
с общепринятых теоретических позиций
является спрос, как основной фактор,
обеспечивающий экономический рост
и развитие региональной экономики.
В этом смысле наиболее важными объектами
оценки влияния ЧС на региональный рынок
можно выделить следующие:
- изменение общего
объема спроса и объема спроса
на отдельные виды товаров;
- изменения структуры
спроса одноименных товаров различных
предприятий;
- изменения в
сезонных колебаниях спроса на
отдельные виды товаров;
- изменение требований
покупателей к качеству
Непосредственно
для управления в ЧС важно представлять
себе разницу влияния ЧС на различные
виды рынков. В их числе при этом можно
отметить следующие:
- поселенческие;
- рынки в населенных
пунктах сельской местности;
- городские;
- областные;
- республиканские;
- межобластные;
- межреспубликанские;
- межрегиональные.
Оценка специфики
влияния ЧС на данные виды рынков важна
для того, чтобы вырабатывать эффективную
экономическую политику в период выхода
из ЧС и реабилитации пострадавших объектов.
Главным аспектом при этом может являться
выбор действий по защите местных производителей
и привлечению инвестиций из неместных
источников. «Необходимо стимулировать
проекты, позволяющие рационализировать
территориальную структуру производства,
способствующие повышению уровня комплексности
хозяйства региона и решению важнейших
народно-хозяйственных задач»[9].
Весьма важной
стороной влияния ЧС на территориальные
рынки является нарушение существующей
инфраструктуры, то есть размещения различных
рыночных объектов, его развития и
функционирования, емкости рынка, каналов
и схем товарообразования. Приоритетность
восстановления объектов во многом может
определяться именно тем, какую роль они
играют в товарных и финансовых потоках.
Всё это в совокупности позволяет глубже понять специфику комплексного воздействия ЧС на региональные рынки в целях использования интеграционных факторов при организации осуществления восстановительных работ после возникновения ЧС и в период реабилитации экономических агентов. На этой основе можно будет разработать действенные методики восстановления и реабилитации пострадавшего хозяйства.
Информация о работе Комплексное влияние чрезвычайных ситуаций на региональную экономику