Комплексное влияние чрезвычайных ситуаций на региональную экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:02, реферат

Описание работы

Высокое разнообразие и многофакторность влияния чрезвычайных ситуаций (ЧС) на региональную экономику предопределяют то, что адекватность его оценки во многом зависит от того, что будет выбрано в качестве объекта подобной оценки. При этом можно выделить следующие виды подобных объектов:
- население (по видам, с учетом наиболее уязвимых слоев);
- предприятия (по видам);
- регион в целом.

Работа содержит 1 файл

Воздействие ЧС на эконом.doc

— 73.50 Кб (Скачать)
 

Комплексное влияние  чрезвычайных ситуаций на региональную экономику 

         Высокое разнообразие и многофакторность  влияния чрезвычайных ситуаций (ЧС) на региональную экономику предопределяют  то, что адекватность его оценки  во многом зависит от того, что будет выбрано в качестве объекта подобной оценки. При этом можно выделить следующие виды подобных объектов: 

         - население (по видам, с учетом  наиболее уязвимых слоев); 

         - предприятия (по видам); 

         - регион в целом. 

         Если для первых двух видов объектов оценки она будет проводиться относительно просто на основе определения прямого экономического ущерба и затрат на восстановление, то в целом для региона подобная оценка должна будет учитывать множество факторов и будет представлять определенную сложность. Это обуславливает необходимость придания такой оценке комплексного характера с попыткой определения стоимостных характеристик, связанных с разрушением имеющихся хозяйственных связей и стрессовым состоянием населения. 

         В этом смысле наиболее ясное представление о тяжести кризисной ситуации вызванной ЧС дает представление о состоянии финансовой системы страны, поскольку финансы являются такой сферой экономической деятельности, которая, в конечном счете, синтезирует в себе результаты функционирования всех без исключения звеньев материального и нематериального производства. Причем для условий ЧС, когда общество начинает нести значительные потери, а расходы превышают его доходы, бюджетный дефицит носит атрибутивный характер. В свою очередь следствием образования бюджетного дефицита становится эмиссия денежных знаков, так как снижение доходов и рост расходов для выполнения экстренных задач вынуждают идти на систематическое увеличение денежной массы, что приводит к обнищанию жителей.  

         Наличие непосредственной угрозы  жизни и здоровью людей, резкое  снижение уровня обеспеченности  материальными благами и отсутствие  перспектив быстрой стабилизации  обстановки в период образования  ЧС с неизбежностью обуславливает  стрессовое состояние населения и ведет к усилению его отъезда из пострадавших мест. При этом практика показывает, что отъезжают, как правило, наиболее квалифицированные кадры, которые в течение значительного периода времени (до подготовки их замены) определяют уровень экономического развития пострадавших регионов. Данный вид социальных последствий ЧС в конечном счете выражается в потерях от недопроизводства и снижения качества продукции, но его самостоятельное определение носит значительные методические трудности. 

         Следующим наиболее важным социальным фактором влияния экстремальной обстановки на экономику является, как показывает практика, дестабилизация общественной обстановки на пострадавшей территории. Данный фактор невозможно определить в стоимостном выражении, но он является в наибольшей степени определяющим эффективность выхода из ЧС. Только там где удается добиться высокой дисциплины, строгого соблюдения правовых норм и порядка появляется возможность проведения мероприятий по выходу из ЧС. Наиболее наглядным примером этого является история бывшего СССР, где устранение последствий гражданской войны 1917-22 гг., когда обстановка отличалась нестабильностью, продолжалась вплоть до конца 30-х годов, а восстановление народного хозяйства страны после Великой Отечественной Войны, которое проходило в стабильных политических условиях, было в основном завершено к началу 50-х годов. Это наглядное свидетельствует о том, что наличие нормальной социальной ситуации является главным условием эффективного проведения комплекса ликвидации последствий ЧС. 

         Таким образом, по нашему мнению, данный анализ позволяет свести  факторы влияния экстремальных  явлений на экономику региона  к социально-экономическому ущербу, в рамках которого с одной  стороны можно выделить экономические факторы влияния на народное хозяйство пострадавших регионов и всей республики в целом, а с другой – на социальные последствия ЧС, из целого ряда, которых главными являются: бюджетный дефицит и резкое падение курса национальных валют, стрессовое состояние населения и усиление миграционных процессов, политическая нестабильность и неспособность надстроечных структур обеспечить нормальное функционирование базиса общества. 

         Причем группу экономических  факторов в общем виде можно  представить следующим образом: 

-         поражающие факторы, непосредственно,  своим физическим воздействием  приводят к потерям общественного  богатства и выбытию производственных  мощностей; 

-         в результате дестабилизации  обстановки и разрушения хозяйственных  связей нарушается нормальный ритм работы значительного количества предприятий, часть из которых непосредственному воздействию не подверглись; 

-         для проведения работ по ликвидации  ЧС и компенсации понесенных  потерь приходится отвлекать  от нормальной производственной деятельности значительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы; 

-         постоянная опасность возникновения  ЧС требует постоянного отвлечения  определенной доли производительных  сил и различных ресурсов на  проведение мероприятий по профилактике ЧС, на создание соответствующих резервов и содержание соответствующих общественных структур, призванных обеспечить устойчивость экономики перед экстремальными явлениями. 

Все вышеизложенные факторы влияния в значительной мере приводят к разбалансированию экономических механизмов региональной экономики и обуславливают длительное преодоление кризисных ситуаций. Это связано с тем, что региональная экономическая деятельность осуществляется одновременно большими массами людей, имеющими разнообразные интересы, которые зачастую противоречат друг другу. Мотивы их деятельности обусловлены, с одной стороны, разнообразием их целей и потребностей, с другой – многообразием средств и методов, с помощью которых они эти интересы и потребности реализуют, а также различием возможности доступа к необходимым для их реализации ресурсам. Данная ситуация объективно приводит к созданию и взаимодействующих друг с другом многочисленных цепочек последовательно возникающих взаимосвязанных экономических явлений, которые в экономической теории носят наименование экономических механизмов[1]. Данный подход позволяет отразить влияние ЧС на функциональный характер экономических процессов и отметить наиболее важные аспекты негативных последствий в системе экономических отношений.  

Наиболее целесообразно в этих целях использовать классификацию экономических механизмов характерных для региональной экономики представляемую А.П. Градовым: 

- экономические  механизмы открытого типа: 

1) механизмы  равновесия национальной экономики  и внешнего мира; 

2) механизмы  равновесия между производством  и потреблением; 

3) механизмы  превращения капитала в доход  и дохода в капитал (финансовые  механизмы); 

- механизмы закрытого  типа: 

1) механизмы  не поддающиеся количественной  оценке; 

а) механизм экономических циклов; 

б) механизм кумулятивного  неравновесия Викселя; 

2) механизмы,  поддающиеся количественной оценке (мультипликаторы); 

а) мультипликаторы  с единичным импульсом; 

б) мультипликаторы  с постоянно возобновляющимся импульсом. 

Действие данных механизмов носит комплексный, взаимозависимый характер и потенциально может с позиций государственного управления направляться на преодоление кризисных явлений в экономике регионов, пострадавших от ЧС. 
 
 

         Рис. 1 – Схема взаимодействия  экономических механизмов[2] 

  

         Тесная взаимообусловленност экономических  механизмов предопределяет необходимость  проведения глубокого и всестороннего  анализа для принятия любого  стратегического или тактического  решения. Принимая во внимание, что рынок является гибкой, самонастраивающейся системой, концептуально данные решения должны рассматриваться как импульсы, запускающие тот или иной механизм или комплекс механизмов. 

         Важно отметить, что действие  данных механизмов носит равновесный  характер и в общем виде влияние ЧС на них может быть представлено как их разбалансирование.  Причем в качестве основных видов дисбаланса можно выделить следующие: 

         - между производством и потреблением; 

         - ресурсный;  

         - временной;  

         - функциональный; 

         - институциональный; 

- бюджетный. 

В период возникновения  ЧС, как правило, резко возрастает потребление основных продуктов  питания и товаров первой необходимости. Данный спрос в значительной мере обусловлен различными фобиями и  приводит к возникновению дефицита. Механизм рыночного равновесия в силу запаздывания своего действия не всегда своевременно может реагировать на взрывной рост потребления некоторых видов товаров. С другой стороны, резкое падение жизненного уровня пострадавшего населения, вызванное значительными потерями его имущества и других средств существования, не дает ему возможностей самостоятельно достичь приемлемого уровня жизнеобеспечения. В целом диспропорция между спросом и потреблением приводит к значительному росту цен в пострадавшем регионе, что в случае крупномасштабной ЧС обуславливает развитие инфляционных процессов; 

Внезапный характер ЧС и наличие значительных потерь в период его возникновения неизбежно  порождают дефицит практически  всех видов ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения пострадавшего населения, локализации и ликвидации его последствий. Что особенно важно для современной рыночной ситуации, характерной высокой свободой рыночных агентов, ресурсный дисбаланс может также выражаться в том, что на фоне их общего дефицита некоторые субъекты рынка могут обладать их значительными запасами; 

         Временной дисбаланс в современной  теории управления в ЧС рассматривается  как наиболее важный, во многом  определяющий эффективность реагирования. Время, когда накопившиеся данные свидетельствуют о том, что ухудшение ситуации становится необратимым и необходимо принятие контрмер принято считать началом развития ЧС. Этот момент является самым ответственным, опасным и критическим, прежде всего для лиц, которые должны среагировать на возникновение ЧС. Многочисленные примеры как у нас в стране, так и за рубежом показывают, что даже достоверной и четкой информации нередко оказывается недостаточно для того, чтобы руководство немедленно отреагировало на возникающую ЧС, прибегнув к оперативным и эффективным ответным действиям. При этом можно выделить следующие основные причины запаздывания: 

         - инерционность информационной  системы. Необходимо время для  наблюдения, обработки его результатов  и передачи полученной информации руководству. Руководителям также нужно время на обмен информацией и выработку согласованной позиции; 

         - необходимость проверки и подтверждения  достоверности информации о возникновении  ЧС. Весьма распространенной ошибкой  значительной части руководителей состоит в том, что даже при поступлении информации из заслуживающих доверия источников они ратуют за то, чтобы ещё немного подождать и посмотреть, не отпадёт ли она сама собой. Ярким примером, подтверждающим это положение, является ситуация, сложившаяся на Чернобыльской АЭС после взрыва реактора на четвертом энергоблоке: куски радиоактивного графита на территории Чернобыля не стали достаточным доказательством прошедшей катастрофы даже для специалистов-ядерщиков; 

         - психологические особенности человека. Запаздывание адекватной реакции на ЧС вызывается неприятием непривычного, так как большинство причастных к ЧС, как и все люди привыкли доверять прошлому, привычному опыту и отвергать необычное, новое, считая его невероятным[3]. 

Функциональный дисбаланс в период возникновения ЧС выражается, прежде всего, в рассогласованности действий различных структур расположенных, или имеющих отношение к территории, на которой образовалась ЧС. Важным условием возникновения функционального дисбаланса является ведомственный характер управления экономикой и социальной сферой пострадавших регионов. На практике весьма сложно добиться того, чтобы структуры с различной ведомственной подчиненностью отказались от своих узких интересов, а свою активность полностью направили на достижение общих целей. Данная ситуация в современных условиях в значительной мере осложняется многоукладностью экономики. Как показывает зарубежная практика, последствия наводнения в Новом Орлеане (США, 2005 г.), рыночные агенты всячески стремятся избежать затрат на локализацию и ликвидацию последствий ЧС. Так, в Новом Орлеане распоряжения мэра о бесплатной раздаче продуктов питания пострадавшему населению из продовольственных магазинов саботировались их владельцами, что привело к тому, что данные магазины были разграблены. 

Информация о работе Комплексное влияние чрезвычайных ситуаций на региональную экономику